Детский оркестр как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:26, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение условий формирования музыкальных способностей детей в детском оркестре.
Для достижения цели и доказательства гипотезы необходимо решить следующий круг задач:
1. Раскрыть особенности развития музыкальных способностей дошкольников в детском оркестре;
2. Охарактеризовать формы работы музыканта-педагога по развитию музыкальных способностей детей в детском оркестре;
3. Обобщить опыт работы по формированию музыкальных способностей в детском оркестре;
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования детского оркестра как средства развития музыкальных способностей дошкольников;
5. Составить рекомендации для педагога-музыканта по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3–5
Глава I. Теоретические основы музыкального воспитания дошкольников.6–25
1.1. Значение и задачи музыкально-художественного воспитания и развития дошкольников………………………………………………………6–13
1.2. Проблемы и психолого-педагогические основы музыкально-художественного воспитания дошкольников…………………………….13–19
1.3. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей………………………………………………………………………….19– 24
Вывод……………………………………………………………………………25
Глава II. Музыкальное занятие как основная форма работы по формированию музыкальных способностей и способы их развития в детском оркестре у детей средней группы………………………………………………………26–48
2.1. Значение и задачи музыкальных занятий…………………...26–27
2.2. Основные музыкальные способности детей и способы их развития в различных видах музыкальной деятельности…………………………...27– 32
2.3. Значение и задачи игры на музыкальных инструментах……32–33
2.4. Классификация музыкальных инструментов…………………34–35
2.5. Организация занятий по обучению детей средней группы игре на инструментах………………………………………………………………...35–41
2.6. Развитие музыкального слуха в игре на детских музыкальных инструментах………………………………………………………………...41–47
Вывод……………………………………………………………………………48
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности использования детского оркестра как средства развития музыкальных способностей у детей средней группы……………………………………..49–65
Заключение…………………………………………………………………..66– 67
Список литературы…………………………………………………………68–69
Приложение…………………………………………………………………..1–32

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 591.00 Кб (Скачать файл)

Известно, что человек  не рождался и не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных исторических условиях, в которых вырабатывается потребность в них и предъявляются требования к их развитию.

Физические и умственные способности человека развивались  в процессе труда – воздействия  на природу. Способности развиваются как бы в двух планах: историческом и в формировании каждого индивидуума. Развитие способностей – это результат присвоения всего объективного богатства, созданного человечеством, результат опыта, накопленного рядом поколений. Однако способности – это не врожденные свойства.

Врожденными могут быть лишь анаомо-физиологические задатки, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности  всегда являются результатом развития, осуществляемого в процессе воспитания и обучения.

На основании данных биологии и физиологии Б. М. Теплов указывает на разницу между врожденными задатками и наследственностью, наследственными способностями. Задатки могут возникнуть в утробном периоде развития ребенка, а способности родителей иногда совершенно отсутствуют у их детей. [1, 17]

Задатки также не имеют  социальной направленности. По данным психологии они сами по себе безразличны к той или иной профессиональной деятельности, и на основе одних и тех же задатков можно сформировать самые различные способности в зависимости от условий жизни, характера, деятельности и воспитания.

Способности имеют свою специфику: их формирование предполагает сознательное, избирательное преображение свойств нервной системы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет тот или иной вид труда.

Исходя из положения  о формировании способностей в деятельности человека, ученые утверждают, что развитие способностей неразрывно связано с  расширением знаний человека, с приобретением  умений и навыков к действию материальной основой умений и навыков служат временные связи, образовавшиеся в коре головного мозга. Это доказывает учение          И. П. Павлова. В свою очередь быстрота образования связей, их прочность и подвижность зависят от свойств нервной системы. Они и лежат в основе психической деятельности, придавая индивидуальную характеристику тем или иным реакциям в нервной деятельности. [1, 18]

Несмотря на неразрывную  связь процесса развития способностей с приобретением умений и навыков, отождествлять их нельзя.

Б. М. Теплов включает в понятие «способность» три признака:

  1. «Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  2. Не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
  3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у данного человека». [1, 18]

Таким образом, способности  – это «индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков».

Большое внимание природе  способностей уделяли психологи  и музыковеды С. П. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, А. Н. Ландо, Е. В. Назайкинский, Л. С. Выготский, К. В. Тарасова, Д. Б. Эльконин. В их работах сформулированы определения свойств личности. [1, 19]

  1. Способности – это индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.
  2. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности человека, на основе которых можно формировать самые различные способности.
  3. Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения человеком какой-либо деятельности.
  4. Для успешного выполнения деятельности кроме способностей человеку необходимо еще и обладание знаниями, умениями и навыками, которые, как и способности, приобретаются в процессе общественно-трудовой практики и прежде всего в процессе воспитания и обучения. Знания, умения и навыки не тождественны способностям.

Вывод: при организации процесса музыкального воспитания детей необходимо учитывать тот факт, что музыкальные способности наилучшим образом развиваются на основе анатомо-физиологических задатков в процессе разнообразной музыкальной деятельности.

Педагоги многих стран  спорят о том, нужно ли учить музыке всех детей или только особо одаренных. Современная педагогика считает, что музыке как профессии следует обучать детей, имеющих влечение к ней и отличные музыкальные способности, но общее музыкальное воспитание должно распространяться на всех детей. И главной задачей массового музыкального воспитания педагоги-музыканты считают не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.

 

    1. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей

 

Определение структуры  музыкальности позволяет установить те музыкальные способности, которые  надо развивать для успешного выполнения ребенком того или иного вида музыкальной деятельности.

«Музыкальность» – это  чисто человеческое свойство, сложившееся  в процессе общественной практики. Оно исторически обусловлено: человек  постепенно привыкал различать в  звуках человеческой речи, в звуках природы различные свойства – их высоту, длительность.

 Под воздействием  музыки у человека постепенно  возникает особая слуховая и  эмоциональная восприимчивость,  которая в процессе музыкального  развития все более углубляется  и дифференцируется. Музыкальность характеризуется единством биологических и социальных элементов, поскольку ее качество зависит как от сочетания специальных способностей и особенностей личности данного человека, так и от ориентации его в музыкальных явлениях данного общества.

Таким образом, музыкальность  – это своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях. «Главный признак музыкальности – переживание  музыки как выражения некоторого содержания, основными же носителями этого содержания являются в музыке высотное и ритмическое движение». Содержание понятия «музыкальность» охватывает самые разные            свойства – от способности дифференцировать музыкальные звуки до высших творческих проявлений. Б. М. Теплов определяет музыкальность как     «…тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности». [1, 38]

Музыкальность предстает  как комплекс способностей. Теплов выделяет среди них три основные, способствующие наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:

  1. Ладовое чувство, способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, т.е. чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
  2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии.
  3. Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях. [1, 38] 

Н. А. Ветлугина же указывает  на следующие составляющие музыкальности:

  1. Комплекс качеств, необходимых для успешного выполнения музыкальной деятельности. Предполагает знание типологических, индивидуальных особенностей личности с ее интересами, склонностями, с ее волевыми процессами, складывающимися в музыкальной практике.
  2. Синтез эмоционального и слухового компонентов. Эмоциональной окрашенностью характеризуются все виды музыкальной деятельности. На какой бы стадии своего развития ни находился ребенок, он эмоционально откликается на музыку, выражающую чувства. Вместе с тем очень важен и слуховой компонент, т.к. его сенсорная основа связана со всеми этапами музыкального развития.
  3. На базе единства эмоционального и слухового компонентов складываются две основные музыкальные способности: способность переживания, дифференциации, представления и воспроизведения высотных соотношений; способность переживания, дифференциации, представления и воспроизведения музыкального ритма. [1, 40]

Музыкальность как комплекс способностей включает владение исполнительскими средствами, помогающими выразить настроение и содержание музыки; волевые процессы; инициативу; творческие замыслы; технические данные.

Музыкальность как комплекс музыкальных способностей возникает  и развивается в различных  видах музыкальной деятельности ребенка, и сначала в очень  примитивных формах. На самых первых этапах развития у ребенка проявляются все основные музыкальные способности, а доминирование одних и отставание других обнаруживается лишь впоследствии. Раннее проявление музыкальных способностей у одних детей говорит об их одаренности. Однако более позднее проявление их у других детей вовсе не свидетельствует об их отсутствии. Развитие музыкальности зависит от планомерного педагогического воздействия, от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, от окружающей среды.

Дошкольный – это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного уровня развития значительно видоизменяется характер музыкальной деятельности ребенка-дошкольника.

Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, звучанию инструментов; развивать его зрительно-слуховое сосредоточение, певческие интонации; способствовать возникновению эмоционально-положительного самочувствия ребенка.

На втором году жизни продолжается музыкальное развитие ребенка: звукоподражание, запоминание и узнавание мелодий, воспроизведение их голосом, выполнение игровых и плясовых движений, отвечающих содержанию песен.

На третьем году интенсивно развивается музыкальное восприятие: умение вслушиваться в музыку, запоминание и различение особенностей ее звучания. Продолжается развитие слуха и голоса ребенка. Он учится подпевать голосу взрослого и инструменту, играть в музыкальные игры, связывая при этом свои движения с общим характером музыкального произведения.

На четвертом году жизни происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность слушать музыку, узнавать знакомые песни и инструментальные пьесы. Дети способны различать в пьесах регистры, тембры, звучание 2–3 музыкальных инструментов, несложный ритм, могут сопоставлять громкую и тихую музыку, спокойную и бодрую. Однако внимание детей еще неустойчиво, певческие голоса не сформировались, дыхание поверхностное. Поэтому их музыкальная деятельность пока скромна.

На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной, так как обогащение опытом влияет на развитие всех психических процессов ребенка: внимание становится более устойчивым, развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуются зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети научаются различать довольно сложные звукосочетания, выделять их отдельные элементы, у них появляется желание слушать музыку, интерес, а затем и любовь к ней. Дети улавливают переданное в музыке настроение, узнают знакомые песни, мелодии, улавливают их ритмический рисунок, пытаются выразительно передавать в движении игровые образы, учатся согласовывать свое пение и движения с пением и движениями товарищей. В этом возрасте значительно укрепляются детские голосовые связки, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. У детей формируются слуховой самоконтроль, и они начинают лучше владеть голосом. Систематические занятия пением, движением, слушанием музыки содействуют развитию у детей музыкальной восприимчивости.

На шестом году жизни у детей воспитывается более устойчивый интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления. Под влиянием наблюдений окружающего и в результате сенсорного воспитания у детей возникает система представлений о высоте, силе, тембре музыкального звука. В этом возрасте у детей формируется способность понимать поставленную перед ними задачу, самостоятельно выполнять указания не только направляющие деятельность, но и определяющие способ действия. В играх и плясках дети договариваются о распределении ролей, последовательности действий, согласуют их. Восприятие приобретает более целенаправленный и комплексный характер – дети могут одновременно обращать внимание на характер музыки, форму музыкального произведения и некоторые средства музыкальной выразительности. Отчетливее проявляются элементы творчества в пении; в сюжетной игре дети сознательно стремятся к эмоционально-выразительной передаче образов. Происходят существенные сдвиги и в области мышления. Ребенок хочет знать, о чем рассказывает музыка, что означает то или иное слово песни, как можно двигаться под ту или иную. Он анализирует и обобщает, делает простейшие умозаключения. Свои замыслы дети выражают в словесной форме, планируют свои игровые действия. Музыка углубляет их нравственные качества, влияет на воспитание чувства любви к Родине, родной природе, уважения к старшим, дружбы и товарищества.

На седьмом году жизни занятии, в том числе и музыкальные, приобретают все большее значение. Сложные формы принимает познавательная деятельность ребенка. Восприятие становится целенаправленным, развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. Все больше и больше развивается музыкальный слух. Ребенок может различать и воспроизводить направление движения мелодии – понижение и повышение звуков, различные звуки и длительности, смену темпов в пении и музыкально-ритмических движениях. Развивается умение выполнять последовательно движения довольно сложных плясок, сюжетных и несюжетных игр. У детей развивается интерес и любовь к музыке, формируется запас любимых произведений, закрепляется навык культуры слушания музыки, эмоционального ее восприятия. В процессе исполнения песен, игр и плясок, выполнения коллективных упражнений у детей развиваются волевые и эмоциональные качества, дисциплинированность, организованность, дружеские взаимоотношения. В ходе простейшего анализа музыкальных произведений у детей совершенствуется память, углубляются представления о содержании музыки, ее формах, жанрах, средствах выразительности и музыкальных образах. Дети приобретают способность оценивать красоту музыки, эмоционально выразительное исполнение песен, игр, плясок как свое, так и своих товарищей, творчески подходить к музыкальной деятельности.

Информация о работе Детский оркестр как средство развития музыкальных способностей дошкольников