Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:34, доклад
Свои характерные черты западноевропейская музыкальная культура обрела в средние века. Тогда профессиональные музыкальные традиции формировались и в рамках христианской церкви, и в замках аристократов, и в рыцарской среде, и в практике городских музыкантов. Долгие века традиции эти были одноголосны, и только в период зрелого Средневековья появилось многоголосие и музыкальная письменность, родилась единая система церковных ладов и ритмики, достигли совершенства европейские музыкальные инструменты (орган, клавесин, скрипка). После эпохи Возрождения музыка стала более самостоятельной, отделяясь от текстов (богослужебных, литературных и поэтических).
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МУЗЫКА.
Под западноевропейской музыкой
подразумевается музыкальная
В русле западноевропейской культуры развивались также культуры Восточной Европы и Америки. Русская музыкальная культура, обнаруживающая много черт, сходных с музыкой Европы, рассматривается, как правило, самостоятельно. Древнегреческая культура оплодотворила как Запад, так и Восток. Но и Древний Восток (Египет, Вавилон, Мидия, Парфия, Согдиана, Кушаны и др.) оказал заметное влияние на музыкальное развитие Европы. В средние века разнообразные музыкальные инструменты, новые ритмы и танцы распространялись с юга Европы на север, а мусульманская Испания была проводником арабских музыкальных и литературных традиций. Позже турки-османы стали носителями музыкального профессионализма Исламской цивилизации, которая по-своему умножала унаследованное ею от античности богатство музыкальной культуры народов Ближнего и Среднего Востока.
Свои характерные черты
западноевропейская музыкальная культура
обрела в средние века. Тогда профессиональные
музыкальные традиции формировались
и в рамках христианской церкви,
и в замках аристократов, и в
рыцарской среде, и в практике
городских музыкантов. Долгие века
традиции эти были одноголосны, и
только в период зрелого Средневековья
появилось многоголосие и музыкальная
письменность, родилась единая система
церковных ладов и ритмики, достигли
совершенства европейские музыкальные
инструменты (орган, клавесин, скрипка).
После эпохи Возрождения музыка
стала более самостоятельной, отделяясь
от текстов (богослужебных, литературных
и поэтических). Высоко оценивалась
индивидуальная изобретательность, зарождались
новые музыкальные жанры
Новые процессы, развивавшиеся
после 17 в., по-прежнему обнаруживали общность
музыкального «языка», на котором «говорили»
музыканты, независимо от того, в какой
части европейского мира они проживали.
Возникавшая то в Италии, то во Франции,
то в Германии музыкальная «мода»
распространяла одни и те же эстетические
представления о музыке и методах
ее создания, которые определяли своеобразие
музыкального стиля (норм, музыкального
языка) той или иной исторической
эпохи. Границы этих стилей, несмотря
на разнообразие творческих портретов
музыкантов, отчетливо выделялись и
формировали те же стилистические основания
(барокко, классицизм, романтизм, экспрессионизм,
импрессионизм и др.), что и
в литературе, архитектуре, изобразительном
искусстве соответствующих
В результате постоянной смены
музыкальных стилей как определенных
«техник» сочинения музыки, менялась
семантика, открывались различные
грани ее способностей выражать динамические,
поведенческие, рационально-математические,
психологические способности
МУЗЫКА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
На протяжении долгого периода на территории Западной Европы формировалась культура нового типа, в которой выделялись культовая (церковная), рыцарская (аристократическая) и бюргерская (городская) традиции. Их специфика и взаимодействие способствовали развитию уникальных черт западноевропейской музыкальной культуры.
Музыка католической церкви в раннем Средневековье (4–10 вв.). Профессиональные черты западноевропейская музыка прежде всего формировала в лоне христианско-католической церковной практики, которая стала обнаруживать свою специфику, начиная с 4 в. Монастыри были центрами учености и музыкального профессионализма. Музыку богослужения отличал характер отрешенности от всего суетного, смирение и погружение в молитву. Если в самых ранних христианских общинах пели все собравшиеся, то после Лаодикейского собора (364 год) в церкви стали петь только певцы-профессионалы.
Григорианский хорал. Истоки музыкальной литургии христианского типа усматриваются в древних песнопениях Египта, Иудеи, Сирии. Для служителей культа авторитетом в области музыки являлся древнеиудейский царь Давид. Он появляется в средние века часто: то в библейской легенде, изгоняющий своей игрой на музыкальном инструменте бесов из царя Саула, то изображенным играющим на разных инструментах (псалтерии, арфе, колоколах). Однако церковь формировала новые музыкальные традиции, основанные на пении священных текстов: «Давид пел в псалмах, и мы поем с Давидом и поныне. Давид пользовался кифарой, струны которой безжизненны, церковь же применяет кифару с живыми струнами; наши языки – это струны: они провозглашают разные звуки, но единую любовь» (из церковного интердикта Лаодикейского собора).
Ставшее основой христианского богослужения пение долго оставалось одноголосным. В большинстве церквей оно осуществлялось по типу псалмодии, походившей на рецитацию: небольшого диапазона и практически не распеваемые слова текста исполнялись одним человеком, а молящиеся отвечали такой же монотонной рецитацией. Текст доминировал над музыкой, которая следовала ритмике слов, а мелодические интонации не должны были отвлекать от смысла текста. В 5–7 вв. существовали различные монастырские традиции, развивавшиеся параллельно римской. В Лионе, Британии и на севере Италии возникло галликанское пение, в Испании (Толедо), находившейся под влиянием арабо-мусульманской культуры – мозарабское. С 5–6 вв. в Италии стало принято исполнять священные тексты в манере пения гимнов, которые отличались голосовым распевом и мелодичностью. Создателем этого типа пения стал в Милане епископ Амвросий, который использовал стихи в форме античной римской поэзии (амвросианское пение).
С укреплением института папства духовная власть осуществляла отбор ритуальных напевов, проводила их канонизацию. С 6 в. в Риме была образована певческая школа (Schola cantorum). С возникновением григорианского типа пения произошла унификация церковной певческой традиции, создателем которой был папа Григорий I. Он составил огромный свод песнопений (антифонарий), который включил многие местные напевы. Основная часть напевов составляла «подвижную» часть церковных служб: начальный псалом, псалом на данный день года, молитва во время причастия и др. Строгие, бесстрастные и суровые хоралы, в которых мелодия подчинялась ритмике слов, были отобраны для богослужений. Тексты (Ветхий и Новый заветы) распевались только на латинском языке в виде монодии – одноголосного мужского пения, либо хором (в унисон), либо одним певцом. Единственным музыкальным инструментом, который стал звучать с 660 в церкви наряду с пением, был орган, введенный папой Виталианом. Пришедший с Востока, орган был распространен в быту, но церковь придала ему статус «божественного музыкального орудия» и совершенствовала его конструкцию вплоть до 17 в., осуществляя строительство огромных органов вместе с постройкой церкви и развивая технику игры на этом инструменте.
Монотонное псалмодическое пение не имело ритмизации (распевался прозаический текст). Мелодия плавно поднималась наверх, к более высоким тонам, удерживалась здесь и спускалась вниз к исходному уровню. Тексты и напевы содержались в особых книгах и обновлялись. Круг основных ладов-мелодий, подчеркивающих духовный строй молитвенного ритуала, был ограничен восемью. Они составили структуру октоиха – системы восьми церковных ладов, господствовавших в практике обучения певчих и в музыкальной теории. Средневековые теоретики предписывали каждому ладу свой эмоциональный строй: 1 – подвижность, ловкость; 2 – серьезность и плачевная торжественность; 3 – возбуждение, стремительность, гневливость и суровость; 4– спокойствие и приятность, болтливость и лесть; 5 – радость, успокоение и веселье; 6 – печаль, трогательность и страстность; 7 – легковесность молодости, приятность; 8 – старческую серьезность, величавость.
Среди свода григорианских хоралов имелись песнопения, которые отличались от повседневных и составляли особый вид службы – мессу. Это цикл песнопений по случаю главных богослужебных праздников из 5–6 разделов. Каждый получал название по начальным словам текста: Kyrie eleison (Господи, помилуй); Gloria… (Слава в вышних богу); Credo… (Верую во единого бога); Sanctus… и Benedictus (Свят господь бог Саваоф); (Благославен грядущий во имя бога); Agnus Dei… (Агнец божий, взявший на себя грехи мира).
Зарождение многоголосия.
В 9 в. в центрах «музыкальной учености»
(монастырь Санкт-Галлена, соборы Реймса,
Люттиха, Шартра и др.), где имелись
хорошие певческие силы, зародились
новые виды одноголосного григорианского
пения, которые привели к
Первыми шагами в формировании
многоголосия было такое пение, когда
тоны хоральной мелодии
Музыка в период зрелого
Средневековья. В 11–12 вв. (эпоха Сен-Марсьяль)
распространился особый стиль двухголосного
пения, который вел свое происхождение
из южно-французского монастыря в
Лиможе и северо-испанского монастыря
Сантьяго де Компостела. Здесь расцвела
мелизматика – украшение
Теория музыки. Нотопись.
Развитие музыкальной теории в Западной
Европе осуществлялось в рамках церковной
учености. Наследуя традиции древних
греков, философы рассматривали музыку
в системе семи «свободных искусств»,
где она соседствовала с
Специфика западноевропейской
музыкальной культуры связана с
появлением нотного письма, которое
обязано своим рождением
До 11 в. певчими использовались специальные значки (невмы), которые ставились над словами текста. Невменное письмо не фиксировало ритмику, а лишь относительную высоту тонов и направление мелодии.