Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Психологическая напряженность усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни – жизни ученика – предполагает повышенную работоспособность: необходимо внимательно слушать учителя, уметь подчиняться правилам и распорядку дня. Физическое и психическое самочувствие первоклассников обычно стабилизируется через полтора-два месяца пребывания в школе. Так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические формы и методы работы. Мы хотим рассмотреть, как игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом.

Содержание работы

Введение---------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников.
1.1 Сущностная характеристика дидактической игры-------------------------------7
1.2 Возрастные особенности младших школьников--------------------------------13
1.3 Специфика использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников----------------------------------------------------------------------21

Глава 2. Методические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников. -------------------------------------------------------------------------------30

Глава 3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников-------------------------------------------------------------------37

Заключение---------------------------------------------------------------------------------46
Список используемой литературы---------------

Файлы: 1 файл

курсовичок 2.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

- формирующий;

- контролирующий.

Обучение младших школьников в процессе этих этапов осуществлялось с учетом требований ФГОС 2 поколения.

Констатирующая стадия эксперимента была связана с определением исходного уровня музыкальных способностей младших школьников, проявляемых в процессе использования дидактической игры. Нами были разработаны критерии оценивания музыкальных способностей детей по трехуровневой системе: высокий, средний, низкий уровень.

Уровень развития

Общие критерии оценивания достижений

Начальный

В процессе дидактической игры младший школьник проявляет умение элементарно выполнять сенсорные действия, опираясь на имеющиеся представления; фрагментарно отображает незначительную часть обучающего материала; с помощью учителя выполняет элементарные задания; проявляется эмоциональное отношение к выполнению заданий;

Средний

Младший школьник применяет знания во время выполнения задания по образцу, приобретая навыки их выполнения;

с помощью дидактического материала выделяет средства выразительности из музыкальной ткани;

слуховое восприятие, внимание стало более организованным; научились выражать чувства и переживания услышанного не только на словах, но и в движениях; умело применяют

дидактический материал в самостоятельной практике;

 

Высокий

В процессе  дидактической игры младший школьник контролирует собственные действия; применяет полученные знания в немного измененных ситуациях;

верно и четко высказывает свою мысль;

самостоятельно владеет системой обследовательских действий, приобретая автоматизацию навыков, усовершенствование действий, самоконтроль;


Исходя из выбранной нами темы «Специфика использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников», нами был проведён констатирующий эксперимент. В нём мы исследовали влияние использования дидактических игр на развитие музыкальных способностей младших школьников. На основе проведенного выше анализа научно-теоретических работ по проблеме использования дидактических игр, нами было организовано проведение экспериментального исследования. В эксперименте участвовало 20 человек. С детьми данной экспериментальной группы мы провели диагностику уровня развития музыкальных способностей. В ходе данной диагностики  в естественных условиях на уроке музыки мы использовали следующие исследовательские методики:

1) беседу;

2) наблюдение, целью которого является выявление музыкальных способностей детей.  В ходе наблюдения мы определили ЗУН детей в области музыки.

Схема анализа:

1) Структура занятия, его вид и тип.

2) Степень оригинальности и новизны заданий на развитие музыкальных способностей детей в игре.

3) Используемые учителем методы и  приёмы, направленные на развитие музыкальных способностей детей.

4) Уровень и качество выполнения заданий детьми экспериментальной группы. Наблюдение за проявлением  детей проводилось и в процессе самостоятельной музыкальной деятельности.

 

На основании полученных данных мы оформили таблицу, в которую внесли данные эксперимента.

Цель: выявить уровень развития музыкальных способностей у младших школьников.

Вывод 1 этапа: проведенный этап эксперимента с младшими школьниками показал довольно низкий уровень сформированности музыкальных способностей, хотя психологически дети были готовы к этой деятельности. Это проявилось в увлеченности использования музыкально-дидактических пособий, однако действия при этом выполнялись интуитивно и детям приходилось прикладывать много усилий для их реализации. В играх дошкольники подключали воображение, эмоционально откликались, однако задания все время выполнялись по образцу.

Опираясь на критерии оценивания можно сделать вывод, что в процессе констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности музыкальных способностей, сравнительно небольшой процент детей достиг высокого уровня развития, а именно 10% (2 человека), при этом большее количество детей 60% (12 человек) так и осталось на начальном этапе развития. Средний уровень развития составляет 30% (6 человек). Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в таблице:

 

На основании проведенного этапа эксперимента можно предположить, что при активном использовании музыкально–дидактических пособий и игр можно добиться больших результатов в развитии музыкальных способностей.

Для этого был проведен еще один этап эксперимента – формирующий эксперимент, который проводился в виде игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и был направлен на развитие музыкальных способностей. На музыкальных занятиях этого этапа активно использовались музыкально-дидактические пособия и игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением.

Методика проведения формирующего этапа обучения представляла собой непрерывный и последовательный цикл освоения серий пособий и игр в течение определенного периода. Освоение детьми каждого пособия или игры осуществлялось в три этапа:

Первый этап. Первоначальная ориентировка в способах самостоятельных действий по различению свойств музыкальных звуков в условиях знакомства с музыкально-дидактическими пособиями и играми на занятиях.

Второй этап. Овладение детьми способами сенсорных действий по различению свойств музыкальных звуков под непосредственным руководством педагога;

Третий этап. Совершенствование навыков различения звуков в процессе самостоятельной деятельности, но под косвенным руководством педагога. А также совершенно самостоятельное применение музыкально-дидактических пособий и игр по инициативе детей и без помощи педагога в самостоятельном музицировании.

Непрерывность цикла заключалась в том, что после освоения музыкально-дидактического пособия или игры на занятиях они переносились в самостоятельную игровую деятельность, и одновременно на занятии происходило знакомство детей со следующей игрой или пособием.

Процесс освоения музыкально-дидактический пособий и игр происходил при соблюдении следующих педагогических условий:

- при сохранении единства целостного  и дифференцированного восприятия  музыки упражнений и игр;

- при соблюдении постепенности  и систематичности формирования  основы музыкального восприятия;

- при учете возрастных особенностей  детей младшего школьного возраста;

На некоторые занятия к детям приходили сказочные персонажи. Дети общались с ними, выступали в роли старших товарищей и “учителей”, когда ставилась цель чему-то обучить. Стремясь их всему научить, дети обучались сами. Благодаря этому все занятия проходили в игровой форме. Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием. Приход «живых гостей» в какой-то степени способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимых музыкально-дидактических игр.

Все использованные музыкально-дидактические пособия и игры в ходе формирующего этапа экспериментирования были направлены на развитие навыка игры на музыкальных инструментах, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, воображения, исполнительских и творческих способностей младших школьников.

В ходе формирующего этапа эксперимента были использованы музыкально-дидактические игры, указанные в приложении.

Вывод по 2 этапу: результаты контролирующего этапа эксперимента показали, специфика использования дидактической игры заключается в том, что музыкально–дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, которые направленные на развитие музыкальных способностей, звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства темпа и ритма младших школьников.. Специфическая особенность использования дидактической игры на уроках музыки в младшей школе состоит в соблюдении педагогических условий. После проведения формирующего эксперимента высокого уровня развития музыкальных способностей достигли 70 % (14 детей), это в 7 раз больше, чем на предыдущем этапе эксперимента. Дети со слабым показателем музыкальных способностей и возможностей поднялись в своем развитии до среднего уровня, их количество составляет 20 % (4 детей). По сравнению с результатами констатирующего эксперимента совсем незначительное количество детей остались на начальном уровне развития, их количество составляет – 10% 2 детей. Результаты контролирующего этапа эксперимента показаны в таблице:

 

Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного  возраста в формирующем эксперименте показал ряд высоких показателей, в результате чего:

1) увеличился уровень развития музыкальных способностей, это отразилось в том, что:

- слуховое внимание детей стало  более организованным;

- двигательные реакции стали  организованными, согласованными с  музыкой;

- появилась быстрая и четкая  реакция на высокие и низкие  звуки;

- ритм, передаваемый детьми, стал  более точным не только в  хлопках, но и в передаче его  на музыкальных инструментах;

- улучшилась реакция детей на  определении инструментов по  тембровому и динамическому звучанию;

- в восприятии и исполнительстве  улучшилась эмоциональная отзывчивость;

2) существенно изменился уровень  развития музыкальных способностей, что проявилось в качестве  активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных  звуков, способствуя при этом  развитию памяти, воображения, мышления;

3) значительно изменился подход  к процессу обучения. Это отразилось  в заинтересованности использования  дидактического материала, в активности  выполнения заданий, в применении  умений и навыков, полученных  на занятиях в самостоятельной  музыкальной деятельности. В ходе занятий дети вели себя активно, свободно, непринужденно, процент утомляемости был очень низкий.

В результате формирующего этапа экспериментирования были установлены педагогические функции музыкально-дидактических пособий и игр:

1)  Развитие у детей способностей различения соотношений музыкальных звуков и их свойств;

2) Формирование способов самостоятельных действий, при этом дидактические игры и пособия выступают как средство, побуждающее детей к самостоятельной деятельности.

Для проведения диагностики изменений в развитии музыкальных способностей младших школьников при использовании метода дидактической игры нами был проведен контролирующий этап эксперимента.

Результаты контролирующего этапа эксперимента показаны в графике сравнения уровня развития музыкально-сенсорных способностей у младших школьников:

 

Вывод по 3 главе: результаты эксперимента показали, что музыкально–дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, которые направленные не только на развитие музыкальных способностей, но и с помощью их осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию музыкальных способностей. Они развивают все музыкальные способности младших школьников. Дидактические игры будут направлены на развитие: навыка игры на музыкальных инструментах, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, воображения, исполнительских и творческих способностей младших школьников

 

 

 

Заключение.

Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. [1]

Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкальное развитие ребёнка.  Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии и т.д. Однако между музыкально-дидактическими пособиями и играми есть  существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности, в то время как музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в организованной музыкальной деятельности.

Информация о работе Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьн