Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа
Духовно-нравственное воспитание – организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу со-Творения, то есть созидания позитивно нового[1].
Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
Введение
Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций
1.1 Роль музыкального искусства в воспитании личности
1.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников
Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой
2.1 Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе
2.2 Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей
Глава 3. Виды музыкальной деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей
3.1 Восприятия музыки как главный фактор духовно-нравственного воспитания
3.2. Различные виды деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей
Заключение
Список используемой литературы
Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно-нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.
Заключение
Из всех учебных дисциплин единственно
по-настоящему воспитывающей духовно-
Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому школа не должна откладывать начало музыкальных занятий и обязана предоставить всем детям равные возможности для изучения музыки, которая обогатит их разум и душу.
Для правильной организации духовно-
Именно на ранней стадии развития
закладывается фундамент, в это
время надо знакомить детей с
самым широким музыкальным
Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.
В задачи уроков музыки, как в специфические
задачи духовно-нравственного
Воспитание способности
Один из путей интенсификации музыкального образования – это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п.
Очень важно, чтобы то, к чему взывали мы на уроках музыки, что “вживляли” во внеклассной и внешкольной деятельности, благодатными всходами прорастало во всех сферах жизнедеятельности наших воспитанников в своем социокультурном пространстве. Это и забота о ближнем, и активная экологическая и краеведческая деятельность, и организация работы по духовному, нравственному и физическому оздоровлению населения.
Один из известных специалистов по эстетике М. Каган, подвергший глубокому анализу закономерности целостного развития художественной культуры, отмечает, что "музыка будет играть все большую роль как в художественной культуре, так и за ее пределами, ибо дальнейшее возрастание роли в человеческой жизни науки, абстрактного мышления, познания законов бытия будет порождать все более острую потребность в уравновешивании этого направления человеческого развития активизацией его эмоциональной сферы, его духовных чувств, его способности не только мыслить, но и переживать..."[19].
В современном обществе Разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания школьников. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.
Развивающаяся социализация личности
ребенка требует углубления содержания
музыкально-эстетического
В современной педагогической науке нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны, утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой, отмечая “огромное воздействие музыкального искусства на ребенка, способность его без лишней дидактичности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие фантазии, воображения, творчества повлиять становление духовного мира личности, подвергают сомнению исторически сложившееся отношение к искусству как средству нравственного воспитания. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
Список используемой литературы
1. Абдуллин Э.Б. Теория и
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В.
Теория музыкального
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга
школьного учителя-музыканта. –
4. Апраксина О.А. Методика
5. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1956.
7. Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. - 1974, № 12.
8. Алиев Ю.Б. Методика
9. Алиев Ю.Б. Художественное
10. Асафьев Б.В. о музыкально-
11. Ахмешев Б.А. Профессиональная позиция учителя музыки как категория личности // Научные труды МПГУ им. Ленина. Серия: Гуманитарные науки. – М., 1995.
12. Базиков А.С. Музыкальное
13. Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР // Музыкальное воспитание в СССР. - Вып. 1. – М., 1978.
14. Бернстайн Л. Музыка всем. – М. 1978.
15. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б.
Методика преподавания музыки
в общеобразовательных
16. Брунер Джером. Культура образования [пер. Л.В. Трубицыной, А.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2006.
17. Венгрус Л.А. Пение и «
18. Ветлугина Н.А. Структура
19. Гегель Г.Ф. Характер содержани
20. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. – 1988, №2.
21. Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки – урок искусства. Кн. для учителя. – М., 1989.
22. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // В кн.: Новое педагогическое мышление. – М., 1989.
23. Данилевская Л.В. Основные
принципы музыкального
24. Духовная музыка: Россия и Запад. Программа для 1-4 кл. ООШ / И.В.
25. Кабалевский Д.Б. Сила
26. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М., 1984.
27. Кабалевский Д.Б. Как
28. Кабалевский Д.Б.
29. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.
30. Каган М.С. Взаимодействие
искусств в педагогическом
31. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. – 1992.
32. Концепция художественного
33. Красильников И.М. Современные
тенденции и противоречия
34. Красильников И.М., Крюков М.А.
Музыкальное искусство и
35. Кабалевский Д.Б. Основные
принципы и методы программы
по музыке для
36. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», «Народное образование»,
37. Кошмина, В.В. Алеев. – М.: Просвещение, 1994.
38. Ланкин В.Г., Ланкина Е.Е., Хох
И.Р. Музыка и развитие
39. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1985.
40. Музыка. 1-8 классы. Программа для
средних общеобразовательных
41. Музыка. Музыкально-эстетическое
воспитание. 1-4 классы. Программа для
общеобразовательных учебных
42. Музыка. Программа для 1-8 кл. ООШ / Коллектив авторов под научным руководством Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2004, 2006.
43. Музыка. Программа для ООУ. Начальные классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2005, 2006.
44. Музыкальное искусство.
45. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. Л.В.Школяр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
46. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. – М., 1978.
47. Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. – 1995.
48. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001.
49. Медушевский В.В.
50. Медушевский В.В. О
51. Медушевский В.В.
52. Неменский Б.М. Мудрость
53. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская и др. / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003.
54. Русский фольклор. Программа для 1-4 кл. / Л.Л. Куприянова // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. – М.: Дрофа, 2001.
55.Федеральный компонент
Приложение
Духовные произведения в мировой музыкальной классике
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) 3 оратории: «Рождественская» (1734), «Пасхальная» (1734-36) и «Вознесение» (1735), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727), «Магнификат» (1723, 1730), «Месса си минор» (1749), 4 коротких мессы (1735-1749), 191 духовная кантата; около 350 хоралов, 35 духовных песен, мотеты.
Гектор Берлиоз (1803-1869) оратории: «Детство Христа» (1854), «Реквием» (1837), «Te Deum» (1849).
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) оратория «Христос на Масличной горе» (1803), «Торжественная месса» (1819-1823), месса до мажор (1807), кантаты.
Жорж Бизе (1838-1875) оратория «Иоанн на Патмосе» (1866), кантаты: Ангел и Тобия (1855-57), Давид (1856); Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858), Ave Maria (для хора и оркестра, после 1867).
Луиджи Боккерини (1743–1805) Месса (1800), «Stabat Mater» (1801).
Иоганнес Брамс (1833–1897) «Немецкий реквием» (1857-1858).
Эдвард Бенджамин Бриттен (1913–1976) оратории: «Вавилон» на Быт 11 (1944), муз. баллады «Авраам и Исаак» (1955), оперы «Ноев потоп» (1958) и «Блудный сын» (1968), кантаты: «Радость об Агнце» (1943), Кантата милосердия (1963), «Военный реквием» (1961), для оркестра «Симфония-реквием» (1940), «Короткая месса» (1959).
Антон Брукнер (1824-1896) Te Deum (1883-1884), 7 месс, мотеты.
Джузеппе Верди (1813-1901) «Stabat Mater» (1898), «Te Deum» (1898), оперы «Набукко (Навуходоносор)» (1841) и «Руфь» (1845), «Реквием» (1847), «Pater noster» (1880), «Ave Maria» (1880), духовные пьесы.