Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Духовно-нравственное воспитание – организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу со-Творения, то есть созидания позитивно нового[1].

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций

1.1 Роль музыкального искусства в воспитании личности

1.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников

Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой

2.1 Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе

2.2 Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей

Глава 3. Виды музыкальной деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей

3.1 Восприятия музыки как главный фактор духовно-нравственного воспитания

3.2. Различные виды деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работ1.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки

 

 

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Музыкальное воспитание в  свете исторических и современных  культурных традиций

 

1.1 Роль музыкального искусства в воспитании личности

 

1.2 Актуальность современных методических  принципов и подходов к вопросам  духовно-нравственного развития  школьников

 

Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой

 

2.1 Проблемы духовно-нравственного  воспитания в современном обществе

 

2.2 Влияние классических и народных  произведений на духовно-нравственное  воспитание детей

 

Глава 3. Виды музыкальной деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей

 

3.1 Восприятия музыки как главный  фактор духовно-нравственного воспитания

 

3.2. Различные виды деятельности  влияющие на духовно-нравственное  развитие детей

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

Приложение (духовные произведения в  мировой музыкальной классике)

 

 

Введение

 

Духовно-нравственное воспитание –  организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу со-Творения, то есть созидания позитивно нового[1].

 

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

 

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному  становлению человека, формированию у него:

 

- нравственных чувств (совести,  долга, веры, ответственности, гражданственности,  патриотизма);

 

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

 

- нравственной позиции (способности  различению добра от зла, проявлению  самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

 

- нравственного поведения (готовности  служения людям и Отечеству,  проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

 

Сегодняшняя жизнь ставит новые  проблемы перед музыкальным  образованием в школе. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний: над умами властвует примитивное материальное богатство.

 

Фундаментальные сдвиги в системе  ценностных ориентаций связаны с  экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом кроются причины духовной деградации.

 

Мир вступил в третье тысячелетие. Характерной чертой современной  эпохи является наличие в ней  сложнейших политических, социально- экономических, экологических и множества других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы.

 

Очевидна потребность в совершенствовании  и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания

 

Одна из важнейших задач художественного  образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие  на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти  основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание»[2].Однако, как отмечал Л. Выготский [3], музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

 

«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча: и не все  равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная, т.е. такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что горел и светил автору…»[4]:. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

 

Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Музыка – носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик – коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей. Поэтому так актуален в музыкальном и художественном образовании аксиологический подход, который предполагает поиск «диалогической истины»[5].

 

Искусство должно выступать не столько  как объект изучения, сколько как  субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.

 

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному  становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём.

 

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

 

Проблема духовно - нравственного  воспитания подрастающего поколения  является одной из сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье детей. Задачи духовно-нравственного воспитания личности, разработка соответствующих программ для образовательной практики и реализация соответствующих мер по решению данных задач требуют не только теоретического обоснования, но и их научно обоснованной апробации.

 

Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам  наших детей и раскрыть мир  Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, учителям. Ведь учитель – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

 

Все программы по музыке (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Г.П. Сергеева и др.) в общеобразовательной школе ориентированы на постижение, главным образом, классической музыки, тем самым уроки музыки приходят в противоречие с повседневной жизнью, когда ребенок дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не лучшие, поп-музыки. Телевизионные передачи не могут не влиять на подрастающее поколение, поэтому подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастают в оторванности от истинных шедевров музыки, не помнят ни одного музыкального сочинения серьезного искусства, которое бы нравилось.

 

Как видно, система духовно-нравственного  воспитания функционально неполна: в образовательной школе отсутствует  базовый по отношению ко всей системе  воспитания курс духовно - нравственной культуры; далеко не в полной мере используются особенности поликультурных традиций.

 

Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного – главная задача учителя музыки.

 

 

Глава 1. Музыкальное воспитание в  свете исторических и современных  культурных традиций

 

1.1 Роль музыкального искусства  в воспитании личности

 

В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи. Это не что иное, как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путём введения музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.

 

Мысли о необходимости более  раннего - начинающегося еще до школы - воздействия на формирование личности занимали умы выдающихся философов- воспитателей уже давно. Еще триста лет назад великий педагог Ян Амос Коменский утверждал что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль выразил Жан Жак Руссо, говоря что «каждый последующий воспитатель оказывает меньше влияния на ребенка, чем предыдущий».

 

Основным средством духовно-нравственного  воспитания Аристотель считает музыку. По мнению Аристотеля, музыка оказывает  влияние на человеческую психику  и этику, на моральные качества человека.

 

Как и Платон, Аристотель проводит строгий отбор ладов и музыкальных инструментов. Он делит лады на этические (действующие на моральные свойства человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние). И он указывает, в каких случаях как этими ладами надлежит пользоваться.

 

Музыке, как средству эстетического  воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами  чувственного восприятия.

 

“Ведь даже одна мелодия без сопровождения  ее словами, заключает в себе эстетические свойства. Между тем, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают”[6].

 

На русской почве идеи целенаправленного  воспитания детей стали зарождаться  в начале 18 века. Независимо от взглядов и предпочитаемых методов, большая  часть педагогов считала, что музыкальному воспитанию принадлежит значительная часть в духовном формировании личности.

 

 У педагогов было стремление  воспитать и образовать детей  на народном материале, который  они подбирали сами. Русская народная  песня и сказка, эпизоды из жизни народа, его труды, картины окружающей природы - вот материал, который определял содержание игр и занятий с детьми, воспитывая в них духовно-нравственное начало.

 

В России интерес к вопросам духовно-нравственного  воспитания средствами музыкальной выразительности детей родился примерно в последние десятилетие 18 века. В дальнейшем этот интерес углублялся и рос в среде прогрессивной русской интеллигенции. Музыкальное воспитание связывалось с общими культурными и нравственными вопросами.

 

Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал Н. Новиков - просветитель, педагог и писатель- сатирик конца 18 века. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами»[7].

 

В высказываниях Белинского четко выражено его отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания:

 

« Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а  ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в  картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней одной отделке; кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки - тот не человек»[8]. А как полюбить все это? Белинский отвечает определенно:

 

« В детях с самых ранних лет  должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов  человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше»[9].

 

Отдавая должное формирующему влиянию окружающей среды, русские мыслители вместе с тем признавали существенное значение природных задатков и наклонностей. Считали, что необходимо их чутко распознавать и бережно выращивать.

 

Одним из первых в России предпринял практические шаги в деле музыкального просвещения и образования Владимир Федотович Одоевский - выдающийся русский музыкальный ученый и публицист, и общественный деятель. В многочисленных, талантливо написанных статьях, Одоевский выступал активным популяризатором и пропагандистом выдающихся достижений русской музыкальной классики духовного направления.

 

Одоевским же были высказаны важнейшие  мысли о роли окружающей среды, с  первых лет жизни воздействующей на формирование ребенка:

 

«Занимайтесь ребенком, или не занимайтесь, но с четырех лет он уже воспитывается, то сам с собой и всем окружающим: словами, которые вы произносите, не думая, что они им были замечены, вашими поступками, даже неодушевленными предметами, которые случайно находятся вокруг него. Все на него действует и оставляет неизгладимое впечатление в его душе - правильное это зависит от случая и обстоятельств, в которые ребенок поставлен»[10].

 

Замечательное высказывание Одоевского можно в полной мере отнести к  музыкальному развитию детей, которому Одоевский придавал чрезвычайно большое значение. Он считал музыку «Важнейшим элементом как в человеке, так, следовательно, и в общественном организме»[11].

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки