Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:56, курсовая работа
Психологическая напряженность усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни – жизни ученика – предполагает повышенную работоспособность: необходимо внимательно слушать учителя, уметь подчиняться правилам и распорядку дня. Физическое и психическое самочувствие первоклассников обычно стабилизируется через полтора-два месяца пребывания в школе. Так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические формы и методы работы. Мы хотим рассмотреть, как игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом.
Введение---------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников.
1.1 Сущностная характеристика дидактической игры-------------------------------7
1.2 Возрастные особенности младших школьников--------------------------------13
1.3 Специфика использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников----------------------------------------------------------------------21
Глава 2. Методические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников. -------------------------------------------------------------------------------30
Глава 3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников-------------------------------------------------------------------37
Заключение---------------------------------------------------------------------------------46
Список используемой литературы---------------
- формирующий;
- контролирующий.
Обучение младших школьников в процессе этих этапов осуществлялось с учетом требований ФГОС 2 поколения.
Констатирующая стадия эксперимента была связана с определением исходного уровня музыкальных способностей младших школьников, проявляемых в процессе использования дидактической игры. Нами были разработаны критерии оценивания музыкальных способностей детей по трехуровневой системе: высокий, средний, низкий уровень.
Уровень развития |
Общие критерии оценивания достижений |
Начальный |
В процессе дидактической игры младший школьник проявляет умение элементарно выполнять сенсорные действия, опираясь на имеющиеся представления; фрагментарно отображает незначительную часть обучающего материала; с помощью учителя выполняет элементарные задания; проявляется эмоциональное отношение к выполнению заданий; |
Средний |
Младший школьник применяет знания во время выполнения задания по образцу, приобретая навыки их выполнения; с помощью дидактического материала выделяет средства выразительности из музыкальной ткани; слуховое восприятие, внимание стало более организованным; научились выражать чувства и переживания услышанного не только на словах, но и в движениях; умело применяют дидактический материал в самостоятельной практике; |
Высокий |
В процессе дидактической игры младший школьник контролирует собственные действия; применяет полученные знания в немного измененных ситуациях; верно и четко высказывает свою мысль; самостоятельно владеет системой обследовательских действий, приобретая автоматизацию навыков, усовершенствование действий, самоконтроль; |
Исходя из выбранной нами темы «Специфика использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников», нами был проведён констатирующий эксперимент. В нём мы исследовали влияние использования дидактических игр на развитие музыкальных способностей младших школьников. На основе проведенного выше анализа научно-теоретических работ по проблеме использования дидактических игр, нами было организовано проведение экспериментального исследования. В эксперименте участвовало 20 человек. С детьми данной экспериментальной группы мы провели диагностику уровня развития музыкальных способностей. В ходе данной диагностики в естественных условиях на уроке музыки мы использовали следующие исследовательские методики:
1) беседу;
2) наблюдение, целью которого является выявление музыкальных способностей детей. В ходе наблюдения мы определили ЗУН детей в области музыки.
Схема анализа:
1) Структура занятия, его вид и тип.
2) Степень оригинальности и новизны заданий на развитие музыкальных способностей детей в игре.
3) Используемые учителем методы и приёмы, направленные на развитие музыкальных способностей детей.
4) Уровень и качество выполнения заданий детьми экспериментальной группы. Наблюдение за проявлением детей проводилось и в процессе самостоятельной музыкальной деятельности.
На основании полученных данных мы оформили таблицу, в которую внесли данные эксперимента.
Цель: выявить уровень развития музыкальных способностей у младших школьников.
Вывод 1 этапа: проведенный этап эксперимента с младшими школьниками показал довольно низкий уровень сформированности музыкальных способностей, хотя психологически дети были готовы к этой деятельности. Это проявилось в увлеченности использования музыкально-дидактических пособий, однако действия при этом выполнялись интуитивно и детям приходилось прикладывать много усилий для их реализации. В играх дошкольники подключали воображение, эмоционально откликались, однако задания все время выполнялись по образцу.
Опираясь на критерии оценивания можно сделать вывод, что в процессе констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности музыкальных способностей, сравнительно небольшой процент детей достиг высокого уровня развития, а именно 10% (2 человека), при этом большее количество детей 60% (12 человек) так и осталось на начальном этапе развития. Средний уровень развития составляет 30% (6 человек). Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в таблице:
На основании проведенного этапа эксперимента можно предположить, что при активном использовании музыкально–дидактических пособий и игр можно добиться больших результатов в развитии музыкальных способностей.
Для этого был проведен еще один этап эксперимента – формирующий эксперимент, который проводился в виде игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и был направлен на развитие музыкальных способностей. На музыкальных занятиях этого этапа активно использовались музыкально-дидактические пособия и игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением.
Методика проведения формирующего этапа обучения представляла собой непрерывный и последовательный цикл освоения серий пособий и игр в течение определенного периода. Освоение детьми каждого пособия или игры осуществлялось в три этапа:
Первый этап. Первоначальная ориентировка в способах самостоятельных действий по различению свойств музыкальных звуков в условиях знакомства с музыкально-дидактическими пособиями и играми на занятиях.
Второй этап. Овладение детьми способами сенсорных действий по различению свойств музыкальных звуков под непосредственным руководством педагога;
Третий этап. Совершенствование навыков различения звуков в процессе самостоятельной деятельности, но под косвенным руководством педагога. А также совершенно самостоятельное применение музыкально-дидактических пособий и игр по инициативе детей и без помощи педагога в самостоятельном музицировании.
Непрерывность цикла заключалась в том, что после освоения музыкально-дидактического пособия или игры на занятиях они переносились в самостоятельную игровую деятельность, и одновременно на занятии происходило знакомство детей со следующей игрой или пособием.
Процесс освоения музыкально-дидактический пособий и игр происходил при соблюдении следующих педагогических условий:
- при сохранении единства
- при соблюдении постепенности
и систематичности
- при учете возрастных
На некоторые занятия к детям приходили сказочные персонажи. Дети общались с ними, выступали в роли старших товарищей и “учителей”, когда ставилась цель чему-то обучить. Стремясь их всему научить, дети обучались сами. Благодаря этому все занятия проходили в игровой форме. Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием. Приход «живых гостей» в какой-то степени способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимых музыкально-дидактических игр.
Все использованные музыкально-дидактические пособия и игры в ходе формирующего этапа экспериментирования были направлены на развитие навыка игры на музыкальных инструментах, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, воображения, исполнительских и творческих способностей младших школьников.
В ходе формирующего этапа эксперимента были использованы музыкально-дидактические игры, указанные в приложении.
Вывод по 2 этапу: результаты контролирующего этапа эксперимента показали, специфика использования дидактической игры заключается в том, что музыкально–дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, которые направленные на развитие музыкальных способностей, звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства темпа и ритма младших школьников.. Специфическая особенность использования дидактической игры на уроках музыки в младшей школе состоит в соблюдении педагогических условий. После проведения формирующего эксперимента высокого уровня развития музыкальных способностей достигли 70 % (14 детей), это в 7 раз больше, чем на предыдущем этапе эксперимента. Дети со слабым показателем музыкальных способностей и возможностей поднялись в своем развитии до среднего уровня, их количество составляет 20 % (4 детей). По сравнению с результатами констатирующего эксперимента совсем незначительное количество детей остались на начальном уровне развития, их количество составляет – 10% 2 детей. Результаты контролирующего этапа эксперимента показаны в таблице:
Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в формирующем эксперименте показал ряд высоких показателей, в результате чего:
1) увеличился уровень развития музыкальных способностей, это отразилось в том, что:
- слуховое внимание детей стало более организованным;
- двигательные реакции стали организованными, согласованными с музыкой;
- появилась быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки;
- ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче его на музыкальных инструментах;
- улучшилась реакция детей на
определении инструментов по
тембровому и динамическому
- в восприятии и
2) существенно изменился уровень
развития музыкальных
3) значительно изменился подход
к процессу обучения. Это отразилось
в заинтересованности
В результате формирующего этапа экспериментирования были установлены педагогические функции музыкально-дидактических пособий и игр:
1) Развитие у детей способностей различения соотношений музыкальных звуков и их свойств;
2) Формирование способов самостоятельных действий, при этом дидактические игры и пособия выступают как средство, побуждающее детей к самостоятельной деятельности.
Для проведения диагностики изменений в развитии музыкальных способностей младших школьников при использовании метода дидактической игры нами был проведен контролирующий этап эксперимента.
Результаты контролирующего этапа эксперимента показаны в графике сравнения уровня развития музыкально-сенсорных способностей у младших школьников:
Вывод по 3 главе: результаты эксперимента показали, что музыкально–дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, которые направленные не только на развитие музыкальных способностей, но и с помощью их осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию музыкальных способностей. Они развивают все музыкальные способности младших школьников. Дидактические игры будут направлены на развитие: навыка игры на музыкальных инструментах, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, воображения, исполнительских и творческих способностей младших школьников
Заключение.
Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. [1]
Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкальное развитие ребёнка. Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии и т.д. Однако между музыкально-дидактическими пособиями и играми есть существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности, в то время как музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в организованной музыкальной деятельности.