Стандартные и нестандартные формы
обучения находят подкрепление во внеклассных
формах работы: конкурсах, концертах, спектаклях,
дающих возможность школьникам практически
применять полученные музыкальные
знания, умения и навыки.
Для развития интереса школьников урок
как основная форма органично
дополняется и другими формами
организации учебно-воспитательного
процесса. В их число входят экскурсии,
дополнительные занятия и консультации,
домашняя самостоятельная работа.
Экскурсия – это специфическое учебно-воспитательное
занятие, перенесенное в соответствии
с определенной образовательной или воспитательной
целью на выставку, в музей и тому подобное.
Как и урок, она предполагает особую организацию
взаимодействия педагога и учащихся.
Экскурсии способствуют накоплению школьниками
знаний, жизненных фактов, воспитывают
любознательность, внимательность, возрастную
культуру, нравственно-эстетическое отношение
к действительности [24].
Дополнительные занятия проводятся
с отдельными учащимися или группой
учащихся с целью восполнения
пробелов в знаниях, выработки умений
и навыков, удовлетворения повышенного
интереса к учебному предмету.
Для удовлетворения познавательного
интереса и более глубокого изучения
отдельных предметов с некоторыми
учащимися проводятся занятия, на которых
решаются задачи повышенной трудности,
даются рекомендации по самостоятельному
освоению интересующих проблем [24].
Домашняя работа, в свою очередь,
формирует навыки самостоятельной
работы и подготавливает школьников
к самообразованию. Она опирается
на самостоятельность, сознательность,
активность и инициативность школьника.
Именно эти качества являются основными
критериями развития интереса к обучению
[16].
Таким образом, развитию интереса учащихся
к музыке способствует применение различных
методов, приемов и форм обучения: стандартных
и нестандартных уроков, внеклассных форм
работы, а также дополнительных форм организации
учебного процесса.
- Комплекс заданий, направленных на развитие интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы исследования
подтвердил актуальность и значимость
темы курсовой работы, а так же позволил
сделать следующие выводы.
- В процессе исследования была выявлена степень разработанности проблемы в рудах различных ученых: педагогов, психологов, философов, музыкантов-исследователей. Исследование показало, что интерес представляет собой сложное и значимое для личности образование, которое имеет множество различных трактовок.
- Интерес – это мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (А.В. Петровский).
- Интерес – естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями (Л.С. Выготский).
- Интерес рассматривается как избирательная направленность человека, на помыслы и мысли (С.Д. Рубинштейн).
- Интерес – это эмоционально-окрашенное повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению (Р.С. Немов).
- Интерес, по И.П. Подласому, (от лат. interest – имеет значение, важно) – реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная.
Подчеркивая сложность структуры
данного психического феномена, ученые
указали на следующие характеристики
интереса:
- мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
- особое избирательное отношение к окружающему миру, к его областям, явлениям, процессам;
- тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение.
Познавательный интерес в отличии
от интереса вообще, выступает как избирательная
направленность личности, обращенная
к области познания, к ее предметной стороне
и самому процессу овладения знаниями.
- К важным критерия познавательного интереса учащихся относят: мыслительную активность, эмоциональные проявления, избирательную направленность.
- Мыслительная активность учащихся выявляется посредством таких показателей как: вопросы учащихся к учителю в процессе урока; стремление по собственному почину участвовать в решении возникающих проблем, в дополнении и исправлении ответов товарищей; сосредоточенность произвольного внимания; характер процесса деятельности: как принимается задание, как исполняется, каков результат.
- Эмоциональные проявления, которые включают следующие показатели: речевые реакции, эмоциональная отзывчивость детей, адекватная реакция учащихся на прослушивании ими музыкального произведения.
- Избирательная направленность учащихся, в основу которой было положено: выбор индивидуальных заданий, исходя из собственных интересов, а так же характер использования свободного времени.
Значимыми способами стимуляции познавательного
интереса являются: познавательная деятельность
школьников, которая опирается на
их максимальную активность, оптимальный
уровень развития; создание положительного
тонуса учебного процесса, который
влияет на характер межличностных отношений
участников учебного процесса.
- Развитие познавательного интереса к искусству – одна из важных задач предметов художественно-эстетического цикла. Предмет «Музыка» играет в данном процессе важную роль. Музыка, глубоко воспринятая и осмысленная ребенком, влияет на формирование его отношения к окружающему миру.
Наиболее эффективными методами стимуляции
познавательного интереса у младших
школьников на уроках музыки являются:
метод проблемного обучения, метод
моделирования художественно-творческого
процесса, метод размышления о
музыке, метод зрительной и слуховой
наглядности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М. : Просвещение,
1983. – 252с.
- Абрамова Г.С. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Просвещение, 1983. – 224с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 1985.
- Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательной школе. М. : Академия, 2002. – 416с.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – Екатеринбург : Свердловский гос. пед. ин-т, 2004. – 104с.
- Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / под ред. Гилева. – Екатеринбург : Свердловский гос. пед ин-т, 1970 – 163с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М : Педагогика-Пресс, 1996. – 536с.
- Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. – 1994. – №3. – с. 88 – 92.
- Гликман И. З. Теория и методика воспитания. М. : Владос, 2003. – 176с.
- Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М. : Гардарики, 2003. – 316 с.
- Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Академия, 1997. – 240с.
- Казакова С.В. Воспитание умственной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург : [б.и.], 2005. 35с.
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2000.-
276с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. М. : Прометей, 1996. – 528с.
- Немов Р.С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. : в 3 кн. – 4-е изд. – М. : Владос, 2003. – Кн. 1 : Общие основы психологии. – 688с.
- Педагогика : учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. М. : Педагогическое общество России, 2002. – 640с.
- Петровский А.В. Психология : учеб. пособие / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 3-е изд. – М. : Академия, 2002. – 512с.
- Петрушин В.Н. Музыкальная психология: учеб. пособие / В.Н. Петрушин. М. : Владос, 1997. – 372с.
- Подласый И.П. Педагогика : Новый курс : учеб. пособие : в 2 кн. – М. : Владос, 2002. – Кн. 1 : Общие основы. – 576с.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М. : Владос, 2008. – 464с.
- Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А. В. Запорожца. – М. : Педагогика–Пресс, 2001. – 439 c.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1973. – 423с.
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся / М.Н. Скаткин // Народное образование. – 1966. - № 1. – с. 3 – 8.
- Сластенин В.А. Психология и педагогика : учеб. пособие / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 3-е изд., - М. : Академия, 2004. – 480с.
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М. : Полиздат, 1991. – 390с.
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования позновательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 1988. – 208с.
- http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/30-mental-development/103-the-development-of-attention-memory-imagination-younger-pupils