Методы и приемы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Среди многих, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования и развития познавательного интереса является довольно значимой. Она служит поиску таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Интерес – это сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес представляет собой также единство познавательных, эмоциональных и волевых компонентов психики человека (С.Д. Рубинштейн).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Феноменологический анализ понятия «интерес»………………6
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста………………………………………………………………….11

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I………………………………………………………..17

ГЛАВА II. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методы, приемы и формы развития интереса у младших школьников на уроках музыки………………………………………..20
2.2. Комплекс заданий, направленных на развитие интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……35

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II……………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.75 Кб (Скачать файл)

- повышенный интерес к теоретическим  знаниям.

- учащиеся не довольствуются  услышанным на уроке, а самостоятельно пополняют свои знания из разных источников.

- эмоциональные проявления вплетены  в познавательный интерес: удивление, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.

Познавательный интерес приносит глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, вследствие чего он выступает как  важнейший мотив активности личности.

С.В. Герасимов считает что, мотив является важным критерием познавательного интереса, побудительной причиной и поводом к активному действию. Ученый писал: «Познавательный интерес, как мотив, побуждает учащихся к восприятию определенного круга явления, располагает его к самостоятельной учебной деятельности» [8].

Еще одним критерием познавательного  интереса младших школьников является интеллектуальная активность – стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения.

Следующим критерием  познавательного интереса является познавательность учащихся. Она наиболее наглядно показывает глубину заинтересованности учеников, любой самостоятельно заданный вопрос – показатель самостоятельности.

Существенно важным критерием познавательного интереса учащихся,  являются регулятивные процессы. Это процессы во взаимодействии с эмоциональным настроением, выражены в особенностях протекания познавательной деятельности школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Психолого-педагогические  особенности детей младшего школьного  возраста.

Многие психологи (Г.С. Абрамова, Р.С. Немов, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин) определяют следующие хронологические границы возрастного периода: от 6-7 лет до 10-11 лет.

В этом возрасте у детей происходит перестройка всех психических и  познавательных процессов, это связано, прежде всего, с поступлением ребенка  в школу. Развитие психи младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности учения. Организация учебной деятельности обеспечивает ребенку овладение обобщенными способами деятельности, несет в себе большие возможности для развития самооценки. Психологи сходятся во мнении, что в младшем школьном возрасте далее закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов, необходимость которых так важна для новой деятельности ребенка – учебной.

Возрастные психологические особенности младшего школьника, по мнению  Г.С. Тарасова, включают в себя:

- моторную активность;

- сенсорно-перцептивную активность (способность и потребность в новых сенсорных впечатлениях, их сохранения и воспроизведения);

-интеллектуально-волевую активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективизация и воспроизведение ситуаций, выделение себя из «поля деятельности» и т.д.);

- мотивацию и эмоционально-выразительную активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность к их выявлению, символизации, замещению);

- способность к включению всех  этих форм психической активности  в реальную деятельность, поведение,  общение (включая учение и игру) для их эффективного построения, регулирования;

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (мышление, интеллект, память, внимание, эмоции, воображение, восприятие  и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.

Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Ребёнок видит внешнюю сторону предметов и явлений. На начальном этапе обучения для него являются знакомыми форма, краски, звуки, ощущения. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. В рамках учебной деятельности младший школьник усваивает основы теоретического сознания и мышления людей. В процессе такого усвоения у младшего школьника возникают главные психологические новообразования –  произвольность, содержательная рефлексия, анализ и планирование, которые определяют существенно-качественные изменения, как познавательных процессов, так и всей его личности (В.В. Давыдов).

Теоретическое мышление позволяет  ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и  связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения. К концу четвёртого класса в развитии собственного мышления учащиеся выходят на новый качественный уровень – они умеют понимать причинно-следственные связи. И всё-таки образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

В целом, комплексное развитие интеллекта, как основы познавательного интереса, у младших школьников идет в нескольких направлениях:

- усвоение и активное использование  речи, как средства мышления;

- соединение и взаимообогащающее друг друга влияние всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического);

- выделение и независимое развитие  в интеллектуальном процессе  двух фаз (подготовительной и интеллектуальной).

Р.С. Немов подчеркивает, что в умственном развитии детей данного возраста происходит значительный прогресс [15].

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Память ребенка имеет преимущественно  наглядно-образный характер. Безошибочно  запоминается интересный, конкретный, яркий материал. Однако младшие школьники  не могу пока распорядиться своей  памятью и подчинить ее задачам  обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля, при  разучивании навыков самопроверки знания, рациональной организации учебного труда [12].

Выготский подчеркивает, что у младших  школьников активно развивается  механическая память на связанные логические единицы информации [7].

Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная  деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить  работать на себя свою память. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала  позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения  в результате погружения в учебную  деятельность и воочию увидеть, что "учить себя" – значит изменить самого себя в знаниях и в обретении способности к произвольным действиям (ссылка 1).

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной  школы подчинен воспитанию культуры внимания. Произвольное внимание развивается  вместе с другими функциями, прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной  деятельности [23].

Что касается переключаемости, то она  в этом возрасте даже выше, чем в  среднем у взрослых. Это связано  с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной  системе ребёнка. Однако и здесь  внимание ребёнка сохраняет ещё  некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребёнка.

С приходом в школу изменяется эмоциональная  сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется  характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. Большинство первоклассников эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребёнка к учебной активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей в процессе учения. Именно интерес делает процесс учения приятным, если ребёнок испытывает радость.

В данном возрасте продолжает развиваться  и воображение. Ребёнок уже может  создавать разнообразнейшие ситуации. В условиях учебной деятельности к воображению предъявляют специальные  требования, которые побуждают его  к произвольным действиям. Учитель  на уроке предлагает детям представить  ситуацию, в которой происходят некие  преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают  развитие воображения, но они нуждаются  в подкреплении специальными орудиями – иначе ребёнок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении рассказов и сказок. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Учащимся интересна окружающая жизнь, которую они наблюдают с любопытством, пытаясь увидеть в ней что-то новое и необычное, неизведанное ими. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. К четвёртому классу восприятие усложняется и углубляется, становится более организованным. Воспринимая изучаемые объекты, учащиеся, используют свои аналитические умения, дифференцируют их.

Исходя из выше сказанного, можно  сделать следующий вывод. Учебная  деятельность требует развития высших психических функций – произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность – ребёнок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Всё это способствует уровню интеллектуального развития и позволяет решать разнообразные учебные и жизненные задачи.

Психологические особенности интересов  детей (податливость, внушаемость, доверчивость) представляют собой большие возможности  педагогического воздействия для  целенаправленного развития у них  познавательного интереса к учебе, вообще, и к урокам музыки, в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе I.

 

Анализ литературы, научных источников позволил сформулировать следующие выводы.

Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению  тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный  характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения  к работе. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии учебный материал усваивается с трудом, часто формально.

Ученые выделяют множество критериев  интереса личности.

К ним относятся:

  • готовность к активной деятельности, приносящей удовлетворение;
  • познавательную активность;
  • самостоятельность в преодолении трудностей;
  • самостоятельное пополнение ЗУНов;
  • стремление к развитию своих творческих способностей;

Познавательный интерес – одна из важнейших областей феномена интереса, непосредственно изучается циклом психолого-педагогических дисциплин. Его предметом  является самое значительное  свойство человека: познать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.

Познавательный интерес – важнейшее  образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формирующая в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения.

Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий  феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как  отдельные психологические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром.

Информация о работе Методы и приемы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе