Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:06, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в теоретической разработке основ духовного - нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи исследования :
анализ психолого–педагогической и музыковедческой литературы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников с использованием духовной музыки;
изучение психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих процесс нравственного воспитания;
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ……………………………………………………………………………..7
1.1 Духовность педагогики в православном понимании………………………….7
1.2 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….18
1.3 Духовная музыка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….23
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1.……………………………………………………………..28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ……………………………………………………………………………29
2.1 Выявление уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников……………………………………………………………………….29
2.2 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки.……………………………..34
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с использованием произведений духовной музыки………………………………………………………………………………43
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2.……………………………………………………………..49
Заключение………………………………………………………………….............51
Литература………………………………….……………………………..………...53
№ |
Имя ребенка |
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
Вопрос 4 |
Итоги | ||||
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б | |||
1 |
Аня Б. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
2 |
Саша Ж. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
3 |
Сергей М. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
4 |
Костя П. |
С |
С |
В |
С |
В |
В |
С |
В |
С |
5 |
Наташа З. |
С |
С |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
6 |
Денис Ю. |
В |
В |
В |
В |
Н |
В |
В |
С |
С |
7 |
Лена К. |
Н |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
8 |
Женя Г. |
Н |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
9 |
Маша С. |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
В |
В |
В |
Н |
1 |
Ира Г. |
Н |
С |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
С |
Приложение 3
«Заюшкина избушка»
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у зайчика переночевать, да его из избёнки и выгнала!
Вот сел зайчик на пенечек и плачет. Ему на встречу - собачка: - Тяф-тяф-тяф! Что, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна у лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
- Гав! Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избушке, собачка залаяла:
- Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собачка испугалась и убежала.
Зайчик опять сел на пенечек и плачет. Ему на встречу - медведь:
- О чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна у лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
- Не плачь! Я твоему горю помогу!
- Нет, не поможешь! Собачка гнала - не выгнала и тебе не выгнать!
- Нет, выгоню!
Подошли они к избушке, медведь как закричит:
- Поди, лиса, вон!
А лиса им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал.
Сидит зайчик опять на пенечке, плачет пуще прежнего. Ему на встречу петух с косой:
- Куд-ку-да! O чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна у лисы избушка и растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!
- Пойдём, я твоему горю помогу!
- Нет, петух, не поможешь! Собачка гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и тебе не выгнать!
- Нет, выгоню!
Подошли они к избушке, петух лапками затопал, крыльями забил:
- Кукареку-у! Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!
Поди, лиса, вон!
- Обуваюсь!
Петух опять:
- Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!
Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит: "Одеваюсь!"
Петух в третий раз:
- Кукареку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах!...
Лиса без памяти выбежала, петух взмахнул косой - её и след простыл!
И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке.
Приложение 4
Имя |
1 Вопрос |
2 Вопрос |
3 Вопрос |
4 Вопрос |
Аня Б. |
А) Лубяная. Б) Из льда. |
Её избушка растаяла, она попросилась переночевать, зайчик пустил, а она его выгнала. |
Петушок выгнал лису, помог зайцу, а собаки и медведь испугались. |
Помогла, наверное. |
Саша Ж. |
А) Из дерева. Б) Ледяная. |
Попросилась переночевать заяц пустил её и лиса его выгнала. |
Петушок пришел с косой и выгнал лису, медведь и собачки тоже хотели помочь, но лиса их испугала. |
Я бы всем помог и не испугался никого. |
Сергей М. |
А) Деревянная. Б) Конечно ледяная, она же растаяла. |
Заяц поверил лисе и пустил в избушку, а она его перехитрила. |
Собаки и медведь пожалели зайчика и хотели помочь, но побоялись лису, у петуха была коса, и он не побоялся и выгнал лису. |
Если бы у меня была коса, я бы помог. |
Костя П. |
А) Из дерева. Б) Ледяная. |
Её избушка растаяла и лиса пришла к зайцу попросила пустить, он был добрым и пустил, а она его выгнала из дома. |
Петух помог своей косой напугал лису, медведь хоть и большой все равно испугался и собаки тоже. |
Я сильный, я всех спасу. |
Наташа З. |
А) Деревянная. Б) Ледяная. |
Лиса была хитрой и обманула зайца, когда он её пустил в избушку, и выгнала его. |
Петушок помог, больше ни кто не помог. |
Я не знаю, наверное, помогла бы. |
Денис Ю. |
А) Лубяная. Б) Ледяная. |
Она попросилась переночевать к зайцу и выгнала из его дома. |
Помог петушок с косой, она острая была, медведь и собачки говорили «сейчас мы её выгоним», но лиса их пугала и они убежали. |
Я помог бы. |
Лена К. |
А) Лубяная. Б) Ледяная. |
Молчит |
Петушок помог. |
Я помогла бы. |
Женя Г. |
А) Из дерева. Б) Ледяная. |
Лиса хитрая, перехитрила зайца. |
Помог петушок с косой, собаки с медведем тоже говорили что помогут, но лиса их пугала. |
Я бы не испугался, я бы всем помог. |
Маша С. |
А) Деревянная. Б) Ледяная. |
Она пришла к зайцу, заплакала и попросила пустить её в избушку, зашла и выгнала зайца. |
Все хотели помочь, говорили «не плачь, мы поможем» и ходили к лисе, но помог петушок. |
Я бы помогла. |
Ира Г. |
А) Из дерева. Б) Ледяная. |
Заяц поверил лисе, а она его обманула. |
Все помогали и собачки и медведь и петух, но петушок выгнал лису. |
Я помогла бы всем. |
Приложение 5
Имя |
Параметры наблюдения | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Аня Б. -исполняла роль лисы |
активно принимала участие в изготовление атрибутов; |
подсказывала текст по ходу игры другим «персонажам», с удовольствием примеряла на себя разные роли, охотно уступала свою роль другим детям; |
в речи выражаются эмоции, голосом пыталась показать, какая лиса хитрая; |
ходила на цыпочках, «виляла хвостиком», руки согнуты в локтях; |
Саша Ж. - исполнял роль петуха |
в изготовлении атрибутов участия не принимал, но использовал маски по ходу игры; |
делиться этой ролью без вмешательства взрослого не хотел; |
речь, подражал голосу петушка: смелый, важный; |
шагал маршевым шагом, помогая при этом руками; |
Сергей М. - исполнял роль собачки |
помогал раскрашивать маски, использовал в игре; |
советы сверстников не слушал; |
пытался изобразить голос персонажа; |
не использовал невербальные средства выразительности; |
Костя П. - исполнял роль собачки |
атрибуты охотно использовал в игре, принимал участие в изготовлении; |
советовался с Сашей как лучше изобразить голос собачки; |
изображал голос персонажа. лицо выражало уверенность, смелость; |
гордо шагал, походка была уверенная; |
Наташа З. - исполняла роль зайца |
в изготовлении атрибутов участие не принимала, но использовала в игре; |
принимала активное участие в распределении ролей среди ребят, на себя взяла одну из ведущих; |
мимикой передавала страдание, боль, огорчение, страх; |
прыгала легко на носочках, с согнутыми руками в локтях перед грудью; |
Денис Ю. - исполнял роль медведя |
помог делать маски, только после просьбы взрослого; |
не взаимодействовал со сверстниками, к советам не прислушивался; |
пытался подражать голосу медведя; |
ходил, подняв руки, переваливаясь с одной ноги на другую; |
Лена К. - исполняла роль медведя |
пыталась помочь в изготовлении атрибутов сразу всем, но до конца ничего не доводила, охотно использовала атрибуты в игре; |
подсказывала всем, помогала выбрать роль, подсказывала текст; |
интонацией голоса пыталась подражать голосу персонажа, говорила грозно и томно; |
шагала тяжело, переваливалась с ноги на ногу; |
Женя Г.- исполнял роль петушка |
проявлял любопытство к |
подсказывал текст по ходу всей игры, сотрудничал со сверстниками; |
старался кукарекать, говорил четко, уверенно, пытаясь изобразить смелость; |
шагал уверенно, гордо, помогая руками; |
Маша С. - исполняла роль лисы |
в изготовлении атрибутов участие не принимала, но активно использовала их в игре; |
в процессе игры контактировала со сверстниками; |
мимикой и голосом пыталась показать, какая лиса хитрая и как она ни кого не боится; |
старалась показать походку лисы при помощи рук; |
Ира Г. - исполняла роль зайца |
помогала делать атрибуты, использовала в игре; |
помогала исполнять роли сверстникам; |
мимикой и голосом передавала эмоциональное переживание персонажа; |
прыгала с согнутыми в локтях руками, пыталась изобразить плач персонажа; |