Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке основ духовного - нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи исследования :
анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки;
изучение психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих процесс нравственного воспитания;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………………………..7
1.1 Духовность педагогики в православном понимании………………………….7
1.2 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….18
1.3 Духовная музыка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….23
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.……………………………………………………………..28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ……………………………………………………………………………29
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….29
2.2 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки.……………………………..34
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки………………………………………………………………………………43
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2.……………………………………………………………..49
Заключение………………………………………………………………….............51
Литература………………………………….……………………………..………...53

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МУЗЫКИ.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

3. Представление о  нравственном качестве - «смелый»  практически у всех детей сформировано обобщенное. Лишь у Кости П. оно закреплено конкретно за ним самим («Я сам, я тренируюсь, пойду на бокс»).

Обработка данных о сформированности нравственных качеств осуществлялась с учетом следующих уровней:

высокий уровень: сформировано обобщенное представление о нравственных качествах;

средний уровень: нравственные качества объясняют на примере конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации или на примере литературных и сказочных персонажей; также ссылаясь на самого себя или совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;

низкий уровень: не объясняют нравственное качество или не дифференцируют представление о качестве.

Обработанные данные с учетом обозначенных уровней представлены в виде диаграммы построенной на основе результатов исследования (см. приложение 2)

 

Проанализировав ответы детей можно отметить, что:

1) к высокому уровню  относятся – 3 ребенка (Аня Б., Саша Ж., Сергей М.), что составляет 30 %;

2) к среднему уровню относятся – 6 детей (Костя П., Наташа З., Денис Ю., Лена К., Женя Г., Ира Г.), что составляет 60%;

3) к низкому уровню  относятся – 1 ребенок (Маша С.), что составляет 10%.

Исследование представлений о нравственных ценностях осуществлялось в серии заданий (Кошелева А.Д.). Для начала детям читали сказку «Заюшкина избушка» (Приложение 3), затем индивидуально с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали.

Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Какая в сказке  была избушка у зайца? У лисы?

2.Как перехитрила лиса  зайца?

3.Кто помогал зайчику?  Как?

4.Как бы ты поступил, если бы кто – то нуждался в твоей помощи?

Результаты проведенной  беседы представлены в приложении 4.

По итогам проведенной  беседы можно отметить, что дети понимают смысл сказки. На вопрос «из  чего были сделаны избушки», отвечают точно и без затруднений.

Следует отметить, что 8 детей соотносят такие качества как «коварство» и «хитрость» с тем персонажем, которому они присущи – лисе («лиса была хитрой и обманула зайца», «заяц поверил лисе, а она его перехитрила»). Отвечая на этот вопрос, Лена К. молчала и пожимала плечами. Женя Г. сказал, что «лиса хитрая, перехитрила зайца», то есть ребенок не может объяснить значение слова «перехитрила».

Необходимо отметить, что 5 детей называют всех героев, которые  «помогали зайчику». Аня Б., Костя П., Наташа З., Денис Ю. сказали, что «помогал только петушок, ссылаясь на то, что медведь и собачки испугались лису, а петушок её выгнал». Лишь одна девочка, Лена К. сказала – «петушок помог», не аргументируя свой ответ.

Следует отметить, что  на вопрос «как бы ты поступил, если бы кто-то нуждался в твоей помощи?», все дети ответили положительно, они бы помогли. Сергей М. уточнил, что «если у него будет такая коса, то он поможет», то есть он закрепляет определенное действие за конкретным образом, в данном случае за петушком с косой.

Таким образом, следует отметить, что дети понимают смысл данной сказки с точки зрения таких нравственных качеств, как взаимопомощь, взаимовыручка и положительно реагируют на просьбу помочь.

На основе анализа  делаем вывод:

·правильно понимают смысл сказки – 10 детей (100%);

·правильно определяют, «как перехитрила лиса зайца» - 8 детей (80%);

·правильно определяют, «кто помог зайчику и как» - 5 детей (50%);

·помогли бы, попавшим в беду – 10 детей (100%)

В ходе проведенных исследований было выявлено, что у детей нравственные качества сформированы и находятся на среднем уровне. Данные методики позволяют побуждать эмоциональность – свойство, которое развивает способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую красоту мира.

 

 

2.2 Организация работы по духовно- нравственному воспитанию дошкольников с использованием духовной музыки.

Процесс нравственного  воспитания средствами духовной музыки будет эффективен, если, при организации работы по духовно-нравственному воспитанию использовать произведения духовной музыки.  

Яркий эмоциональный отклик вызывает звучание на занятиях живой музыки. Слушание, разучивание и исполнение песен на православную тематику способствует постепенному введению учащихся в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором. Все методы и приёмы, используемые для проведения занятий, находятся в тесной взаимосвязи и помогают в формировании духовной культуры дошкольников. Импровизация, игра, интонирование, драматизация, художественный труд органично соединяются, как соединяются в храме все виды искусства.

Тематическое  занятие "Частушка — составная  часть русской музыки"

Цели занятия:

- Показать значение русской песни, как источника духовного возрождения России.

- Через национальный  песенный материал, обрядовую музыку  открыть красоту окружающего  нас мира.

Задачи:

- Разучить частушку  “Топится баня”.

- Способствовать развитию  музыкальных способностей и дарований, умения определять жанр произведения.

- Развить вокальные  навыки, навыки игры на народных  инструментах.

- Способствовать становлению  позитивного отношения к народному  творчеству.

Оборудование: баян, балалайка, ложки, рубель, погремушка, видеомагнитофон.

Музыкальный материал: кассеты  с видео-фрагментами передачи “Играй кармонь”, выступлениями частушечников; записи Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого.

План занятия.

I. Вводная часть.

1. Русская музыка – часть русской культуры.

II. Главная часть занятия.

Распевка, ритмические  упражнения.

Повторение песни “Субботея”.

Рассказ о частушке –  жанре русской музыке.

Разучивание частушек “Топится баня”.

Игра “Угадай частушку”.

III. Заключение.

Ход занятия

Ты откуда, русская, появилась, музыка?

Может за околицей, может  в поле чистом?

Или в родниковых струях серебристых?

С песнею соловушки ранним утром мглистым?

Русская народная музыка. Этот жанр был и остается не заменимой  частью русской культуры. Доступный самым широким кругам общества, он волнует всех и всегда. Каждый найдет в поистине безграничном мире народной музыки то, что скажет ему, чему отзовется в его душе. Нет такого человека, который не знал бы десяток народных песен. Русская песня отражает мельчайшие социальные изменения и события частной жизни.

Русская музыка задорна  и лирична, и чрезвычайно многообразна по своему ритму, музыкальному строю, образности, жанру.

По моему вступлению вы уже, наверное, поняли, что сегодняшнее  занятие, как и предыдущее, будет посвящено русской музыке, и начнем мы его с русской песни “Субботея”. Это уже выученное, отработанное произведение. Мы его повторим. Но сначала давайте распоемся и разыграемся, разогреем свой голосовой аппарат и пальцы рук. Сели все правильно (выпрямили спины, руки свободно лежат на коленях).

Ритмические упражнения с ложками.

Обращаю внимание на посадку (спина прямая, плечи расправлены, пальцы левой руки вместе, не напрягаем  пальцы правой руки).

Дети исполняют под мелодию 1 куплета песни “Посею лебеду” - четвертные длительности,

А теперь

Хочу, чтоб музыка звенела!

А ну, беритесь все за дело!

Поют гармони озорные,

А с ними ложки расписные!

Исполняется русская  народная песня “Субботея”

По окончании делаю  замечания (характер, четкость ритмических  рисунков).

В начале занятия я  не зря говорила о народной музыке, о ее многожанровости. Сегодня мы с вами поговорим о частушке, как  о жанре народной музыки.

Частушка возникла очень  давно. Предшественниками ее были игровые  и плясовые песни, которые в народе называли “частыми”.

Частушка быстро завоевала  огромную популярность и получила повсеместное распространение.

Существует множество  частушечных напевов. Часто текст  частушки распевают на один и тот  же знакомый мотив. Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши.

В разных областях России частушки и называли по-разному: пригудки, припевки, страдания, сбирушки, матани, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки  и т.д. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания.

Страдания – как правило, двухстрочные частушки о любви –  поются медленно, протяжно. Послушайте такую частушку в записи хорового коллектива.

Звучит муз. фрагмент.

Плясовые, сатирически–юмористические – поются в быстром темпе.

Звучит музыкальный  фрагмент.

Некоторые частушки имеют  припевы и в четыре строки.

Звучит музыкальный  фрагмент.

Содержание частушек разнообразно. По меткости и краткости  частушки сродни пословице и поговорке. Их характерная черта – преобладание бодрого, легкого, юмористического и даже озорного тона. Частушки исполняют с сопровождением и без него. Особый тип исполнения проявляется в метких названиях “частушки под язык”.

Звучит музыкальный фрагмент.

Есть частушки, названные  по зачину – “Семеновна”.

Звучит музыкальный  фрагмент.

Было время, когда частушку не признавали за художественный жанр народного творчества, считали, что  она испортит и погубит народную песню. Время развенчало эти ошибочные взгляды. В наше время острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов. Уже создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре.

Давайте сейчас вспомним частушки и пропоём их. Дети поют частушки, я комментирую частушки (страдания, нескладёха, и т.д.)

О частушке можно говорить много, но лучше ее петь. Это мы будем  делать в дальнейшем, а наше сегодняшнее  занятие подошло к концу. Мне  понравилось, как вы сегодня работали. Вы были сегодня и исполнителями, и слушателями. Я желаю вам новых интересных встреч с музыкой.

Закончить наше занятие  мне хотелось бы словами:

“Она как человек  живет,

И ей в народе нет забвенья.

Её все любят и  передают

Из поколенья в поколенье.

Услышишь раз - покоя  нет,

Всю жизнь с такою  будешь вместе.

Тебе от роду 20 лет,

А песне 100, а может 200!”

Конспект  занятия по музыки в подготовительной группе  на тему "Образ матери"

Цель: развитие способностей к эмоционально целостному восприятию и пониманию музыкальных произведений.

Задачи:

- увлечь детей музыкой, развивать интерес и любовь к музыке; воспитывать художественный вкус, духовную сферу, эстетическое чувство детей;

- развивать музыкально-образное  мышление; восприятие музыки, размышлять  о ней;

- развивать творческие  эмоциональные способности детей, исполнительские умения;

- воспитывать потребность  общения с музыкальными произведениями; музыкальное самообразование.

Оборудование: картина  Рафаэля «Мадонна», изображения  Девы Марии, дидактические карточки на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

 «Одной картины  я желал быть вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с  холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель – 

Она с величием, он с  разумом в очах – 

Взирали, кроткие, во славе  и лучах…»

– Это стихотворение  А. С. Пушкина. О ком говорит поэт? Как вы думаете, о какой картине идёт речь? А как звучала музыка? Мешала ли она?

– Нет. Конечно, она только усиливает эмоциональную и выразительную  сторону стихотворения.

– На фоне стихотворения  А. С. Пушкина звучала прелюдия №1 И. С. Баха, немецкого композитора и органиста. Творчество Баха пропитано идеями, богатством образов. И. С. Бах обладает своеобразным музыкальным языком – язык звуков.

II. Сообщение темы и  целей занятий

– Сегодня мы узнаем, кто был прав в своих суждениях. Кого имел в виду А. С. Пушкин.

Информация о работе Организация процесса нравственного воспитания дошкольников на основе духовной музыке