Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:34, доклад
Свои характерные черты западноевропейская музыкальная культура обрела в средние века. Тогда профессиональные музыкальные традиции формировались и в рамках христианской церкви, и в замках аристократов, и в рыцарской среде, и в практике городских музыкантов. Долгие века традиции эти были одноголосны, и только в период зрелого Средневековья появилось многоголосие и музыкальная письменность, родилась единая система церковных ладов и ритмики, достигли совершенства европейские музыкальные инструменты (орган, клавесин, скрипка). После эпохи Возрождения музыка стала более самостоятельной, отделяясь от текстов (богослужебных, литературных и поэтических).
В первой половине 20 в. в Европе зарождаются явления, которые создают предпосылки для авангардизма. Композиторы обращаются к необычным тембрам, ритмам, интонациям (фольклору, джазу, экзотическим восточным инструментам, шумам), расширяя сферу самого материала музыки и увеличивая арсенал используемых средств. Особое обновление наблюдается в области ритмики, которая становится жестче, агрессивнее, разнообразнее по характеру и насыщается элементами экзотики и архаики. Интерес к танцевальным, пластическим, сценически-ораториальным жанрам увеличивается. Миф, сказка и аутентичный (или стилизованный) музыкальный фольклор становится материалом для создания новых произведений, основанных на современной технике письма. Ново-фольклорному направлению (неофольклор) отдали предпочтение Игорь Стравинский, Бела Барток, Карл Орф.
Характерной приметой времени
становится то, что многие композиторы
«пробуют» себя в различных стилях,
отдавая предпочтение той или
другой технике в различные периоды
своего творчества: от «русских фольклоризмов»
(ранние балеты Весна священная, Жар-птица,
Петрушка, поставленные в 1910–1913 в Париже)
– до полистилистики (балет Пульчинелла,
1920) и неоклассицизма (Симфонии псалмов,
1948 и Заупокойные песнопения, 1966)
– таков диапазон Игоря Стравинского.
Различные стили соединяют
Мода на лишенную тональности
(атональную) музыку преобладала, хотя
не все композиторы следовали
ей. Некоторые, напротив, отстаивали художественную
значимость тональных основ мелодии
и проявляли интерес к
Творчество французского
композитора Оливье Мессиана (1908–1992)
выделяется стилистической оригинальностью.
Композитор сумел подчинить найденные
им ритмические и тембровые
Музыка второй половины 20
в. Культура 2-ой половины 20 в. отмечена
резким неприятием предшествующих стилевых
тенденций. Двенадцатитоновая техника
письма оставалась наиболее современной
и основной для большинства композиторов-
Радикальный слом западноевропейской
музыкальной традиции произошел
в середине 20 в., когда в центральной
Европе оформилось направление под
названием авангард. Предтечей музыкального
авангардизма можно считать разные
единичные проявления поисков нового
музыкального языка, объединенные идеей
отказа от предшествующих традиций. На
родине футуризма, в Италии, композитор
и живописец Луиджи Руссоло в
Манифесте музыкального футуризма
(1913) призывал: «Направляйте воду из каналов
в музейные склепы и затопите их!
И пусть течение уносит полотна!»,
«мы не можем больше сдерживать наше
желание творить новую
Новый метод сочинения музыки имел экспериментальный характер. Главной целью творчества стал поиск новых средств выразительности путем «освоения» того исходного материала, из которого могли «строиться» сами представления о «музыке»: в центре внимания композиторов оказался не интервал или ритм, а звук, его тембр, амплитуда, частота, продолжительность, а также шум, пауза. Эти параметры музыкальной структуры не имеют этнической или национальной привязанности – «звуки по своей природе не более американские, чем египетские» (Дж.Кейдж). Поскольку признавалось, что язык музыки полностью исчерпан, то можно «начинать с самого начала, без оглядки на руины» (Штокхаузен). Сочинение музыки стало «разведыванием возможности соединения материи» (Дьердь Лигети). Эксперимент в области музыки не был связан с созданием произведения искусства, это было «действие, результаты которого нельзя предвидеть» (Кейдж).
С одной стороны, утверждалось,
что основа музыки – дискурсивно-упорядоченное
мышление. Поэтому приоритет получали
музыкальные технологии, и «формальный
порядок» распространяющийся «в глубину
музыки, на уровень микроструктуры»
(Булез). Новые рациональные методы
музыкальной работы привлекли многих,
кто был связан с математическим
и физико-техническим
Многие композиторы обращаются
к творчеству своих предшественников-
Новые черты приобретает интерес композиторов к фольклору. Они не только перерабатывают собственный музыкальный фольклор, сколько все чаще обращаются к аутентичным музыкальным документам внеевропейских культур – этнической и религиозной музыке разных народов, широкий доступ к которой обеспечили достижения современной музыкальной этнографии (особенно, американской этномузыкологии) и поездки композиторов в страны Африки и Азии, изучение ими «на местах» традиционных музыкальных практик (американцы – Филипп Гласс, Стив Райх, Терри Райли, француз Жан-Клод Элуа и др). В творчестве некоторых музыкантов современные техники письма успешно используются для выражения политических идей или философских, культурных пристрастий (оратория Dies irae. Памяти жертв Освенцима, 1967, Пендерецкого, вокально-электронная композиция Не надо разменивать Маркса, 1968, итальянского композитора Луиджи Ноно, р.1924).
Одной из значительных фигур
западноевропейского авангарда
является немецкий композитор Карлхайнц
Штокхаузен, который и в своих
произведениях, и в книгах, и в
активной деятельности, сформулировал
особую роль композитора: «современный
художник – это радиоприемник, самосознание
которого – в сфере сверхсознательного».
Широко применяя все современные
виды авангарда, он стремится выражать
глубокие философские идеи, навеянные
интересом к индийской мистике
(Мантра, 1970), к астрологии (Зодиак, 1975–1976),
к эзотерической трактовке
Интерес к зрелищности
музыкально-концертных представлений,
таких как «шоу», усиливается: привлекаются
актеры, мимы, костюмы, световые и звуковые
эффекты. Изменяются концертные условия
исполнения музыки, когда музыкантов
могут спускать в пещеру для достижения
кругового резонанса, а слушателей
располагать в подвесных
Авангардное русло в музыке
создало Электронную музыку. В
начале 1950-х началось освоение звучаний,
шумов и конструирование новых
электронных инструментов. Возникают
студии электронной музыки: в Кельне,
где пишет Штокгаузен; в Париже
на французском радио, где работает
группа исследователей – Булез, Мессиан,
Пьер Анри, П.Шеффер. Родоначальник
нового электронного направления, именуемого
сначала конкретной музыкой, Шеффер,
автор публикации К изучению конкретной
музыки (1952), исполнял в концертах
свои сочинения для магнитной
пленки (Париж, 1948). Созданная Шеффером
вместе с Анри Симфония для одного
человека (1951) продемонстрировала художественную
выразительность электронной
Сонористика — направление,
ставящее во главу угла тембровые (темброво-фактурные)
возможности музыкального искусства.
Выразительность интервала (мелодико-тематический
рельеф) уходит на второй план, уступает
место звуковой окраске и насыщенности.
Звуковое целое может не иметь
звуковысотности. Необыкновенно расширяется
область музыкальных нюансов
и способов звукоизвлечения. Теперь
«тембр становится наиболее существенной
категорией в композиции» (Булез). Эксперименты
со звуком ведут к необычным
Алеаторика (лат. «игральная
кость», «жребий») – метод, явившийся
реакцией на фиксированную композицию,
где для исполнителя
В конце 1950-х зарождается
техника минимализма (во Франции
– «репетиционная» музыка), основанная
на повторении простейших тематических
конструкций, но особым способом, заимствованным
из наблюдений над техническими «помехами»
в радиотехнике, над акустическими
несовпадениями. Идея работы с простейшими
тематическими образованиями
К концу 20 в. авангардизм исчерпывает
себя, оказывая влияния на другие виды
музыкальной культуры – на джаз,
рок, киномузыку. Его итогом можно
считать выработанное у современников
новое представление о музыке
и новое отношение к материалу,
из которого она делается и который
включает теперь самый широкий спектр
всех известных исторических и географических
стилей и инструментально-звуковых
технологий. Будучи, как и высокое
музыкальное искусство Европы, явлением
элитарным, авангард теряется в культуре
повседневности, которая торжествует
по сей день. Свойственные ей новые
музыкальные формы создания музыки
с помощью компьютерных программ
и высоких звуковых технологий порождают
новый тип неакадемической