Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 19:16, магистерская работа
В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в систему дополнительного образования детей.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Развитие вокально–интонационных навыков.
Сольфеджирование. Чтение с листа………………………………………6
Воспитание чувства метроритма……………………………………….. 15
Воспитание музыкального восприятия………………………………….24
Воспитание творческих навыков………………………………………. 27
Музыкальный диктант……………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………
Методическая разработка
по направлению «Теория и методика дополнительного образования детей»
по теме: «Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ»
Глухова Анжелика
Преподаватель теоретических дисциплин
МОУ ДОД ДШИ п. Октябрьский
2012
Содержание
Введение ………………………………………………………
Развитие вокально–
Сольфеджирование. Чтение с листа………………………………………6
Воспитание чувства метроритма…
Воспитание музыкального восприятия………………………………….24
Воспитание творческих навыков………………………………………. 27
Музыкальный диктант……………………………………………………32
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение …………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
В
современном мире все глубже
осознается значение
В системе дополнительного
образования детей особое место
принадлежит детским
Предмет «Сольфеджио» является
одной из обязательных дисциплин
в учебных планах детских музыкальных
школ и школ искусств, определяющих
своеобразие и универсальность
отечественной системы
«Сольфеджио» является практической дисциплиной и направлено на развитие музыкальных способностей.
Цель и задачи сольфеджио:
дать систему знаний и
навыков, необходимых для понимания
основных средств музыкальной
выработать элементарные
музыкально технические навыки,
необходимые как в процессе
прохождения курса, так и для
дальнейшего музыкального
заложить реалистические
основы музыкального воспитания и образования,
дать верное направление музыкально-
Обучение на современном
уровне предусматривает работу над
развитием всех компонентов музыкальности:
музыкального слуха (мелодического, гармонического,
полифонического), чувства ритма, музыкальной
памяти, воображения, эмоциональной
отзывчивости на музыку и эстетического
вкуса. Музыкальные способности
детей, включающие названные компоненты,
начинают формироваться еще в
дошкольном возрасте. Они тесно связаны
с общими свойствами (способностями)
личности, такими, как внимание, память,
восприятие, мышление, речь, воображение,
которые в результате обучения и
воспитания дифференцируются, обеспечивая
успешность выполнения одного специального
вида деятельности. Все музыкальные
способности связаны между
Объект исследования – музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.
Предмет исследования – формы работы на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ на народном отделении.
Цель выпускной работы – доказать целесообразность применения различных форм работы на уроках сольфеджио, способствующих развитию личности ученика в процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности.
Задачи:
выделить развитие вокально – интонационных навыков, сольфеджирования и чтения с листа как выжнейшую форму работы на уроке сольфеджио;
доказать необходимость метроритмической работы;
выявить музыкальное восприятие
как необходимую основу для изучения
и осознания разнообразных
проанализировать огромную роль творческой инициативы учащихся играет в процессе обучения;
рассмотреть диктант как одну из самых сложных форм работы в курсе «Сольфеджио».
РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО – ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ. СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ. ЧТЕНИЕ С ЛИСТА
Интонация – от латинского intono – произношу нараспев, запеваю. Музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков (созвучий).
Пение – основа сольфеджио. Правильное и выразительное пение – это едва ли не основной навык, приобретаемый на уроках сольфеджио. Задача уроков сольфеджио научить детей петь, но не только развить голос, но и научить учеников безотрывно слушать себя при пении, все время анализировать его с разных точек зрения: точности высоты по отношению к строю, протяженности, штриховки, силы звука. При этом нельзя забывать и о художественной стороне исполнения. Таким образом, развитие вокально-интонационных навыков – сложнейшая задача, которая стоит перед педагогом на уроках сольфеджио.
Вокально-интонационные
В 1-2 классах дети должны приобрести первоначальные певческие навыки: уметь правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации, но физиологические особенности детского организма ограничивают возможности учащихся. Детский певческий голос имеет в своем диапазоне определенный участок, звучащий особенно хорошо. Эта «звучащая зона» детского голоса находится между ми и си первой октавы. Детям 7-8 лет, интонирующим точно, она наиболее удобна и для слухового восприятия, и для воспроизведения. Эта акустическая особенность детского голоса требует от учителя большого внимания при выборе репертуара.
Лишь на первом году обучения развитие чистоты интонации является отдельной формой работы на уроках сольфеджио. В дальнейшем работа над интонацией включается практически во все разделы сольфеджио.
Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные упражнения, чтение с листа или пение выученных песен, неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного.
В младших классах пение следует начинать с певческой установки:
правильная удобная посадка – это установка на внимание,
правильное дыхание поможет выработать ровный звук.
Распевание следует начинать с песен на одном звуке, постепенно расширяя диапазон. Многие дети не могут перейти от разговора к пению. При решении этой проблемы следует помнить, что в пении большую роль играют гласные звуки, и потому первые песенки и попевки должны основываться на утрированном пропевании гласных.
Самая удобная для пения гласная «у»: «Ду-ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду» или «Филин сидит в темном лесу у-у-у-у, у-у-у-у». Хорошо раскрепощает голосовой аппарат гласная «а»: «Падают, падают листья, в нашем саду листопад».
Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «у» вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее.
Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук. Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента.
Развитие навыка чистого
пения у начинающих следует начинать
с небольших попевок, построенных
на отдельных интонационных
Я полагаю, что логичнее начинать
с интонирования унисона и
пения на одном звуке, хотя в некоторых
случаях это и может быть сложнее,
чем интонирование нисходящей терции.
Затем мелодические обороты постепенно
усложняются, добавляются ступени,
расширяется диапазон попевок. Для
каждого мелодического оборота
педагогом подбираются удобные
для пения мелодии, которые поются
со словами, ступенями, нотами от разных
звуков. Для закрепления отдельных
интонаций полезны различные
игровые формы, поскольку игра позволяет
ребенку работать на уроке не пассивно,
а творчески. Игровое начало помогает
ребенку легче усвоить
Интересные игры, позволяющие
закрепить отдельные
К 2-3 классу дети физически
окрепли, их голосовой аппарат укрепился,
дыхание стало полнее и глубже,
что дает возможность повысить требования
к вокальным навыкам детей. По-прежнему,
очень полезны небольшие
Пение гамм
Пение гамм начинается в 1 классе, но так как у детей младшего возраста края диапазона развиты слабо, необходимо начальные упражнения использовать в пределах кварты-квинты и постепенно доводить до октавы. Известно, что плавное движение легче интонируется в нисходящем направлении и поэтому мелодические построения следует выбирать предпочтительно с нисходящим поступенным движением. В.А. Вахромеев предлагает гамму в пределах октавы предварительно петь в нисходящем направлении. Большое значение для правильной интонации имеет организованная смена дыхания. Дыхание при пении гамм надо сменять равномерно по тетрахордам.
Воспитание функционального
слуха немыслимо без гармонии.
Ведь только комплекс звуков – аккорд,
дает возможность остро
Работа в ладу
Большую роль интонационные упражнения играют в работе над ладом. В первую очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада. Для полного осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней.
Для быстрого ориентирования в ладу такие мелодические упражнения, как пение наиболее характерных ступеневых последовательностей. Например: II-I, III-II-I, IV-II-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I. Подобные упражнения хорошо помогают «войти» в лад.
Г.И. Шатковский для этой цели предлагает следующее упражнение, которое он называет «слуховая гимнастика». Эти упражнения представляют собой постепенное движение вверх и возврат к тонике через тритон, сексту и септиму, то есть через такие интервалы, которые создают предельно острое тяготение, «максимально централизуют лад».
Для слухового укрепления
чувства ладотональности
Пение интервалов
Изучение и освоение интервалов
в классах сольфеджио имеет большое
значение: правильно слышать и
верно интонировать интервалы в
тональности и от звука необходимо
для совершенствования навыка чтения
с листа. В процессе работы над
интервалами очень важно
Информация о работе Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ