Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:06, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке основ духовного - нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи исследования :
анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки;
изучение психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих процесс нравственного воспитания;
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………………………..7
1.1 Духовность педагогики в православном понимании………………………….7
1.2 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….18
1.3 Духовная музыка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….23
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.……………………………………………………………..28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ……………………………………………………………………………29
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….29
2.2 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки.……………………………..34
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки………………………………………………………………………………43
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2.……………………………………………………………..49
Заключение………………………………………………………………….............51
Литература………………………………….……………………………..………...53
Музыка – одна из самых
сильных и ярких средств
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкальные центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Музыкой изменяли развитие клеток: ускоряли рост одних, замедляли рост других.
Для того чтобы понимание высоких образцов музыкального творчества стало доступно человеку, он должен получить музыкальное воспитание – правильную планомерную подготовку к ее постижению. И чем раньше этот процесс познания пойдет у человека, тем больших результатов можно добиться. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у человека состоялась как можно раньше.
Возвышенная музыка, в отличие от пустой и развлекательной предполагает ли обязательное отвращения от суеты, от «многопопечительности житейской» и, следовательно, некоторой собранности и строгости духа, при растворенности сердца любовью.
Музыка — тайно или явно содержит в себе широчайший круг духовных ориентиров, соответственно в ее средствах запечатлены связи с жанрами, развивавшимися в церковной и светской музыке разных веков. На этом основании выстроен развернутый художественный мир, глубокое размышление о жизни. За ними — душа размышляющего «я» музыки, а в ее глубине несомненное, неколебимое благородство.
Каждая эпоха имеет свои приемы построения художественного мира произведения и способов представления в нем человека с его эмоциями и чувствами. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского оказывали огромное влияние на эмоциональное самочувствие человека, активизировали энергетические процессы организма и направляли их на физическое оздоровление.
Способ организации духовного мира у Баха — символический (символ — знак с бесконечным содержанием, а с энергийной стороны — сила окрыления души к Богу), скрепы его духовная сердечная мысль. И в музыке барокко, и в романтическом XIX веке есть триединство преображаемого, преображающего и преображения — как обнаружение самой важной тайны художественности.
Может, например, показаться, что эмоциональная музыка Чайковского вся развертывается в преходящем мире мятущихся эмоций и лишена этой высшей красоты духовного взгляда. Это не так. Она поддается духовному анализу.
На приведенных выше примерах мы могли убедиться, насколько глубок и многообразен мир музыки, к которому невозможно подступиться с бедным аппаратом современной гуманистической психологии плотского человека.
По мысли В.В. Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования, т.к. «песнопения Православной Церкви с их издревле сохранившейся национально-характерной мелодикой, богатейшим и неповторимым своеобразием гармонизации, несимметричными ритмами занимают почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры», — говорит профессор. Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Церковное пение служит средством выражения чувств, оно «...является торжеством для радующихся и утешением для унывающих» (св. Иоанн Златоуст). Им раскрываются самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений.
Традицию церковного пения всегда отличала естественность и величественная простота, благоговейная радость, восторг, умиление, умиротворение, смирение. Эти интонации характерны и для светской музыки. «Отсюда проистекает важнейшее следствие для теории музыкального и вообще художественного образования: положение о базовом характере церковного искусства в деле обучения культуре», т.к. церковное пение всегда было любимым и задушевным искусством, в котором ярко и полно выразились художественный гений и религиозная настроенность народа.
Подходя с этих позиций
к различным образцам национальной,
отечественной и мировой
Говоря о воспитательном потенциале музыкального искусства, нельзя не сказать и о таком пласте музыки как народная музыка, т.к. благодаря ей воспитывается патриотизм в человеке.
Народная музыка —
богатая и многообразная
Песенное богатство народа — это его духовное богатство. В ней, в песне, отражены не только широта и щедрость характера, в ней тайна его непобедимости.
Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. И это выражается в углублении патриотизма.
Воздействие народной музыки в целом на человека позволяет сделать вывод, что она является эффективным средством обогащения духовной культуры в патриотическом воспитании.
Таким образом, музыка — не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть дошкольнику. Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, отраженному в музыке своего народа и других народов мира, происходит в образотворческой деятельности, в процессе создания личностью индивидуального варианта музыкального образа в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.
Сказанное позволяет использовать произведения авторов разных эпох и современности, классическую музыку, а главное духовные произведения и произведения своего народа, в духовно-нравственном воспитании дошкольников, что поможет определить главное общечеловеческое содержание искусства и научит их видеть мир другими глазами.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
1. Обращение к опыту
православной педагогики в
Православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно нравственным представлениям о человеке.
2. Музыка — не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть дошкольнику. Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, пораженному в музыке своего народа и других народов мира, происходит в образотворческой деятельности, в процессе создания личностью индивидуального варианта музыкального образа в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.
3. Духовная музыка
может быть введена в
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
2.1 Выявление уровня духовно-
нравственного воспитания
Исследовательская работа проводилась на базе МОУ детский сад № 373 город Волгоград.
Она состояла из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. В эксперименте принимали участие десять детей седьмого года жизни.
На констатирующем этапе эксперимента использовались следующие методики диагностики:
- беседы, в процессе
которых изучалось
- в процессе чтения
и обыгрывания сказки «
Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Вначале была проведена беседа. Каждому ребенку задавали вопросы, предложенные автором методики:
1. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
3. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
4. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Результаты исследования представлены в приложении 1.
Анализ ответов детей на предложенные вопросы осуществлялся с учетом рекомендованных автором методики положений:
- у ребенка сформировано
обобщенное представление о
- носителями определенного
качества в конкретной
- носителями нравственного
качества являются
- в роле носителя
определенного качества
- нравственное качество
объясняет как совокупность
- при ответе нравственное
качество соотносит с
- ребенок ориентируется
на оценку качества («Скромным
можно назвать хорошего
- у детей недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).
Анализируя ответы детей, следует отметить:
1. Обобщенное представление
о нравственном качестве
2. Нравственные качества
«честный - лживый» дети дифференцировали,
опираясь на совокупность