Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 19:16, магистерская работа
В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в систему дополнительного образования детей.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Развитие вокально–интонационных навыков.
Сольфеджирование. Чтение с листа………………………………………6
Воспитание чувства метроритма……………………………………….. 15
Воспитание музыкального восприятия………………………………….24
Воспитание творческих навыков………………………………………. 27
Музыкальный диктант……………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………
Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Однако овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.
Пение аккордов
Широко распространено в педагогической практике интонирование аккордов. Для усвоения трезвучий в тональности следует петь их по группам: Т5/3, S5/3, D5/3. От звука в младших классах поются трезвучия по видам: Б5/3, М5/3, Ув 5/3, Ум 5/3. При пении аккордов от звука учащиеся должны направлять внимание не только на интервальный состав аккордов, но и представлять его целиком.
Поскольку часто материалом
для интонационных упражнений служат
изучаемые теоретически элементы музыкального
языка, а сами упражнения необходимы
для создания слуховых внутренних представлений
учащихся, работа над развитием навыков
точного интонирования
Сольфеджирование - основная форма работы в классе на протяжении всех лет обучения. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитываются чувства лада, ритма, ансамбля.
Один
из важнейших практических
В
работе над развитием навыка
чтения с листа необходимо
добиваться осмысленного
В
качестве подготовительного
I Класс
1 четверть.
Пение 2 – 3 ступенных песенок - попевок: V – III; V – III – I; V – VI – V – III. Пение и игра этих попевок от разных звуков.
Разучивание
и пение песен с
Примеры:
Дубровин Я. «Музыка» (1)
Чичков Ю. «Здравствуй, Родина моя» (1)
Сольмизация и пение 2 – 3 ступенных песенок - попевок.
2 четверть.
Пение песенок - попевок, включающих поступенное движение вверх и вниз от I ступени к IV-й, от I к V, от V к I – по всему звукоряду.
Пение гамм До мажор и Ре мажор.
Пение
разрешений неустойчивых
Пение отдельных ступеней с показом на столбице, линейке или рукой.
Пение мелодий в тональностях До мажор, Ре мажор с поступенным движением вверх и вниз, с повтором звуков, с движением по устойчивым ступеням, по трезвучию с дирижированием на 2/4.
3 четверть.
Пение
попевок с опеванием
Пение секвенций (в звене 2-3 звука), например:
Разучивание
песен с аккомпанементом
Примеры:
Долуханян А. «Про сейчас и про потом» (1)
Пение гамм Соль и Фа мажор, разрешений неустойчивых ступеней, тонических трезвучий, опевание устойчивых ступеней.
Пение мелодий в пройденных тональностях с дирижированием на 2/4 и 3/4 .
4 четверть.
Пение попевок со скачком от Т к D и от D к Т, например:
Пение гаммы Си-бемоль мажор, тонического трезвучия, разрешения неустойчивых звуков, опевание устойчивых. Пение и игра ступеней: T – S – D – T.
Пение секвенций в пройденных тональностях, включающих интервалы, трезвучия, например:
Пение интервалов: б.3 как I – III ступени в мажоре, м.3 как I – III в одноименном миноре; ч.5 как I – V, ч.4 как V – I↑; м.2 как VII – I, б.2 как V – VI или I – II.
Разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога.
Примеры:
Крылатов Е. «Колыбельная Умки» (40)
Пение мелодий с названием нот и дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4 в пройденных тональностях по учебнику.
II класс
1 четверть.
Пение попевок в одноименных мажоре и миноре, подчеркивающих разницу звучания или интонирования III ступени:
Пение интервалов в мажоре: м.2 на III, VII ст.; б.3 на I, IV, V.
Пение
секвенций в пройденных
Разучивание
и пение песен с
Примеры:
Дубровин Я. «Все поют» (41)
Струве Г. «Я хочу услышать музыку» (39)
Пение мелодий с названием нот и дирижированием.
2 четверть.
Пение переходов из мажора в параллельный минор с гармонической поддержкой педагога:
Пение гамм в натуральном миноре до двух знаков включительно. Пение тонических трезвучий, разрешений неустойчивых ступеней в натуральном миноре.
Пение песен в переменном ладу. Разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога в минорном ладу.
Примеры:
Зарицкая Е. «Где зимуют зяблики» (44)
Кюи Ц. «Осень» (9)
Пение одноголосных и двухголосных примеров из учебника «Сольфеджио» для пятилетнего курса обучения (Варламова А.А., Семченко Л.В.) с названием нот и дирижированием.
Пение интервалов: м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8 от данного звука.
3 четверть.
Пение гармонических и мелодических гамм, верхних тетрахордов 3-х видов минора.
Разучивание
и пение песен с
Примеры:
Савельев Б. «Настоящий друг» (2)
Хренников Т. «Колыбельная Светланы» (2)
Пение интервалов от звука и в ладу (1, 2, 3, 4, 5, 8 и 6). Пение секвенций с секстой, например:
Пение
мелодий с дирижированием в
пройденных тональностях и
4 четверть.
Пение гамм в тональностях с тремя знаками при ключе. Пение в этих тональностях пройденных оборотов, интервалов, трезвучий главных ступеней.
Пение секвенций с пройденными ритмическими рисунками, например:
Пение обращений мажорных и минорных трезвучий от звука, например:
Разучивание
и пение песен с
Примеры:
Чичков Ю. «Родная песенка» (2)
Попатенко Т. «Это для нас» (2)
Пение одноголосных и не трудных двухголосных примеров с дирижированием.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА МЕТРОРИТМА
Чувство музыкального ритма, как не раз указывалось психологами, имеет в своей основе моторную и эмоциональную природу. По этому поводу Л.А. Баренбойм говорит так: «... все то, что связано с осознанием, воспроизведением и восприятием в музыке временных отношений, может быть пережито и прочувствовано, но не может быть полностью понято с помощью логических рассуждений. Вмешательство сознания во все тонкости темпоритмического процесса и попытки его проанализировать к добру не приводят».
В основе чувства музыкального ритма лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться.
«Нельзя воспитывать ритм
вообще. Музыкально-ритмическое
В понятие чувства метроритма входят:
ощущение равномерности движения в разных темпах или интуитивное восприятие метрической пульсации музыкальных произведений;
ощущение размера, т.е. сочетание
и чередование ударных и
осознание и воспроизведение ритмического рисунка.
В процессе движения под музыку
дети интуитивно постигают закономерности
метроритмического строения мелодии.
После такого предварительного этапа
переходят к сознательному
Формирование чувства ритма является одной из важных задач начального обучения. Воспитание любви к музыке, развитие чувства ритма, ладового слуха и музыкального мышления, формирование игровых умений и навыков, освоение элементов нотной грамоты - все это в работе с начинающими переплетается друг с другом.
И все же начинать работу с малышами следует с воспитания «чувства временной упорядоченности», без чего невозможно ни осмысленное исполнение, ни формирование исполнительных навыков.
Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. В нашей жизни все подчинено ритму - смена времен года, наступление дня и ночи, биение сердца. В музыке ритм - пульсация, свидетельствующая о жизни» (А. Рубинштейн).
По словам А. Артоболевской, ритму не столько учат, сколько им «заражают». Ощутить, почувствовать ритм помогает сама музыка, которую слышит ребенок. Главные помощники в изучении ритма - слух и музыкальная память, физическое ощущение движения. Сведения из области ритма должны перейти в сознание ребенка неразрывно с чувством времени, ведь «музыка - искусство, протекающее во времени» (А. Артоболевская).
Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Начиная с самых первых уроков и в течение всего первого года обучения используем задание «Хлопай в такт».
Вместе с детьми пробуем
уловить и воспроизвести
На первых занятиях важно добиться осознания равномерности музыкального пульса, мерного следования метрических долей или, как мы говорим, «шагов, которые слышны в музыке». С этой целью мы обращаемся к доступным песенкам с сопровождением. Это песенки из сборника «Вверх по ступенькам» В.А. Якубовской и другие - «Мы идем с цветами», «Красная коровка», «Как у нашего кота», «Пастушок», «Ёлочка» - Красев, «Перепёлочка» - беларусская народная песня, «Весёлые гуси», и др.
Ученик должен услышать равномерную пульсацию, мерно прошагать или простучать, чередуя правую и левую руку. Часто ученик спешит, плохо вслушивается, путает метр с ритмическим рисунком. В этом случае рекомендуется прийти к образным сравнениям: предложить ученику передать шаги медведя, только что очнувшегося после зимней спячки, простучать метр вместе с ним, одновременно.
Следует как можно раньше
предоставлять детям
Обращаясь к инструментальной музыке, играем ученику любые произведения из школьного репертуара: «Мишка с куклой» Качурбиной, «Веселые гуси» и «Аннушка» Красева. Ученик отмечает пульс и ритм звучащей музыки.
Затем мы обращаемся к более сложным пьескам. Для такой работы с детьми подходят марши, танцы, песни, во всех этих пьесках, если вслушаться, можно услышать ровные шаги музыки.
Дальше мы обращаемся к исполнению ритмических рисунков мелодии в движении. Это очень полезный способ тренировки ритмических способностей человека. В первое время занятий дети исполняют ритмические рисунки по слуху, интуитивно, без осознания длительностей. В процессе движения под музыку дети интуитивно постигают закономерности метроритмического строения мелодии (длительности, ритмические рисунки, чередование сильных и слабых долей). После такого предварительного этапа удобно переходить к сознательному усвоению метроритма на основе изучения музыкальной грамоты. Затем постепенно вводится понятие долгих и коротких звуков.
Существует много способов разъяснения ритма.
Профессор Л. Баренбойм дает нам такие рекомендации: «Восьмые и четверти - вот соотношение длительностей звуков, лежащее в основе пьес, которые ребенку предстоит прочитывать и играть на самой начальной стадии обучения.
Сочетание этих длительностей
в двухдольном размере должны
быть в первую очередь освоены
учеником, освоены - прочувствованы как
временные протяженности, а не как
арифметически «высчитываемые»
категории, освоены накрепко как
формулы - стереотипы», - пишет он. И
далее: «...нет никакой необходимости
на этом этапе обучения давать объяснение,
почему одни длительности названы восьмыми,
а другие - четвертями. Долгие звуки
просто связываются с одним
Информация о работе Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ