Методы и приемы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Среди многих, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования и развития познавательного интереса является довольно значимой. Она служит поиску таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Интерес – это сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес представляет собой также единство познавательных, эмоциональных и волевых компонентов психики человека (С.Д. Рубинштейн).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Феноменологический анализ понятия «интерес»………………6
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста………………………………………………………………….11

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I………………………………………………………..17

ГЛАВА II. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методы, приемы и формы развития интереса у младших школьников на уроках музыки………………………………………..20
2.2. Комплекс заданий, направленных на развитие интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……35

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II……………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.75 Кб (Скачать файл)

Стандартные и нестандартные формы  обучения находят подкрепление во внеклассных  формах работы: конкурсах, концертах, спектаклях, дающих возможность школьникам практически  применять полученные музыкальные  знания, умения и навыки.

Для развития интереса школьников урок как основная форма органично  дополняется и другими формами  организации учебно-воспитательного  процесса. В их число входят экскурсии, дополнительные занятия и консультации, домашняя самостоятельная работа.

Экскурсия – это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на выставку, в музей и тому подобное. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся.

Экскурсии способствуют накоплению школьниками  знаний, жизненных фактов, воспитывают  любознательность, внимательность, возрастную культуру, нравственно-эстетическое отношение  к действительности [24].

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой  учащихся с целью восполнения  пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного  интереса к учебному предмету.

Для удовлетворения познавательного  интереса и более глубокого изучения отдельных предметов с некоторыми учащимися проводятся занятия, на которых  решаются задачи повышенной трудности, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем [24].

Домашняя работа, в свою очередь, формирует навыки самостоятельной  работы и подготавливает школьников к самообразованию. Она опирается  на самостоятельность, сознательность, активность и инициативность школьника. Именно эти качества являются основными  критериями развития интереса к обучению [16].

Таким образом, развитию интереса учащихся к музыке способствует применение различных  методов, приемов и форм обучения: стандартных и нестандартных уроков, внеклассных форм работы, а также дополнительных форм организации учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Комплекс заданий, направленных на развитие интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Теоретический анализ проблемы исследования подтвердил актуальность и значимость темы курсовой работы, а так же позволил сделать следующие выводы.

  1. В процессе исследования была выявлена степень разработанности проблемы в рудах различных ученых: педагогов, психологов, философов, музыкантов-исследователей. Исследование показало, что интерес представляет собой сложное и значимое для личности образование, которое имеет множество различных трактовок.
  2. Интерес – это мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (А.В. Петровский).
  3. Интерес – естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями (Л.С. Выготский).
  4. Интерес рассматривается как избирательная направленность человека, на помыслы и мысли (С.Д. Рубинштейн).
  5. Интерес – это эмоционально-окрашенное повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению (Р.С. Немов).
  6. Интерес, по И.П. Подласому, (от лат. interest – имеет значение, важно) – реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная.

Подчеркивая сложность структуры  данного психического феномена, ученые указали на следующие характеристики интереса:

  • мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
  • особое избирательное отношение к окружающему миру, к его областям, явлениям, процессам;
  • тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение.

Познавательный интерес в отличии от интереса вообще, выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

  1. К важным критерия познавательного интереса учащихся относят: мыслительную активность, эмоциональные проявления, избирательную направленность.
  2. Мыслительная активность учащихся выявляется посредством таких показателей как: вопросы учащихся к учителю в процессе урока; стремление по собственному почину участвовать в решении возникающих проблем, в дополнении и исправлении ответов товарищей; сосредоточенность произвольного внимания; характер процесса деятельности: как принимается задание, как исполняется, каков результат.
  3. Эмоциональные проявления, которые включают следующие показатели: речевые реакции, эмоциональная отзывчивость детей, адекватная реакция учащихся на прослушивании ими музыкального произведения.
  4. Избирательная направленность учащихся, в основу которой было положено: выбор индивидуальных заданий, исходя из собственных интересов, а так же характер использования свободного времени.

Значимыми способами стимуляции познавательного  интереса являются: познавательная деятельность школьников, которая опирается на их максимальную активность, оптимальный  уровень развития; создание положительного тонуса учебного процесса, который  влияет на характер межличностных отношений  участников учебного процесса.

 

  1. Развитие познавательного интереса к искусству – одна из важных задач предметов художественно-эстетического цикла. Предмет «Музыка» играет в данном процессе важную роль. Музыка, глубоко воспринятая и осмысленная ребенком, влияет на формирование его отношения к окружающему миру.

Наиболее эффективными методами стимуляции познавательного интереса у младших  школьников на уроках музыки являются: метод проблемного обучения, метод  моделирования художественно-творческого  процесса, метод размышления о  музыке, метод зрительной и слуховой наглядности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 1983. – 252с.
  2. Абрамова Г.С. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Просвещение, 1983. – 224с.
  3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 1985.
  4. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательной школе. М. : Академия, 2002. – 416с.
  5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – Екатеринбург : Свердловский гос. пед. ин-т, 2004. – 104с.
  6. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / под ред. Гилева. – Екатеринбург : Свердловский гос. пед ин-т, 1970 – 163с.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М : Педагогика-Пресс, 1996. – 536с.
  8. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. – 1994. – №3. – с. 88 – 92.
  9. Гликман И. З. Теория и методика воспитания. М. : Владос, 2003. – 176с.
  10. Григорович  Л.А. Педагогика и психология. – М. : Гардарики, 2003. – 316 с.
  11. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Академия, 1997. – 240с.
  12. Казакова С.В. Воспитание умственной активности младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург : [б.и.], 2005. 35с.
  13. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2000.- 276с. 
  14. Лихачев Б.Т. Педагогика. М. : Прометей, 1996. – 528с.
  15. Немов Р.С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. : в 3 кн. – 4-е изд. – М. : Владос, 2003. – Кн. 1 : Общие основы психологии. – 688с.
  16.   Педагогика : учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. М. : Педагогическое общество России, 2002. – 640с.
  17. Петровский А.В. Психология : учеб. пособие / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 3-е изд. – М. : Академия, 2002. – 512с.
  18. Петрушин В.Н. Музыкальная психология: учеб. пособие / В.Н. Петрушин. М. : Владос, 1997. – 372с.
  19. Подласый И.П. Педагогика : Новый курс : учеб. пособие : в 2 кн. – М. : Владос, 2002. – Кн. 1 : Общие основы. – 576с.
  20. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М. : Владос, 2008. – 464с.
  21. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А. В. Запорожца. – М. : Педагогика–Пресс, 2001. – 439 c.
  22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1973. – 423с.
  23. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся / М.Н. Скаткин // Народное образование. – 1966. - № 1. – с. 3 – 8.
  24. Сластенин В.А. Психология и педагогика : учеб. пособие / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 3-е изд., - М. : Академия, 2004. – 480с.
  25. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. –  М. : Полиздат, 1991. – 390с.
  26. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования позновательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 1988. – 208с.
  27. http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/30-mental-development/103-the-development-of-attention-memory-imagination-younger-pupils

 


Информация о работе Методы и приемы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе