Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:36, курсовая работа
Актуальность. Среди многих, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования и развития познавательного интереса является довольно значимой. Она служит поиску таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Интерес – это сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес представляет собой также единство познавательных, эмоциональных и волевых компонентов психики человека (С.Д. Рубинштейн).
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Феноменологический анализ понятия «интерес»………………6
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста………………………………………………………………….11
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I………………………………………………………..17
ГЛАВА II. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методы, приемы и формы развития интереса у младших школьников на уроках музыки………………………………………..20
2.2. Комплекс заданий, направленных на развитие интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……35
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II……………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39
К методам стимулирования интереса учащихся на уроках, ученые-педагоги относят так же метод дидактической игры [16].
Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов. В ходе дидактической игры каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения [16].
В определении методов, способствующих
развитию интереса к музыке, музыканты-методисты
опираются на методы, разработанные
общей педагогикой. Однако наряду с
общепедагогическими методами воздействия
на интерес учащихся ученые-музыканты
разработали собственные
Под методами музыкального образования понимаются определённые действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся [5].
К методам стимулирования музыкальной деятельности относится создание проблемно-поисковых ситуаций, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания. Проблемно-поисковые ситуации активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание учащихся, заставляют мыслить, рассуждать, развивают творческие способности.
Развитию музыкального интереса детей так же способствуют игровые ситуации, которые обычно применяются в работе с младшими школьниками. В игровых ситуациях легче организовать песенное творчество, инсценировки, драматизации. Они помогают поддержать интерес детей к уроку, сделать эмоциональную разрядку и предупредить переутомление [5].
К методам музыкального образования, способствующим развитию интереса учащихся к музыке, ученые-музыканты относят:
1. Метод эмоционального воздействия (Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко);
2. Метод эмоциональной драматургии (Э.Б, Абдуллин);
3. Метод размышления о музыке (Д.Б, Кабалевский);
4. Метод музыкального обобщения (Д.Б, Кабалевский);
5. Метод творческих заданий (Л.Г. Дмитриева);
6. Метод моделирования
художественно-творческого
Сущность метода эмоционального воздействия заключается в умении учителя выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами. Например, его голос может эмоционально окрашиваться в зависимости от характера, настроения музыки: тепло, ласково и нежно он может отозваться о колыбельной песне; торжественно, с суровыми и мужественными интонациями – о патриотической. Все выразительные приемы учитель применяет для усиления эмоционального воздействия музыки и обогащения впечатлений [11].
Широкое использование метода эмоционального воздействия во многом определяет успех музыкальной деятельности учащихся и способствует развитию интереса к данному виду искусства [11].
Эмоциональному воздействию может способствовать привлечение необычных фактов, создание эффекта удивления. Этот эффект могут создать: приведение учителем необычных сведений о жизни композиторов; сообщение интересных научных фактов; нестандартная интерпретация песен и т.д. [11].
Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода — «режиссура» структуры урока, определение его кульминации. В таком понимании метод эмоциональной драматургии (Э. Б. Абдуллин) близок методу эмоционального воздействия (Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко). Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока.
Метод размышления о музыке направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимся духовных ценностей. Данный метод в своей структуре опирается на общепедагогический метод проблемного обучения. Его использование подразумевает не усвоение учащимися готового знания, а выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения учениками. Распространённым приемом размышлений о музыке является сравнение, не только потому, что его применение позволяет создавать ситуации, вызывающие у учащихся интерес. Выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, а значит, ребята должны вслушиваться в неё, следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы [5].
Это способствует формированию у младших школьников ярких эмоциональных впечатлений, появление которых в свою очередь является одним из важнейших признаков развития интереса к музыкальному искусству.
Метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке.
Э. Б. Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода: [1]
- активизация музыкального и жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубления ее;
- ознакомление с новым знанием посредством
четко поставленной учителем задачи, совместного
решения ее с учащимися и
формулирования детьми вывода;
- закрепление знания
в разных видах учебной
Метод музыкального обобщения является методом стимулирования процесса музыкального обучения. Его применение помогает учащимся убедиться в своей способности познать музыку, самостоятельно размышлять о ней. Это способствует воспитанию более увлечённого отношения к искусству, к процессу музыкальных занятий.
Метод творческих заданий направлен на активизацию процесса музыкально-эстетического воспитания. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику и интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики.
Ученые-педагоги указывают, что процесс познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер, поэтому на музыкальных занятиях важно создавать условия для активного выражения себя в творчестве каждому ребенку, независимо от его индивидуальных возможностей. Все школьники должны испытывать радость творчества, потому что с этим связано появление интереса к музыкальной деятельности [11].
Сущность метода моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр) заключается в том, что учащиеся ставятся в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника, как бы заново создающих произведения искусства для себя и для других людей. Реализация данного метода требует:
Таким образам, развитию интереса учащихся к урокам музыки способствует использование на занятиях, как общепедагогических продуктивных методов обучения, так и специальных музыкальных методов, имеющих свои специфические особенности.
Все рассмотренные выше методы реализуются с помощью специальных форм обучения.
Формами обучения называют организованное
взаимодействие обучающего (учителя) и
обучаемого (ученика). В настоящее
время, ведущей формой обучения является
классно-урочная система, важное преимущество
которой заключается в
Для развития интереса младших школьников к изучаемому предмету современный урок должен отвечать определенным общим, дидактическим, воспитательным и развивающим требованиям.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие: [19]
- использование новейших
- обеспечение надлежащих
- мотивация и активизация развития всех сфер личности;
- формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
Среди дидактических требований к уроку, позволяющим стимулировать интерес учащихся, выделяются следующие:
- рационализация
- творческий подход
к формированию структуры
- сочетание различных форм
Воспитательные требования к уроку включают:
- определение воспитательных
возможностей учебного
- внимательное и чуткое
К развивающим требованиям
- формирование и развитие
у школьников положительных
- проведение учебных занятий
на «опережающем» уровне, стимулирование
наступления новых
- поощрения учеников теми или иными способами, повышающими их заинтересованность к учебному процессу.
Помимо стандартной формы
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Для развития интереса учащихся к музыке мы определили следующие типы таких уроков:
1. Урок-концерт – итог длительной творческой работы учащихся, помогает им увидеть значимость и ценность своего труда, получить оценку и поддержку других детей, учителей и родителей. Такая форма деятельности носит творческий характер, формирует понимание нравственной сущности искусства, воспитывает осознанное отношение к музыке, тем самым помогает развить интерес школьников к данному виду искусства [1].
2. Урок-спектакль – позволяет учащимся закреплять в яркой и увлекательной форме полученные знания, умения и навыки. Данный тип урока помогает развивать активное восприятие музыки посредством музыкального театра, психические процессы – внимание, память, воображение, а также эмоциональную сферу, речевое дыхание и четкость дикции. Для учащихся младших классов такая форма работы наиболее интересна, потому что они обладают высоким уровнем восприимчивости, чувственно-образным характером мышления, предрасположенностью к творчеству во всех его проявлениях [5].
3. Урок-репетиция – помогает школьникам отработать различные моменты их последующих открытых выступлений с творческими работами или попробовать себя в ситуациях, приближенных к контрольным. Такая форма обучения дает возможность учащимся адаптироваться в новых условиях, предварительно оценить свои результаты, сравнить их с другими, а главное, стимулирует школьников к дополнительным, самостоятельным усилиям для улучшения качества своей деятельности [5].
4. Урок-игра – помогает активизировать учащихся в обучении, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и творческих задач, стимулирует инициативу и творчество. При такой форме урока изучаемый материал становится основой содержания игры. При изучении нового материала для младших школьников используются творческие игры, целью которых служит расширение знаний детей, а главное – развитие способностей самостоятельного их приобретения и использования в новых ситуациях. Дети с удовольствием занимаются игрой, поэтому такой тип нестандартной формы обучения как урок-игра позволяет сделать деятельность более привлекательной для них [9].