Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Духовно-нравственное воспитание – организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу со-Творения, то есть созидания позитивно нового[1].

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций

1.1 Роль музыкального искусства в воспитании личности

1.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников

Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой

2.1 Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе

2.2 Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей

Глава 3. Виды музыкальной деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей

3.1 Восприятия музыки как главный фактор духовно-нравственного воспитания

3.2. Различные виды деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работ1.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

 

Антонио Вивальди (1678-1741) оратории: «Моисей» (1714), «Торжествующая Юдифь» (1716), «Поклонение волхвов» (1722), «Stabat Mater» (1736), мотеты, псалмы (всего около 60 духовных произведений).

 

Франц Иосиф Гайдн (1732-1809) оратории: «Сотворение мира» (1798), «Семь слов Христа на Кресте» (1794), «Stabat Mater» (1767), «Возвращение Товия» (1775), 2 Те Deum, 14 месс, в том числе: «Святой Цецилии» (1769-1773), «Месса времен войны» (1796), «Тереза» (1799), малая месса (около 1750), большая органная месса Es-dur (1766), месса в честь святого Николая (G-dur, 1772), малая органная месса (1778); мотет, кантаты.

 

Георг Фридрих Гендель (1685-1759) оратории: «Израиль в Египет» (слова Генделя  по Библии, 1739), «Иосиф и его братья» (по поэме Дж. Миллера, 1744), «Саул» (либретто Ч. Дженненса, 1739), «Самсон» (на текст Мильтона, 1743), «Девора» (либретто С. Хемфри, 1733), «Валтасар» (либретто Ч. Дженненса, 1745), «Иуда Маккавей» (либретто Т. Морелла, 1747), «Иисус Навин» (либретто Т. Морелла, 1748), «Соломон» (либретто Т. Морелла, 1948), «Эсфирь» (по одноимённой пьесе Расина, 1720 - 1732), «Сусанна» (1749), «Иеффай» (либретто Т. Моррела, 1752), «Мессия» (на слова Клопштока, 1742), «Аталия» (по Расину, 1733), «Воскресенье» (La Resurrezione, слова К. С. Капече, 1708), «Оратория на случай» (Occaslonal Oratorio, либретто Т. Морелла по "Псалмам" Мильтона, Спенсера и др., 1746); «Теодора» (либретто Т. Моррела, по пьесе Корнеля, 1750); «Страсти» (по «Священной поэме» поэта Брокеса «За грехи мира сего пострадавший и умерший Христос» 1716), «Страсти по Евангелию от Иоанна» (на текст немецкого поэта Постеля, 1705); псалмы-антемы; 5 Те Деум (Утрехтский 1713, 1714, 1719, 1737, 1743).

 

Александр Константинович Глазунов (1865-1936) музыка к библейской драме К.Р. «Царь  Иудейский» (1913).

 

Александр Тихонович Гречанинов (1864 -1956) «Литургия Иоанна Златоуста» (1903), «Демественная литургия» (1917).

 

Шарль Гуно (1818-1893) оратория «Искупление» (1880-81) и «Товий» (1866) «Смерть и  жизнь» (1884), «Agnus Dei» (1838), кантаты, мессы.

 

Антонин Леопольд Дворжак (1841-1904) «Stabat Mater» (1877), оратория «Святая Людмила» (1886), Библейские песни (1894), Реквием (1891), Месса ре мажор (1887-1892), Te Deum (1892), Псалом 149 для хора и оркестра.

 

Клод Дебюсси (1862-1918) оратория «Дева-Избранница» (1887-88), кантата «Даниил» (1880-84), мистерия «Мученичество Св. Себастьяна» (1911), кантата «Блудный сын» (1884).

 

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859 - 1935) опера «Руфь» (1887), Литургия Иоанна Златоуста (1904), «Избранные молитвословия  из всенощного бдения» (1906).

 

Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926) кантата «Из минувших веков. Иудея» (1905), 73 духовных хора, 136 духовно-музыкальных  сочинений и переложений.

 

Луиджи Керубини (1760-1842) кантата  «Брак Соломона» (1816), «Плач Иеремии» (1815), Реквием (1816).

 

Золтан Кодай (1882-1967) оратория «Изгнание  торгующих» (1934), Psalmus Hungaricus (1923), Budavari Te Deum (1936), Missa brevis (1944), Adventi evek (1963).

 

Ференц Лист (1811-1886) оратории «Христос» (1866), «Легенда о св. Елизавете» (1862-1865), «Крестный путь» (1878-1879), «Видение Иезекииля», «Stabat Mater» (1866), «Реквием» (1866), 4 мессы в т.ч. «Гранская месса», «Венгерская коронационная месса» (1867), кантаты.

 

Жюль Массне (1842-1912) оратории: «Обетованная земля» (1900), «Иродиада» (по мотивам Г. Флобера, 1881), Мария Магдалина (1873), Ева (1875), Богородица (1880), духовная кантата: Вспомните, Мария (1880).

 

Джакомо Мейербер (1791–1864) опера «Обет  Иеффея» (1812), Псалом 91 (1853), Stabat Mater, Miserere, Те Deum, псалмы.

 

Феликс Мендельсон (1809-1847) оратории: «Илия» (1846), «Павел» (1836), «Христос» (1847), 5 кантат, псалмы, мотеты.

 

Оливье Мессиан (1908-1992) оратория «Преображение  Господа Нашего» (1969), симфоническая  пьеса «Вознесение» (1934), для органа «Рождество Господа» (1935), для фортепиано «Двадцать взглядов на лик младенца Христа» (1944), для хора: «Три маленькие литургии Божественного присутствия» (1944), «Месса Троицына дня» (1950), для оркестра: «Забытые приношения» (1930), «Гимн» (1932), «Вознесение» (1934), опера «Святой Франциск Ассизский» (1983).

 

Клаудио Монтеверди (1567-1643) опера «Магдалина» (1617), Духовные напевы (1582); Духовные мадригалы (1583), Месса «Missa senis vocibus» (1610), «Вечерня Блаженной Девы» (1610).

 

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) кантата «Кающийся Давид» (1785), 16 церковных сонат, 19 Месс, в т.ч. Большая месса c-moll (1783), «Реквием» (1791), Мотет «Exsultate, jubilate» (1772).

 

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) «Иисус Навин» (для хора, солистов и  фортепиано, 1877), «Поражение Сеннахериба» для солистов, хора и оркестра из еврейских мелодий Байрона, «Царь Саул» (для мужского голоса с фортепиано).

 

Артюр Онеггер (1892-1955) оратории «Царь  Давид» (1921) и «Жанна д’Арк на костре» (1935), опера «Юдифь» (1925), Рождественская кантата (1953), Третья «Литургическая» симфония (1946), балет «Песнь Песней» (1938).

 

Джованни Палестрина (1525-1594) «Stabat Mater» (1590); 104 мессы, свыше 300 мотетов, 35 Magnificat и т.д.

 

Кшиштоф Пендерецкий (1933) «Stabat Mater» (1962); «Потерянный рай» (1978) — священное представление в двух актах по мотивам поэмы Джона Милтона; «Псалмы Давида» для смешанного хора и струнных (1958); «Польский реквием» для четырёх солистов, смешанного хора и оркестра (2005); оратория «Страсти по Луке» (1965); Симфонии: № 2 «Рождественская» (1980) и № 7 «Семь врат Иерусалима» для пяти солистов, чтеца, смешанного хора и оркестра (1996); Magnificat (1974); Te Deum (1980); «Заутреня» (1970).

 

Джованни Перголези (1710-1736) «Stabat Mater» (1736), три мессы, несколько псалмов  и мотетов.

 

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) балет «Блудный сын» (1928).

 

Франсис Пуленк (1899-1963) «Stabat Mater» (1950). Арво Пярт (1935) De Profundis (1981), «Страсти по Иоанну» (1981-1982), «Stabat Mater» (1985), Te Deum (1984-1986), Dies irae (1986), Miserere (1989), «Магнификат» (1989), «Берлинская месса» (1990-1992), «Литания св. Иоанну на каждый час дня и ночи» (1994).

 

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) «Литургия Иоанна Златоуста» (1910), «Всенощное бдение» (1915).

 

Петрушин В.И. Личность и деятельность музыканта // В.И.Петрушин. Музыкальная психология. - Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 1997.

 

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие. –  М., 2000.

 

Ройтерштейн М.И. С доверием к музыке // Сов. музыка - 1988, №3.

 

Рудзик М.Ф. Курс «Мировая художественная культура» в школе. Методическое пособие для учителей. – Курск, 1995.

 

Сухомлинский В.А. Музыка // Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. – Т. 1. – М., 1978.

 

Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. – М., 1979.

 

Тарасов Г.С. Психологические особенности  музыкального восприятия школьников. – В кн.: Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства / Под ред. Д.Б. Кабалевского. – М., 1978

 

Теплов Б.М. Психология музыкальных  способностей. – М., 1949.

 

Хох И. Принципы урока музыки и их взаимосвязь с мотивационно-потребностной  сферой школьника // Музыка в школе. – 2000, № 2.

 

Чередниченко Т.В. Музыка в истории  культуры. – Вып. 1. - Долгопрудный, 1994.

 

(Р. Берне, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, Л.С. Выготский, А.С Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, В. Франкл и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Л.М. Архангельского, Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Г.Н. Волкова, Б.З. Вульфова, В.А. Караковского, B.C. Леднева, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, Е.Н. Медынского, Л.И. Рувинского, А.И. Шемшуриной, М.И. Шиловой, Е.Н. Щурковой и др.

 

 

[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

[2] И. Ильин http://www.gumer.info/authors

 

[3] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 – 1984.

 

[4] И. Ильин http://www.gumer.info/authors.

 

[5] М. Бахтин. Вопросы литературы  и эстетики. — М., 1975

 

[6] Философы Греции. ЗАО "Издательство "ЭКСМО-Пресс", Москва, 1997

 

[7]Н. И. Новиков. О воспитании и наставлении детей. Москва - Ленинград, 1954 год. Государственное издательство художественной литературы.

 

[8] Белинский В.Г. Избранные педагогические  сочинения / Под ред. действ. чл. АПН Е.Н. Медынского. — М.; Л.: Академия  пед. наук РСФСР, 1948. — 280 с.: портр.

 

[9] Белинский В.Г. Избранные педагогические  сочинения / Под ред. действ. чл. АПН Е.Н. Медынского. — М.; Л.: Академия  пед. наук РСФСР, 1948. — 280 с.: портр.

 

[10] В. Одоевский

 

[11] В. Одоевский http://az.lib.ru/o/odoewskij_w_f/

 

[12] К. Ушинский "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии" (2 т., Санкт-Петербург, 1868 - 1869)

 

[13] Абдуллин  Э.Б. Теория и практика музыкального  обучения в общеобразовательной  школе: Пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

 

[14] Чич-Головина И. Об искусстве педагогики и педагогике искусства 2007

 

[15] Школяр  Л.В., Красильникова М.С. и др. Теория  и методика музыкального образования  детей: Научно-методическое пособие.  – М.: Флинта: Наука, 1998. – 336 с. 

 

[16] Целковников  Б. М. Абдуллин Э.Б.,Целковников Б.М.,Николаева Е.В. Теория музыкального образования  Высшее профессиональное образование. Издательство: Академия 2007

 

[17] Станиславский  К.C. Об искусстве театра. Избранное.  – М., 1982.

 

[18] Неменский  Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1987.

 

[19] Каган  М.С. Взаимодействие искусств  в педагогическом процессе  // Взаимодействие искусств в педагогическом  процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989.


Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки