Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:56, курсовая работа
Психологическая напряженность усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни – жизни ученика – предполагает повышенную работоспособность: необходимо внимательно слушать учителя, уметь подчиняться правилам и распорядку дня. Физическое и психическое самочувствие первоклассников обычно стабилизируется через полтора-два месяца пребывания в школе. Так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические формы и методы работы. Мы хотим рассмотреть, как игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом.
Введение---------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников.
1.1 Сущностная характеристика дидактической игры-------------------------------7
1.2 Возрастные особенности младших школьников--------------------------------13
1.3 Специфика использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников----------------------------------------------------------------------21
Глава 2. Методические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников. -------------------------------------------------------------------------------30
Глава 3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников-------------------------------------------------------------------37
Заключение---------------------------------------------------------------------------------46
Список используемой литературы---------------
Содержание:
Введение----------------------
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников.
1.1 Сущностная характеристика
дидактической игры--------------------------
1.2 Возрастные особенности
младших школьников------------
1.3 Специфика использования
дидактической игры на уроках музыки у
младших школьников--------------------
Глава 2. Методические
аспекты исследования проблемы специфики
использования дидактической игры на
уроках музыки у младших школьников. ------------------------------
Глава 3. Организация
и проведение опытно-экспериментальной
работы по проблеме использования дидактической
игры на уроках музыки у младших школьников--------------------
Заключение--------------------
Список используемой
литературы--------------------
Приложение--------------------
Введение.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский.
Тема дидактической игры в педагогическом процессе очень актуальна, так как благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает новая социальная позиция личности – учащиеся, к ребятам в этот период предъявляются новые требования, у них появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определенных нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. В тоже время приходится учитывать, что младшие школьники отличаются повышенной возбудимостью, быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания.
Психологическая напряженность
усугубляется физическим напряжением.
Новый режим жизни – жизни ученика
– предполагает повышенную работоспособность:
необходимо внимательно слушать учителя,
уметь подчиняться правилам и распорядку
дня. Физическое и психическое самочувствие
первоклассников обычно стабилизируется
через полтора-два месяца пребывания в
школе. Так происходит при условии, если
взрослые учитывают новое положение детей,
действуют с пониманием их возрастной
психологии, используют специфические
формы и методы работы. Мы хотим рассмотреть,
как игра помогает учителю найти общий
язык с детьми, а детям постичь знания
без стрессов и с интересом.
Ценность игры, как обучающего средства
заключается в том, что, оказывая воздействие
на коллектив играющих детей, педагог
через коллектив оказывает воздействие
на каждого из детей. При правильном руководстве
детьми игра становится школой воспитания.
Игра является и средством первоначального
обучения. В игре дети отражают окружающую
жизнь и познают явления, факты.
Руководя игрой, педагог воспитывает
активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие,
и находить, обогащает духовный мир детей.
А это все содействует умственному и общему
развитию.
Дидактическая игра обучает, развивает,
воспитывает, социализирует, развлекает,
дает отдых.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Данная тема актуальна, потому что в наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в обучении. Урок музыки в начальной школе немыслим без творчества, разнообразия игр, применения современных технологий. Дети в XXI веке владеют компьютерной техникой, мультимедиасредствами, общительны, но не всегда и не везде получают верное музыкально-эстетическое развитие. Роль урока музыки на первом этапе – как урока творчества…. А творчество невозможно без игры…
Цель курсовой работы - определить специфику использования дидактической игры на уроках музыки в младшей школе, выявить влияние использования дидактической игры на формирование музыкальных способностей у младших школьников.
Объект исследования - игровая деятельность на уроках музыки.
Предмет - специфика использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников.
В соответствии с целью работы мною определены следующие задачи:
- дать сущностную характеристику дидактической игры;
- определить специфику возрастных особенностей младших школьников;
- обобщить и проанализировать педагогический опыт по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников;
- организовать экспериментально-опытную проверку по теме.
Гипотезой исследования явилась система предположений о том, что использование дидактической игры на уроках музыки у младших школьников будет более эффективным, если:
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез научных позиций в различных областях знания по исследуемой проблеме; моделирование педагогического процесса; анализ продуктов творческой деятельности учащихся, учебно-методической документации, программ и учебных пособий; обобщение музыкально-педагогического опыта) и эмпирические ( педагогическое наблюдение за процессом общения учащихся с музыкой, за различными видами музыкальной деятельности; беседы с учащимися, помогающие проверить достоверность предположений и выводов; письменные и устные опросы, позволяющие определить объективные данные о степени освоения музыкальных знаний, об отношении учащихся к музыке, музыкальным занятиям, приобретенному опыту музыкально-творческой деятельности; педагогический эксперимент, позволяющий оценить эффективность проведенной работы).
База исследования – МОУ СОШ №93, 1 «В» класс.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников.
Игровая деятельность – это произвольная деятельность, отражающая в условно-обобщенной форме: отношение человека к миру, людям, к самому себе, имеющая целью самовыражение индивида и формирование у него типов социального поведения и прогнозирования ситуаций общения. [9]
В настоящее время многие учителя начальной школы понимают важность применения игровой деятельности в процессе обучения младших школьников.
Сравнение игровой деятельности и традиционной учебной показывает, что в игровой деятельности идет развитие ребенка, используются все его умения и навыки. Если же учебной деятельностью управляет педагог, то ребенок использует не все свои умения и навыки, а только те, которые нужны для выполнения какой-либо поставленной задачи.
В игровой деятельности цель заключена в действии, а в учебной – действие осуществляется ради цели. Поэтому игровая деятельность даст больше возможностей для повышения умственного потенциала, органического соединения речи и воображения, деятельного освоения мира; вызывает интерес к учебе, активизирует познавательную активность, совершенствует умственное и интеллектуальное обучение.
Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. [1]
Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что дети в процессе игры легче усваивают знания, получают представление об окружающем мире. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно, учащиеся овладевают знаниями играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. [3]
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
К игре, как показывает практика, детей привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу действия, постоянно меняющиеся игровые ситуации, приходится самостоятельно выходить из неожиданных ситуаций, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и находчивость, а так же применять на практике полученные знания. Выготский Л. С. обращает внимание на тот факт, что игра содержит в себе все тенденции развития и создает зоны «ближайшего развития». [10]
Игра представляется, как деятельность, в которой происходит и познавательная, и эмоциональная «децентрация» ребенка. В этом важнейшее значение игры для интеллектуального развития ребенка. [11]
Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые учитель обязательно должны учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время. [4, с. 325]: