Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:36, курсовая работа
Актуальность. Среди многих, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования и развития познавательного интереса является довольно значимой. Она служит поиску таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Интерес – это сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес представляет собой также единство познавательных, эмоциональных и волевых компонентов психики человека (С.Д. Рубинштейн).
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Феноменологический анализ понятия «интерес»………………6
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста………………………………………………………………….11
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I………………………………………………………..17
ГЛАВА II. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методы, приемы и формы развития интереса у младших школьников на уроках музыки………………………………………..20
2.2. Комплекс заданий, направленных на развитие интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……35
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II……………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39
- повышенный интерес к
- учащиеся не довольствуются услышанным на уроке, а самостоятельно пополняют свои знания из разных источников.
- эмоциональные проявления
Познавательный интерес
С.В. Герасимов считает что, мотив является важным критерием познавательного интереса, побудительной причиной и поводом к активному действию. Ученый писал: «Познавательный интерес, как мотив, побуждает учащихся к восприятию определенного круга явления, располагает его к самостоятельной учебной деятельности» [8].
Еще одним критерием
Следующим критерием познавательного интереса является познавательность учащихся. Она наиболее наглядно показывает глубину заинтересованности учеников, любой самостоятельно заданный вопрос – показатель самостоятельности.
Существенно важным критерием познавательного интереса учащихся, являются регулятивные процессы. Это процессы во взаимодействии с эмоциональным настроением, выражены в особенностях протекания познавательной деятельности школьников.
1.2 Психолого-педагогические
особенности детей младшего
Многие психологи (Г.С. Абрамова, Р.С. Немов, В.А. Сластенин, Д.Б. Эльконин) определяют следующие хронологические границы возрастного периода: от 6-7 лет до 10-11 лет.
В этом возрасте у детей происходит перестройка всех психических и познавательных процессов, это связано, прежде всего, с поступлением ребенка в школу. Развитие психи младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности учения. Организация учебной деятельности обеспечивает ребенку овладение обобщенными способами деятельности, несет в себе большие возможности для развития самооценки. Психологи сходятся во мнении, что в младшем школьном возрасте далее закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов, необходимость которых так важна для новой деятельности ребенка – учебной.
Возрастные психологические особенности младшего школьника, по мнению Г.С. Тарасова, включают в себя:
- моторную активность;
- сенсорно-перцептивную активность (способность и потребность в новых сенсорных впечатлениях, их сохранения и воспроизведения);
-интеллектуально-волевую активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективизация и воспроизведение ситуаций, выделение себя из «поля деятельности» и т.д.);
- мотивацию и эмоционально-
- способность к включению всех
этих форм психической
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (мышление, интеллект, память, внимание, эмоции, воображение, восприятие и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.
Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Ребёнок видит внешнюю сторону предметов и явлений. На начальном этапе обучения для него являются знакомыми форма, краски, звуки, ощущения. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. В рамках учебной деятельности младший школьник усваивает основы теоретического сознания и мышления людей. В процессе такого усвоения у младшего школьника возникают главные психологические новообразования – произвольность, содержательная рефлексия, анализ и планирование, которые определяют существенно-качественные изменения, как познавательных процессов, так и всей его личности (В.В. Давыдов).
Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения. К концу четвёртого класса в развитии собственного мышления учащиеся выходят на новый качественный уровень – они умеют понимать причинно-следственные связи. И всё-таки образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.
В целом, комплексное развитие интеллекта, как основы познавательного интереса, у младших школьников идет в нескольких направлениях:
- усвоение и активное
- соединение и взаимообогащающее друг друга влияние всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического);
- выделение и независимое
Р.С. Немов подчеркивает, что в умственном развитии детей данного возраста происходит значительный прогресс [15].
Большое значение в познавательной
деятельности школьника имеет память.
Память ребенка имеет преимущественно
наглядно-образный характер. Безошибочно
запоминается интересный, конкретный,
яркий материал. Однако младшие школьники
не могу пока распорядиться своей
памятью и подчинить ее задачам
обучения. Немалых усилий стоит учителям
выработка умений самоконтроля, при
разучивании навыков
Выготский подчеркивает, что у младших школьников активно развивается механическая память на связанные логические единицы информации [7].
Произвольная память становится функцией,
на которую опирается учебная
деятельность, и ребенок приходит
к пониманию необходимости
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности [23].
Что касается переключаемости, то она
в этом возрасте даже выше, чем в
среднем у взрослых. Это связано
с молодостью организма и подвижностью
процессов в центральной
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. Большинство первоклассников эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребёнка к учебной активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей в процессе учения. Именно интерес делает процесс учения приятным, если ребёнок испытывает радость.
В данном возрасте продолжает развиваться
и воображение. Ребёнок уже может
создавать разнообразнейшие ситуации.
В условиях учебной деятельности
к воображению предъявляют
Восприятие младших школьников
отличается неустойчивостью и
Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод. Учебная деятельность требует развития высших психических функций – произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность – ребёнок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Всё это способствует уровню интеллектуального развития и позволяет решать разнообразные учебные и жизненные задачи.
Психологические особенности интересов
детей (податливость, внушаемость, доверчивость)
представляют собой большие возможности
педагогического воздействия
Выводы по главе I.
Анализ литературы, научных источников позволил сформулировать следующие выводы.
Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии учебный материал усваивается с трудом, часто формально.
Ученые выделяют множество критериев интереса личности.
К ним относятся:
Познавательный интерес – одна из важнейших областей феномена интереса, непосредственно изучается циклом психолого-педагогических дисциплин. Его предметом является самое значительное свойство человека: познать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.
Познавательный интерес –
Познавательный интерес –