Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 19:16, магистерская работа
В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в систему дополнительного образования детей.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Развитие вокально–интонационных навыков.
Сольфеджирование. Чтение с листа………………………………………6
Воспитание чувства метроритма……………………………………….. 15
Воспитание музыкального восприятия………………………………….24
Воспитание творческих навыков………………………………………. 27
Музыкальный диктант……………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………
Первоначальное восприятие ритма должно основываться на четком слуховом ощущении учеником различных длительностей. Удобнее начинать работу с учеником с детских песенок, попевок, для которых характерно чередование простейших длительностей, четвертей и восьмых.
1)Я иду с цветами, я несу их маме.
2)Петушок, петушок, золотой гребешок.
3)Андрей, воробей, не гоняй голубей.
Главное условие в подборе песенного материала - расположить ею по степени возрастающей трудности: от простых к более сложным ритмическим рисункам.
Поем песенки со словами,
хлопая короткие звуки - в ладоши, длинные
- по коленям. И закрепляем ритмические
рисунки со зрительными ощущениями:
выкладываем все ранее
Так мы подходим к графическому изображению долгих и коротких звуков, к нотной записи. С первых же уроков в альбомах учимся фломастером «рисовать» восьмые и четверти.
Теперь все пройденные песенки ученик может записывать в альбом и играть и петь от любого звука (на фортепиано). В работе используем следующие приемы:
восьмые - в хлопки; четверти - по коленям;
разделиться - учитель поет четверти, ученик - восьмые, и наоборот;
прохлопывать ритмический рисунок (по очереди) по фразам (предполагается, что с первых шагов обучения ученик знакомится с фразировкой).
В дальнейшей работе пользуемся
системой ритмослогов. Длинный звук
обозначается «та», короткий - «ти». Так
значительно облегчается
По убеждению Л.А, Баренбойма, «процесс этот необходимо разделить на стадии, не принимаясь сразу же и за звуковысотную и за временную стороны нотного письма. Начинать следует с ритмики, а не со звуковысотной линии хотя бы уже потому, что, не овладев на практике прочтением некоторых метроритмических формул, ребенок вообще не научится читать нотный текст, а будет лишь разбирать отдельные звуковысотные обозначения.
Музыкальный текст, чтобы быть понятным, должен быть прочитан в своей временной организации, в своей метроритмической упорядоченности. Первооснова такого прочтения - ритм!»
Начав ритмическое воспитание ученика с ощущения равномерной пульсации, мы подводим его к чередованию сильных и слабых долей. И здесь нам большую помощь окажет стихотворный текст.
На - ша Та - ня гром - ко пла - чет.
Доли такта рекомендуется отмечать размахами правой руки. Ученик знакомится с понятием: сильная доля, слабая доля.
Дальше можно говорить о такте и тактовой черте, которая ставится перед сильной долей. Знакомим с понятием размера, затакта, темпа. С первых же шагов обучения ребенку нужно понять смысл паузы. Дети должны понять, что пауза - знак молчания, но не остановка в движении. Очень важно стараться как можно легче и понятнее преподносить ребенку необходимые знания.
Затем детям можно предложить прохлопать простейшие ритмические рисунки. Подобные задания прекрасно тренируют не только чувство ритма, но и внимание, память, координацию. Природа чувства метра требует его закрепления в тех или других двигательных процессах. Этому способствует моторный процесс исполнения.
Хорошим методом является
использование различных
При работе по воспитанию чувства ритма очень важно усвоить взаимосвязь между метром и ритмом.
а) Воспользуемся следующим приемом - определим музыкальный пульс и ритм любой знакомой мелодии. Учитель отбивает пульс, а ученик - ритм и наоборот.
б) Усложним задание: сам ученик исполняет и музыкальный пульс, и ритм.
в) Уяснить взаимосвязь между метром и ритмом поможет пропевание мажорных звукорядов.
Поем, одновременно отмечая метрические доли. Дети уясняют, что четверть длится одну долю, восьмые - по две на долю, а половинная тянется две доли.
Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов. За каждой длительностью закрепляется определяется слоговое название: четверти - «та», восьмые - «ти - ти».
Используем такие приемы в работе:
читаем ритмическую строчку ритмослогами;
исполняем ритмический рисунок
ритмослогами, глядя в нотный текст,
синхронно с исполнением
Существуют различные методы объяснения ритма. Можно предложить следующий: четверти ассоциируются с шагом; восьмые - с бегом, а половинные - с остановкой.
Следует отметить, что в
своей работе по воспитанию чувства
музыкального ритма мы стараемся
не прибегать к счету. Арифметический
счет мешает естественному развитию
ритмического чувства. Следует подчеркнуть,
что музыкально-ритмическое
Все виды работ в классе «Сольфеджио» - сольфеджирование, чтение с листа, слуховой анализ, музыкальный диктант - дают возможность для развития чувства метроритма. Для более успешного результата развития этого чувства необходимо отдельно прорабатывать и осмысливать метроритмические трудности, применяя специальные ритмические упражнения.
Необходимо,
чтобы каждая новая
I класс
1 четверть.
1. Показ
посредством движения
2. Показ 2-х дольности и 3-х дольности метра.
3. Ритмические рисунки с
Повторение ритмических рисунков на ритмослоги.
Простукивание ритмического рисунка разучиваемой песенки.
Простукивание ритмических рисунков, написанных на доске, таблицах или в учебниках с чтением их ритмослогами.
Подбор и запись ритмических рисунков к стихам.
Например: «Ты представь себе на миг // Как бы жили мы без книг».
Чтение нотного текста песенок-попевок (из 2-х-3-х ступеней) с показом длительностей или с тактированием.
2 четверть.
1. Проработка размера 2/4,
в нем длительностей
Паузы
2. Простукивание
ритмических рисунков мелодий,
разучиваемых в классе с
3. Чтение ритмических таблиц (карточек) ритмослогами с тактированием.
4. Деление на такты данных ритмических рисунков, мелодий.
5. Запись
небольших ритмических
Например:
6. Исполнение
ритмического аккомпанемента к
разучиваемым мелодиям, в том
числе в виде остинатного
7. Сольмизация примеров с дирижированием.
8. Сольфеджирование примеров с дирижированием.
3 четверть.
1. Проработка размера 3/4 и длительностей в нем
пауз.
2. Проработка затактов в размерах 2/4, 3/4:
3. Чтение
ритмослогами ритмических
4. Простукивание
ритмических рисунков, написанных
на доске, с тактированием под
аккомпанемент, исполняемый
5. Деление на такты данных ритмических рисунков, мелодий.
6. Запись диктантов на 3/4. Например:
7. Сольмизация примеров с тактированием
8. Сольфеджирование примеров с дирижированием.
4 четверть.
1. Знакомство с размером 4/4, знакомство с дирижерским жестом.
Длительности:
Продолжение
работы над всеми видами
Исполнение
несложных ритмических
II класс
Все упражнения, которые были в 1 классе продолжать выполнять во 2 классе.
1 четверть.
Продолжение работы в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с пройденными длительностями:
2 четверть.
Проработка ритмического рисунка в пройденных размерах.
3 четверть.
Проработка ритмических рисунков в пройденных размерах.
4четверть.
Размер 3/8, ритмические группы в размере 3/8:
ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Умение
слушать, эмоционально
Любое
понимание начинается с
Постоянная
работа по слуховому анализу
развивает у учащихся
К
окончанию курса сольфеджио в
детской музыкальной школе,
эмоционально воспринимать музыкальное произведение;
определять характер, жанровые особенности, лад, размер, форму, фактуру (гомофония, полифония);
узнавать знакомые мелодические, гармонические обороты, ритмические рисунки, типы каденционных оборотов, повторность, хроматизм, модуляции, секвенции.
Музыкальный
материал, предлагаемый учащимся
для анализа, должен быть
Наряду
с целостным анализом
I класс
Определение на слух:
2-х, 3-х-дольности метра;
характера звучащего произведения;
жанров (марш, танец, песня);
лада (мажор, минор);
динамических оттенков, темпа.
Узнавание на слух мелодических движений:
поступенного вверх, вниз;
повторности звука;
опевание звуков;
скачков с V на I;
движение по трезвучию.
Определение на слух:
мажорного, минорного трезвучий;
интервалов: ч.1, ч.5, ч.8, ч.4, м.2, б.2, м.3, б.3.
Узнавание ритмических рисунков:
в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Рекомендуемые произведения для слухового анализа
Бетховен Л. «Крестьянский танец» (1)
Гайдн И. Менуэт (31)
Камалдинов Г. «Маленькая пьеска» (28)
Косенко В. «Старинный танец» (29)
Сигмейстер Э. «Прощай» (28)
Чайковский П. «Немецкая песенка», «Шарманщик поет» (33)
Шуберт Ф. Экосез (31), «Немецкий танец» (1)
II класс
Определение на слух и осознание:
характера и жанра звучащего произведения;
лада (мажорный, минорный трех видов, переменный);
элементов синтаксиса и формы (реприза, секвенция, песня - запев, припев);
размера, темпа, динамических оттенков.
Узнавание на слух:
мелодических оборотов;
ступеней лада;
ритмических рисунков:
в размерах 2/4, 3/4, 4/4;
в размере 3/8;
интервалов (мелодических и гармонических);
обращений мажорного и минорного трезвучий;
трезвучий главных ступеней.
Рекомендуемые
произведения для слухового
Барток Б. «Вечер в деревне (2)
Гедике А. «Медленный вальс» (29)
Глинка М. Полька (27)
Констан Ф. «Разбитая кукла» (29)
Мак – Доуэл Э. «Шиповник» (2)
Моцарт Л. «Волынка» (32)
Хачатурян А. «Вечерняя сказка (30)
Чайковский П. Вальс, «Болезнь куклы» (33)
Шуман Р. «Дед Мороз» (34)
ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ
В последние годы на уроках
сольфеджио наряду с традиционными
разделами учебной работы (развитие
вокально-интонационных
Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.
В психологии творческая деятельность человека называется воображением. Мозг человека комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение. Творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим настоящее.
Воображение - это основа творческой деятельности. М.Т. Картавцева выделяет воображение воссоздающее и творческое.
Информация о работе Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ