Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:36, курсовая работа
Актуальность. Среди многих, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования и развития познавательного интереса является довольно значимой. Она служит поиску таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Интерес – это сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес представляет собой также единство познавательных, эмоциональных и волевых компонентов психики человека (С.Д. Рубинштейн).
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Феноменологический анализ понятия «интерес»………………6
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста………………………………………………………………….11
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I………………………………………………………..17
ГЛАВА II. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методы, приемы и формы развития интереса у младших школьников на уроках музыки………………………………………..20
2.2. Комплекс заданий, направленных на развитие интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……35
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II……………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт музыкального и художественного образования
Кафедра музыкального образования
Методы и приемы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе
Курсовая работа
по дисциплине «Методика преподавания музыки»
Исполнитель:
Коростелева Анна Александровна
студент 3 курса
гр. МЗ-32
дневного отделения
профиль «Музыкальное образование»
Оценка работы: _________ Научный руководитель:
«__»_____________20__г.
руководитель___________
(подпись)
Екатеринбург 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I………………………………………………………..
ГЛАВА II. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методы, приемы и формы развития интереса у младших школьников на уроках музыки………………………………………..20
2.2. Комплекс заданий,
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II……………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39
Введение
Актуальность. Среди многих, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования и развития познавательного интереса является довольно значимой. Она служит поиску таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Интерес – это сложное психическое
образование, представляющее собой
единство объективных (содержание деятельности)
и субъективных (избирательность
деятельности) начал. Интерес представляет
собой также единство познавательных,
эмоциональных и волевых
Установлено, что интерес является одной из форм общественной направленности личности. Через интересы человек выражает идеологию, взгляды, эмоциональные реакции.
Интерес является реальной причиной социальных действий, лежащих в основе непосредственных побуждений-мотивов, идей – участвующих в них индивидов, социальных групп, классов. Словом, интерес имеет огромное значение в развитии общества.
Интерес представляет большую ценность и для самой личности, ибо он приближает к человеку объективный мир, делает последний необходимым, ценным для его существования и развития. Рядом с развитием интереса происходит становление таких ценных качеств личности, как наблюдательность, старательность, стремление к поиску, самостоятельность и др. под влиянием интереса познание принимает личностный смысл.
Познавательный интерес –
Проблема развития познавательного интереса средствами музыки волновала многих музыкантов - исследователей. Теоретические предпосылки активизации познавательного интереса отражены в работах Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Л.В. Школяр.
Однако практика массового музыкального
воспитания свидетельствует, что в
большинстве случаев при
Исходя из этого, было выявлено противоречие между возможностями уроков музыки в развитии познавательного интереса школьников и недостаточной разработанностью соответствующей методики.
Это позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске и выборе путей развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Анализ актуальности, противоречия и проблемы исследования позволил сформулировать тему курсовой работы: «Методы и приемы развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе».
Объектом данного исследования является процесс музыкального образования учащихся в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – развитие познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Цель исследования: выявить, определить, теоретически обосновать способы развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.
Методологической основой исследования явились гуманистический подход воспитания личности (А.С. Белкин); деятельностный подход формирования и развития личности (С.Л. Рубинштейн); теория познавательного интереса (Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой); работы отечественных психологов по активации познавательной деятельности учащихся, развитию их интересов (Л.С. Выготский); труды ведущих музыкантов-исследователей по проблеме развития познавательного интереса на уроках музыки (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр).
Методы исследования определялись целью, необходимостью решения задач: системного анализа научных источников педагогической, психологической, музыкально-педагогической литературы; метод сравнения.
Настоящая курсовая работа в своей структуре имеет: введение, две главы, заключение, библиографический список.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Проблема формирования интереса учащихся волновала на протяжении многих веков философов, социологов, психологов, педагогов и др.
Ученые по-разному трактуют данное понятие.
Так в философских словарях мы находим следующие определения понятию – интерес.
В психологии понятие «интерес» трактуется следующим образом:
По мнению Л.С. Выготского: «Интерес – естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями» [7].
С.Л. Рубинштейн считает, что: «интерес – избирательная направленность человека, на помыслы и мысли» [22].
Р.С. Немов полагает, что «интерес – это эмоционально-окрашенное повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению» [15].
По мнению ученых-педагогов, интерес – это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности [13].
И.П. Подласый пишет: «интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладения определенным видом деятельности» [20].
Ученые выделяют множество критериев интереса личности.
К важным проявлениям интереса Г.И. Щукина и Б.Т. Лихачев относят:
Познавательный интерес – одна из важнейших областей феномена интереса, непосредственно изучается циклом психолого-педагогических дисциплин. Его предметом является самое значительное свойство человека: познать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.
Познавательный интерес –
Познавательный интерес –
Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно [18].
Познавательный интерес
В педагогике познавательный интерес рассматривается как один из действенных факторов обучения и воспитания. Будучи таковым, он обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков, формировать определенные качества личности, черты характера (В.Б. Бондаревский, И.Г Баблинский, В.А. Сухомлинский, И.М. Цветков).
Познавательный интерес –
Познавательны интерес в своем развитии, как указывают Д.К. Гилев и Г.И. Щукина, проходит ряд стадий: от простого любопытства и любознательности, к познавательному и научно-теоретическому интересу.
К важным критериям познавательного интереса ученые (Б.Г. Ананьева, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукина) относят:
- вопросы учащихся к взрослым,
проявление в них
- умение решать самостоятельно
познавательные задания,
- поисковая активность учащихся,
проявление в них