Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Психологическая напряженность усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни – жизни ученика – предполагает повышенную работоспособность: необходимо внимательно слушать учителя, уметь подчиняться правилам и распорядку дня. Физическое и психическое самочувствие первоклассников обычно стабилизируется через полтора-два месяца пребывания в школе. Так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические формы и методы работы. Мы хотим рассмотреть, как игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом.

Содержание работы

Введение---------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников.
1.1 Сущностная характеристика дидактической игры-------------------------------7
1.2 Возрастные особенности младших школьников--------------------------------13
1.3 Специфика использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников----------------------------------------------------------------------21

Глава 2. Методические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников. -------------------------------------------------------------------------------30

Глава 3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников-------------------------------------------------------------------37

Заключение---------------------------------------------------------------------------------46
Список используемой литературы---------------

Файлы: 1 файл

курсовичок 2.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшей особенностью организации и содержания дидактической игры у младших школьников является учет возрастных особенностей учащихся.

Дидактическая игра на уроках музыки будет выполняет  следующие функции: обучающую, развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психотехническую, функцию самовыражения и компенсаторную.

Дидактическая игра активно используется в большинстве программ. Дидактическая игра способствует выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг. Через игру  у детей воспитывается художественный вкус.

Результаты эксперимента показали, что музыкально–дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, которые направленные не только на развитие музыкальных способностей, но и с помощью их осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию музыкальных способностей. Они развивают все музыкальные способности младших школьников. Дидактические игры будут направлены на развитие: навыка игры на музыкальных инструментах, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, воображения, исполнительских и творческих способностей младших школьников. То есть гипотеза исследования подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/[под ред.П.И.Пидкасистого].М., 2002. с. 251
  2. Виман С. Я. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. М., 2006. с. 115
  3. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. Мн., 1989. с. 45
  4. Шпунтов А. И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте / Начальная школа. 1993
  5. Брунер Д. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. 1987. - № 1
  6. Коменский А. Я. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1982. – Т. 1 – с. 64
  7. Педагогика [под ред. Сластенина В. А]. –М., 2002 – с. 88
  8. Эльконин Д. Б. Психология игры. –М., 1984 – с. 45
  9. Психология. Словарь. –М., 1990
  10. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психики, 1986, № 6, с. 62
  11. Эльконин Д. Б. Психология игры. –М., 1978 – с. 304
  12. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. –М., 2001 – с. 199
  13. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. –М., Гардарики, 2003 – с. 129-132
  14. Коломинских Я. Л. Детская психология / Я. Л. Коломинских, Е. А. Панько. –Мн., Университетское, 1988 – с. 101
  15. Львов М. Р. Школа творческого мышления. – М., 1993 – с. 54
  16. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. –М., 1994 – с. 54
  17. Семяшкина Н. И. Значение дидактических игр на уроках математики // Начальная школа. - № 2, 1997 – с. 28
  18. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. –М., Просвещение, 1987 – 144 с.
  19. Газман О. С. Каникулы: Игра, воспитание. –М., 1988 с. 6-12
  20. Вайнер М. Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры // Начальная школа, 2004, № 1, - с. 9-14
  21. Компьютерные игры на уроке. Начальная школа, 1999 – с. 42
  22. Кроль В. М. Психология и педагогика. Учебное пособие. –М., Высшая школа, 2004 – с. 262-267
  23. Алиев Ю. Общие вопросы музыкального воспитания // Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. - Воронеж, 1998.
  24. Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. Теория музыкального образования. – М.:AKADEMA, 2004.
  25. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1984
  26. Надолинская Т.В. Программа по музыке. – М., 1998.
  27. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции. - М.: Музыка, 1972.
  28. Усачёва В., Школяр Л. Музыкальное искусство // Программно-методические материалы / Сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001.
  29. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Ч.1. Музыкальное произведение как феномен. - М.: Музыка, 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

1) «Лесенка»

Цель. Различать высоту звуков и направление движения мелодии вверх, вниз.

Описание дидактического пособия. Две карточки с изображением лесенки. На одной карточке изображена девочка, поднимающейся по ступенькам вверх, на другой – девочка, спускающаяся по лесенке вниз.

Методика проведения. После ознакомления с песенкой-попевкой «Лесенка» детям было предложено узнать, куда идет девочка (вверх по лесенке или вниз), а затем показать карточку с соответствующим изображением. При повторном исполнении детям предлагается показать рукой, куда движется девочка – вверх по лесенке или вниз. Отмечая каждый звук, дети постепенно поднимают правую руку (согнутую в локте перед грудью) вверх или также постепенно опускают ее вниз.

Затем детям, в качестве усложнения задания, было предложено разделиться по парам для выполнения определенного задания: один исполняет первую или вторую фразу попевки на металлофоне; другой на слух определяет, куда идет девочка, вверх или вниз по ступенькам, и выбирает карточку с соответствующим изображением. Остальные дети определяют, правильно ли выполнено задание.

На следующем занятии они знакомятся с высоким, средним и низким звуком.

Ход игры: Задания также проводятся в игровой форме. В гости к ребятам приходят матрешки: Зина, Таня, Маша. Внимание фиксируется на звучании трех звуков – фа, ля, до2. После пропевания каждого имени дети ставят матрешку на ступеньку лесенки: Зина – на нижнюю, Таня - на среднюю, Маша – на верхнюю ступеньку. Затем звуки проигрываются в разной последовательности, после чего ребята определяют, какая из матрешек поет высоко, какая низко и в каком порядке.

После того как дети закрепили знания о музыкальных звуках и их сочетаниях, музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что матрешки для них приготовили концерт.

Взрослый говорит: «На концерте они будут петь втроем, вдвоем, по одной, а вы, дети, должны будете определить, сколько матрешек поет». Определяя сколько матрешек поет, дети знакомятся с понятием «звук», «интервал», «трезвучие».

Для закрепления знаний о направлении движения мелодии дети исполняют песенку-попевку «Лесенка» на металлофоне, используя при этом молоточки на которых прикреплены матрешки.

Музыкальный репертуар. «Лесенка» Е. Тиличеевой.

2) «Весело – грустно»

Цель. Развивать у детей представление о характере музыки (веселая – спокойная – грустная).

Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Методика проведения. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характера и с помощью пособия определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки), объясняют свои действия. Цифры на фишках показывают эту последовательность.

На следующем занятии дети прослушивают незнакомую пьесу, заранее зная об этом. Они определяют ее настроение и придумывают название, поясняя при этом свои действия. Остальные дополняют ответ, выражая свои чувства. Затем дети выполняют следующие задачи: с помощью пособия определяют характер незнакомой пьесы и передают его в движении. После, по желанию дети индивидуально сочиняют колыбельную мелодию на слова: «Спят и травы и цветы, баю, баю, спи и ты». Дети пробуют импровизировать на музыкальных инструментах.

Музыкальный репертуар. «Три настроения» Г. Левкодимова.

3) «Громко – тихо»

Цель. Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).

Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бардового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бардового цвета – громкому звучанию музыки.

Методика проведения. Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) – третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей была использована музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.

“Кот и мыши”

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел.

Вот Вам и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

- Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!»

И врассыпную они понеслись.

Пока кот спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеялись над котом

Они ему хвост завязили бантом.

Василий проснулся и громко чихнул;

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

Для совершенствования динамического восприятия детям предлагается поиграть в игру «Принц и Принцесса».

Ход игры: дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке.

Звучит “Вальс” Г. Левкодимова, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми взрослый регулирует динамику: от тихого звучания до громкого. Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.

Музыкальный репертуар. «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.

4) «Кто как поет»

Цель. Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Описание дидактического пособия. Три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.

Методика проведения. Дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки), в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сынишка – тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом “музыкальные загадки” исполняются в разной последовательности.

Для закрепления знаний о регистрах, дети играют в игру “Узнай по голосу”.

Ход игры. Взрослый говорит: “А можно ли узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит". Дети на слух определяют тембр голоса поющего: "Эту песенку свою я тебе, дружок спою. Ты глаза не открывай, кто я - ну-ка, угадай".

Да, оказывается можно узнать человека по голосу. А как поэт нам рассказал об этом в стихах?”.

Зачитываются стихи.

Выхожу я в коридор, Без труда могу я сам

А за дверью разговор. Их узнать по голосам:

Слышу: мама говорит. Мамин – звонкий, серебристый;

Слышу: папа говорит. Папин - низкий и басистый.

Взрослый говорит: “А композитор сочинил целую музыкальную сценку. Теперь постарайтесь узнать в музыке голоса мамы и папы. Поднимите руку, когда услышите «мамин голос» и опустите на колени, когда зазвучит «папин голос”. Обратите внимание: в конце произведения звучат сразу два голоса – папин и мамин”.

Музыкальный репертуар. «Кто поет» Г. Левкодимова; «Папа и мама разговаривают» И. Арсеев.

5) “К нам гости пришли”

Цель. Развитие тембрового восприятия, совершенствование знаний о музыкальных инструментах.

Описание дидактического пособия. Дети знакомятся с музыкально-дидактическим пособием «Музыкальный домик».

Методика проведения. Дети узнают, что этот домик необычный, в нем живут музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Что если хорошо прислушаться, то можно определить, звуки каких инструментов слышны из разных окон домика. За ширмой спрятаны музыкальные инструменты, на которых поочередно звучит знакомая детям песенка-попевка «Петушок». Дети вызываются по одному. Узнав инструмент, ребенок подходит к столу с карточками, на которых изображены различные музыкальные инструменты, выбирает нужную ему карточку и вставляет ее в окошко домика. Затем они сами выполняют задание: один из детей исполняет песенку-попевку на каком-нибудь инструменте. Остальные отгадывают и закрывают окошечки «Музыкального домика». После этого детям раздают музыкальные инструменты, и они исполняют знакомую попевку.

Для достижения высоких результатов в поставленных целях, используется следующая дидактическая игра, в которой приход «живых гостей» вызвал активность и способствовал эмоциональному подъему.

Игровой материал. Учитель и дети, изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальные инструменты.

Ход игры. Учитель говорит: “Сегодня к нам должны прийти гости”. Стук дверь.

Информация о работе Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьн