Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:06, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке основ духовного - нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи исследования :
анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки;
изучение психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих процесс нравственного воспитания;
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………………………..7
1.1 Духовность педагогики в православном понимании………………………….7
1.2 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….18
1.3 Духовная музыка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….23
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.……………………………………………………………..28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ……………………………………………………………………………29
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….29
2.2 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки.……………………………..34
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки………………………………………………………………………………43
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2.……………………………………………………………..49
Заключение………………………………………………………………….............51
Литература………………………………….……………………………..………...53
Таким образом, анализ результатов проведенного наблюдения показал:
1)в подготовке атрибутов принимали участие – 10 детей, что составляет 100%;
2)использовали атрибуты в игре – 10 детей, что составляет 100 %;
3)вступали в положительные взаимоотношения со сверстниками во время игры – 10 детей, что составляет 100;
4)эмоционально передавали нравственные качества персонажей вербальными средствами – 6 детей, что составляет 60%;
5)эмоционально передавали нравственные качества персонажей невербальными средствами – 10 детей, что составляет 100%
Сводная таблица по результатам контрольного этапа исследования представлена следующей диаграмме:
Исходя из полученных
результатов опытно-
Сравнительный анализ произошедших изменений показал, что после проведения повторного исследования у детей повысился уровень нравственных качеств такие как трудолюбие, забота, терпение, честность, доброта, ответственность за свои действия, увеличились показатели эмоционального отношения к нравственным нормам, сформировалось чувство собственного достоинства, уверенности в собственных возможностях. Это можно пронаблюдать в следующей диаграмме.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2
Исследовательская работа состояла из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. В эксперименте принимали участие десять детей седьмого года жизни.
1. На констатирующем
этапе эксперимента
Применялась также методика Кошелевой А.Д.: для начала детям читали сказку «Заюшкина избушка», затем индивидуально с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали.
Таким образом, следует отметить, что дети понимают смысл данной сказки с точки зрения таких нравственных качеств, как взаимопомощь, взаимовыручка и положительно реагируют на просьбу помочь.
Заключение
Организация опытно-экспериментальной работы потребовала постановки ряда задач.
Для решения первой задачи был проведен анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников. Исходя из этого можно сделать вывод, что большой вклад в формирование музыкальной культуры дошкольников внесли научные деятели такие, как Ю.Б. Алиев, А.Г. Болгарский, Н.В. Гузий, З.К. Кальниченко, Л.Г. Коваль, А.Н. Сохор, Л.А. Хлебникова, В.В. Медушевский и др. В настоящее время существует множество программ по духовно-нравственному воспитанию различных авторов Крячко А.А., Феоктистова Т.Г., Шитякова Н.П., Т.В. Лазаревой, Н.А. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой, Д.Г. Левчук, О.М. Потаповской и др.
При решении второй задачи было проведено изучение психолого-педагогических особенностей дошкольного возраста. Это позволило выявить: дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Таким образом, разработка понятия духовно-нравственного становления личности представляется актуальным, востребованным, но практически не разработанным направлением в педагогической теории. В основе духовной культуры - нравственные чувства. Они устойчивы и определяют отношение к окружающим, к труду, к себе.
Важнейшая составляющая духовного развития - культура желаний. Основа культуры желаний - мера, гармония, соотнесённость желаемого и возможного в контексте «Я и общество», «Я и другие», «Я и мои желания». Воспитанный человек умеет ограничивать себя - только тогда можно говорить о духовной культуре, в том числе и такой её составляющей, как культура желаний. К этому, безусловно, следует добавить и ещё одну важнейшую способность - чувствовать другого, проявляя предупредительность, деликатность, чуткость и отзывчивость. Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, специфика которого заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность.
Для решения задачи по
организации работы по духовно-нравственному
воспитанию дошкольников средствами духовной
музыки была проделана опытно-
Исследовательская работа состояла из трех этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. В эксперименте принимали участие десять детей седьмого года жизни. При помощи этих приемов, в специально созданных условиях, формирование нравственных ценностей приобретает познавательный характер. Это подтвердила проверка, проведенная при помощи диагностических методик. Таким образом, следует отметить, что эффективным средством в формировании нравственных ценностей в дошкольном возрасте является духовная музыка.
Рассматривая музыкальное искусство как воспитательный потенциал дошкольников необходимо учитывать все пласты музыки – классическую, народную и религиозную – которые и объединяются под общим названием духовная музыка.
Литература
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004г.
2. Духовно-нравственное воспитание / сост. С. А. Титова. – Мн.: Красико-Принт, 2006г.
3. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Д.Б.Кабалевский. – М.: Просвещение, 1984г.
4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989г.
5. Кошмина И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студентов муз.-пед. училищ и вузов. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
6. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети / С.С.Куломзина. – М.: «Мартис», 1994г.
7. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пению / В.В.Медушевский. – Мн.: Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 1999г.
8. Михалкович Н.В. Духовность человека: педагогика развития: Учебное пособие. – Мн.: Тессей, 2006г.
9. Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философ. науки. 1997г. № 2.
10. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности / П.В. Симонов и др. - М., 1989г.
11. Федотова, В.Г. Душевное и духовное // Философ. науки. 1988г. № 7.
12. Человечество и цивилизация на пороге нового тысячелетия. – М., 1989г.
13. Методика музыкального воспитания в детском саду. /под ред. Н.А. Ветлугина и др. – Издательство «Просвещение», 1976.
14. Назайкина Е.В. О
психологии музыкального
15. Радынова О.
Дошкольный возраст — задачи
музыкального воспитания —
16. Ветлугина Н.А.
Эстетическое воспитание в
17. Катинене А.И. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, № 2, 1994г
18. Симукова В. Инструменты симфонического оркестра. - Музыкальный руководитель, № 2,2004 г
19. Щурова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2005
20. Котляревский И.А.
Актуальные проблемы
21. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада./ Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой - 2-е изд., испр и доп.- М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
22. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.-160 с.
23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стериотип. - М.: –Издательский центр «Академия», 2000.- 304 с.
24. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева.- М.: Академия, 1996.-336 с.
25. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников [Текст]/ Сост. Г.Н. Эйсмонт-Швыдкая. – М., Просвещение, 1969. - 167 с.
Приложение 1.
Имя |
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
Вопрос 4 |
Аня Б. |
А) тот, кто со всеми дружит и не жадничает; Б) тот, кто обижает, всех не любит ни кого, не слушается; |
А) кто обещает и выполняет обещания; Б) кто всех обманывает и меня тоже; |
А) делится книжками, игрушками, яблоками ему ничего не жалко дать всем; Б) ничего не дает; |
А) тот, кто вообще ничего не боится; Б) кто всего боится; |
Саша Ж. |
А) кто ничего плохого не делает; Б) тот, кто ругается и делает все плохое; |
А) кто никогда не врет; Б) кто всех обманывает; |
А) тот, кто делится со всеми; Б) тот, кто ничего не дает; |
А) ничего на земле вообще не боится; Б) те, кому всегда страшно; |
Сергей М. |
А) кто не кричит и не ругается и вообще ведет себя хорошо; Б) когда кричит человек и ведет себя плохо; |
А) кто обещает и выполняет обещания; Б) тот, кто не выполняет обещания; |
А) тот, кто со всеми делится; Б) тот, кто совсем не делится ни чем; |
А) кто ничего не боится; Б) тот, кто боится всего; |
Костя П. |
А) Меня – я же все сразу выполняю, дома даже картошку принесу; Б) Саша – он прям на меня злится; |
А) кто не врет; Б) Стас – сказал, что принесет машинку, но не принес; |
А) кому не жалко дать что просят; Б) ничего не дает; |
А) Я сам, я тренируюсь и пойду на бокс; Б) тот, кто боится и его надо защищать; |
Наташа З. |
А) это хорошие люди, всегда смеются; Б) бабушка и дедушка когда пьют пиво; |
А) кто никогда не врет; Б) тот, кто постоянно всем врет; |
А) кому ничего не жалко; Б) кто все сразу забирает; |
А) кто ничего не боится даже ночью ходить; Б) кто всего боится; |
Денис Ю. |
А) кто всех любит; Б) кто всегда злится; |
А) кто все обещает и выполняет; Б) тот, кто обманывает; |
А) не знаю; Б) кто не делится ни с кем; |
А) кто никого не боится; Б) тот, кто боится медведей и волков; |
Лена К. |
А) хороший; Б) кто всегда сердится; |
А) кто не обманывает; Б) кто всегда обманывает; |
А) кто все разрешает брать; Б) тот, кто жадничает; |
А) кто ничего не боится и не трусит; Б) кто всего боится; |
Женя Г. |
А) тот, кто улыбается и любит даже плохих; Б) тот, кто дерется и ругается; |
А) тот, кто не обманывает; Б) настоящих обманщиков; |
А) кто делится; Б) тот, кто забирает все себе; |
А) он ничего не боится; Б) тот, кто всех, всех боится; |
Маша С. |
А) Наташа она дает поиграть и не толкается; Б) Тимофей всегда злой; |
А) Ира честная; Б) Тимофей обманывает детей; |
А) тот, кто дает игрушки; Б) тот, кто ничего не дает; |
А) кто ничего не боится; Б) кто всего боится; |
Ира Г. |
А) те, кто всегда дружат; Б) все дети, которые не слушают воспитателя; |
А) все кто дарят подарки, если обещают; Б) кто, всех обманывает; |
А) кто мне конфеты дает; Б) кто все себе забирает; |
А) тот, кто никого не боится; Б) кому всегда страшно. |