Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:56, курсовая работа
Психологическая напряженность усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни – жизни ученика – предполагает повышенную работоспособность: необходимо внимательно слушать учителя, уметь подчиняться правилам и распорядку дня. Физическое и психическое самочувствие первоклассников обычно стабилизируется через полтора-два месяца пребывания в школе. Так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические формы и методы работы. Мы хотим рассмотреть, как игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом.
Введение---------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников.
1.1 Сущностная характеристика дидактической игры-------------------------------7
1.2 Возрастные особенности младших школьников--------------------------------13
1.3 Специфика использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников----------------------------------------------------------------------21
Глава 2. Методические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников. -------------------------------------------------------------------------------30
Глава 3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников-------------------------------------------------------------------37
Заключение---------------------------------------------------------------------------------46
Список используемой литературы---------------
В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т.д. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, требуют от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.
Вывод: Дидактическая игра на уроках музыки будет выполняет следующие функции: обучающую, развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психотехническую, функцию самовыражения и компенсаторную.
Вывод по 1 главе:
Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. [1]
Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкальное развитие ребёнка. Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии и т.д. Однако между музыкально-дидактическими пособиями и играми есть существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности, в то время как музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в организованной музыкальной деятельности.
Важнейшей особенностью организации и содержания дидактической игры у младших школьников является учет возрастных особенностей учащихся.
Дидактическая игра на уроках музыки будет выполняет следующие функции: обучающую, развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психотехническую, функцию самовыражения и компенсаторную.
Глава 2. Методические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников.
В настоящее время существует большое количество программ по музыке. Около 12 экспериментальных программ и 10 утвержденных Министерством образования РФ.
Задачами музыкального воспитания в общеобразовательной школе согласно ФГОС 2 поколения являются:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Программа по музыке, разработанная под руководством Д.Б. Кабалевского, отвечает цели разностороннего развития личности учащегося, обеспечивает усиление эмоционально-нравственного, воспитательного воздействия музыки . Цель программы - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитывать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры. Задачи программы: формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия, осознанного, деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования. В программе неоднократно подчеркивается творческое отношение учителя к своему труду. Д.Б.Кабалевский отмечал, что его программа принципиально вариативна. В самой программе игра как обязательный вид деятельности не определена, но ее использование на уроке подразумевается. В методическом пособии «Музыка в начальных классах» даны методические рекомендации в помощь учителю в реализации учебной программы в процессе обучения, в освоении музыкально-эстетических и языковедческих проблем. Автором предлагаются различные игры, например в теме «Марш» (2 урок 1 четверть 1 класс) детьми осваивается игра «Парад деревянных солдатиков». Класс делится на две группы - «музыканты-барабанщики» и «игрушечные солдатики». Группа барабанщиков легкими кистевыми движениями имитирует игру на барабане, вторая группа как бы марширует. Руководит парадом «дирижер». Эта игра закрепляет представление детей о видах марша. Часто элемент игровой деятельности вводится в пение, например задание - имитировать игру на музыкальных инструментах в песне А.Филипенко «Веселый музыкант». В попевке «Разные ребята» учащимся предлагается передать в движении «пульс шаги» разных ребят, в попевке «Труба и барабан» весь класс имитирует игру на инструментах и звучание их, проговаривая на слоги «трам-там-там» ритмический рисунок мелодии. Игровой момент вводится при изучении оперы «Волк и семеро козлят» М.Коваля, песни Д.Кабалевского «Игра в гостей», «Камаринской». Сделав анализ уроков можно сказать о том, что в программе, для того чтобы увлечь, заинтересовать ребят музыкой вводятся элементы игры. Содержание игр соответствует темам уроков, в которых они предлагаются. Однако игровая деятельность, предусмотренная в программе не получила системного изложения.
Рассмотрим особенности программы «Музыка» Алиева Ю.Б. В основу программы положена идея воспитания чувств с помощью музыки. Это делается на основе развития у учащихся потребности творческого общения с музыкой во всех видах деятельности. Формированию общей культуры, расширению музыкального кругозора способствует выполнение в комплексе задач музыкального воспитания, развития и обучения учащихся. Программа имеет тематическое строение с последовательным усложнением содержания урока от класса к классу. Урок музыки предполагает непременно восприятие, исполнение музыки и в доступных пределах музыкальное творчество. Это осуществляется в процессе таких видов деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. Кроме того, в урок вводятся движение под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. В данной программе игра выделена как содержательный материал. В каждом классе, к каждой учебной четверти рекомендованы определенные игры. Задачи и музыкальный материал игр подчинены определенной теме четверти. Например, к теме четверти « Музыка изобразительная» рекомендована игра «Дождик» - задачи игры: «изобразить», как накрапывает дождик; какой он летний, осенний и т.д., музыкальный материал: Александров А. «Дождик накрапывает», Леденев Р. «Дождь идет». Игры: «Композиторы» (сочинение музыки разного настроения на заданный текст), «Коллекция» (дети собирают устно музыку: грустную, веселую, таинственную, про детей, про животных), «Угадай-ка» (дети угадывают какие произведения исполняются), «Мы музыканты» (имитация игры на музыкальных инструментах), «Дирижеры» ( дирижирование произведений в разных размерах - по мере усложнения), «Концерт-загадка» (угадать какие произведения исполняются), «Оркестр» (игра на музыкальных инструментах) проходят во всех темах программы 1-4 классов. По мере усвоения образовательной программы музыкальный материал игр изменяется и усложняются задания. К теме «Русская народная музыка» - 4 кл., предлагаются русские народные игры: «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли. В музыкальном материале к играм включена русская народная и композиторская музыка. В данной программе игры подчинены задачам воспитания, развития и обучения, способствуют формированию общей музыкальной культуры, расширению музыкального кругозора.
В 1998 г. вышел учебно-методический
комплекс «Музыка» автор Надолинская
Т.В., который является дополнением к программе
Д.Б.Кабалевского. Д.Б. Кабалевский неоднократно
подчеркивал вариативность своей программы
и творческое отношение учителя к работе,
поэтому в содержании обучения был обновлен
музыкально-дидактический материал. Каждое
не программное произведение, включенное
в урок, рассматривается с точки зрения
критериев художественно - педагогического
анализа. Творчески подходя к включению
в содержание дополнительного материала,
тематизм программы полностью соблюдается,
поскольку последовательное изучение
определенных тем остается основой учебно-методического
комплекса. Каждая четверть учебного года
имеет свою тему, которая раскрывается
от урока к уроку, формируя музыкально-языковое
мышление младших школьников. Поэтому
автор считает необходимым более точно
и конкретно определить тему каждого урока,
которая помогает отразить различные
грани музыки как единого целого. Между
четвертями и между всеми годами обучения
осуществляется логика развития. Методическая новизна
данного методического комплекса заключается
в том, что игровое моделирование становится
важным фактором музыкально-творческого
саморазвития младших школьников. Это
создает педагогические условия для использования
на уроке музыки игр, драматизаций (более
80), а также способствует проведению уроков
в театральной форме (например, урок «Музыкальная
сказка», «В музыкальном театре», «Музыкальный
магазин», «Музыкальная ярмарка», «Музыкальный
круиз» и т.д). Игра-драматизация на уроке
музыки организуется на сюжете литературного
или музыкально-сценического произведения,
специфическими особенностями которой
является то, что в ее процессе все прочитанное,
увиденное или услышанное воспроизводится
в «лицах» при помощи различных выразительных
средств: музыкальной и «речевой» интонации,
пантомимики, жеста, позы, мизансцены (группировки).
Сюжет драматизации - это та область музыкального
искусства, которую школьники стремятся
изобразить в игре. Например, сюжетами
драматизации могут стать игры в «музыкальный
магазин», «музыкальное путешествие»
и др. Содержанием драматизации является
то, что именно школьники выделяют в отображаемой
жизни как самое главное для них, самое
существенное и что они пытаются в первую
очередь изобразить в игре на данный сюжет.
Игра-драматизация на один и тот же сюжет
может иметь различное содержание. Предлагаемые
в пособии музыкально-дидактические игры
и драматизации различны по воспитательным,
обучающим и развивающим целям, задачам,
форме проведения и степени театрализации.
Каждая игра предполагает определенный
уровень общего и музыкального развития
школьников, поэтому проводится учителем
музыки в соответствии с индивидуально-
Большие возможности для развития творческого потенциала предоставляют обучающие компьютерные программы. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, проверка знаний в форме тестирования – все это дает возможность ученику самостоятельно выбирать удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить знания. В таких программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление программ позволяет ребенку воспринимать их как игры. Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным.
В этом случае интересна программа «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься как музыкой, так и элементами сольфеджио. Эта программа обучающего характера подходит для учащихся младших классов и дает им возможность самостоятельно получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки. Работать в музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики», где они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты, обучающиеся готовы в течение всего урока.
Прекрасно дополняют друг друга и разделы «История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино». Здесь учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, «исполняют произведение» на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как дети не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них.
Кроме этого, в программе «Музыкальный класс» есть замечательный «Киберсинтезатор», позволяющий создать собственное произведение в одном из современных стилей. Музыкальный конструктор прост в обращении, не требует специальных знаний. Он хорош для вовлечения учащихся в творческий процесс создания музыки, для отдыха.
Деятельность учащихся на уроке обязательно должна вызывать у них положительную реакцию, быть привлекательной для них. Дети 7-10 летнего возраста особенно нуждаются в радостном, эмоциональном подъеме. Это естественная потребность, реакция которой способствует их развитию. Поэтому каждое задание урока должно нести малышам радость и удовлетворение, Облекаясь в игровые формы, оно в большей мере выполняет эту функцию, а урок в целом ОКРАШИВАЕТСЯ общим эмоциональным подъемом, что создает у учащихся положительную установку на восприятие педагогического воздействия и усвоение конкретного учебного материала. Стимулирование творчества детей в любых сферах их деятельности служит созданию базы для формирования интереса. А важнейший для младших школьников путь к творчеству - игра.Использование дидактической игры в программе направлено на развитие: навыка игры на музыкальных инструментах, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, воображения, исполнительских и творческих способностей младших школьников.
Вывод: дидактическая игра активно используется в большинстве программ. Дидактическая игра способствует выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг. Через игру у детей воспитывается художественный вкус. Использование дидактической игры в направлено на развитие: навыка игры на музыкальных инструментах, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, воображения, исполнительских и творческих способностей младших школьников.
Глава 3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников
В теоретической части работы были освещены проблемы использования дидактических игр на уроках музыки. Решение этих проблем мы проверяем экспериментальным путем в третьей главе.
Опытно-экспериментальная работа велась на базе МОУ СОШ №93, в 1 «В» классе, у младших школьников с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей. В ходе эксперимента была задействована группа младших школьников, которая составляет 20 человек.
Музыкальные занятия проходили в музыкальном зале, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющем проводить музыкально-дидактические игры на развитие всех музыкальных способностей. Развитию музыкальных способностей способствовала атмосфера доброжелательности, сотрудничества, взаимопонимания, которая устанавливалась между педагогом и детьми.
Занятия проводились со всеми детьми младшего школьного возраста, в качестве ведущих методов музыкального воспитания выступали наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным. Широко использовались словесные пояснения, указания, вопросы к детям. В ходе эксперимента были использованы музыкально–дидактические пособия и игры, разработанные Комиссаровой Л. Н., Ветлугиной Н. А., Кононовой Н. Г., критерии анализа и пособия сделанные собственноручно.
Для того чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать, какова музыкальность каждого ребенка. Это можно выявить только в ходе многократных наблюдений и занятий. Только тогда, по мнению Л. С. Выготского «можно судить об уровне музыкального развития каждого ребенка».
Поэтому эксперимент проходил по трем этапам:
- констатирующий;