Основные тенденции развития детского хорового творчества на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: развитие детского хорового творчества
Предмет исследования: детские хоровые коллективы
Цель исследования: теоретическое исследование методических разработок в области развития и охраны детского голоса.
Задачи:
Обобщение и анализ перспективных методик работы с детским голосом.
Изучение опыта работы хормейстеров ведущих детских хоровых коллективов Удмуртии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3-4

Глава 1. Исторический обзор проблемы развития детского голоса
и методов его исследования…………………………………5-19

1.1. Социальная обусловленность качественного звучания
детских голосов

1.2. Основные методические направления в обучении детей
пению на современном этапе

Глава 2. Детские хоровые коллективы Удмуртии…………………20-26

Заключение……………………………………………………………... 27-28

Список используемой литературы………………………………….. 29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ

ДЕТСКОГО ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА

НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы теории и  методики музыкального

образования детей школьного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

Оглавление

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………3-4 

                                                   

Глава 1. Исторический обзор проблемы  развития  детского голоса

               и методов его исследования…………………………………5-19

                        

1.1. Социальная обусловленность качественного звучания

       детских голосов

                                                  

1.2. Основные методические направления в обучении детей

       пению на современном  этапе    

                              

Глава 2. Детские хоровые коллективы Удмуртии…………………20-26  

 

Заключение……………………………………………………………...  27-28

                                           

Список используемой литературы…………………………………..  29                                 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

 

 

Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.

Хоровое пение как  исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового музицырования обнаруживает и задействует целый спектр качеств участников: это и музыкальные способности, и  личные качества. Таким образом, детское хоровое творчество призвано выполнять основную воспитательную функцию через следующие:

  • познавательную;
  • эстетическую;
  • рекреационную;
  • геденистическую;
  • функцию общения.

Различные вопросы, связанные  с детским хоровым пением разрабатывались  рядом ученых. Развитию музыкальности в процессе обучения пению посвящены работы Ю.Б.Алиева (1965), Д.Е.Огороднова (1981); воспитанию и охране детского голоса – В.А.Багадурова (1954), Е.М.Малининой (1967), В.В.Емельянова(1991), формированию певческих навыков – А.Г.Менабени (1987), Г.П.Стуловой (1992), Л.А.Венгрус (2000).

Последние разработки и  достижения в вокальной педагогике большое внимание уделяют качественному  развитию детского голоса.

Как показали смотры, конкурсы и фестивали в Удмуртии активно развивается детское хоровое творчество не только в музыкальных, хоровых школах, хоровых студиях, но и в общеобразовательных школах. Именно хоры общеобразовательных школ все чаще удостаиваются звания “образцовый”. Достаточно высокий уровень исполнительского мастерства этих коллективов обеспечивает наличие высококвалифицированных педагогов-хормейстеров.

Таким образом, учитывая все возрастающий интерес к детскому хоровому творчеству и повышение требований, как к качеству репертуара, так и к качеству исполнения хоровых произведений  возникает  необходимость формирования личностных  качеств хормейстера-педагога у выпускников ВУЗ. Сегодня значительно расширяется функция руководителя хорового коллектива. Это не только дирижер, но и в большей степени педагог, воспитатель.

Проблема исследования: необходимость изучения существующих методов и приемов работы детских хоровых коллективов на современном этапе.

Объект  исследования: развитие детского хорового творчества

Предмет исследования: детские хоровые коллективы

Цель  исследования:  теоретическое исследование методических разработок в области развития и охраны детского голоса.

Задачи:

  1. Обобщение и анализ перспективных методик работы с детским голосом.
  2. Изучение опыта работы хормейстеров ведущих детских хоровых коллективов Удмуртии.

 

1. Исторический обзор проблемы  развития 

детского голоса и методов его исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Социальная обусловленность качественного

звучания детских  голосов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различные литературные источники раскрывают перед нами историю вопроса о детском хоровом пении, о певческом голосе детей, об особенностях его звучания, о различных методических приемах в обучении пению.

Уже в средние века в Европе существовало множество церковных школ, в Италии и Франции были и музыкальные  школы. Из дошедших до нас сведений в Древней Руси(11-13 вв.) детей, начиная с 6-7 лет, обучали пению в монастырских и церковных школах. Великий князь Владимир привез из Корсуня в Киев священнослужителей и певцов-учителей, славян по происхождению. При его жене княгине Анне, дочери византийского императора, существовал греческий (“царицын”) хор.

Первые певческие школы  на Руси были организованы привезенными из Греции священнослужителями. От них  русская церковь переняла “восьмигласие” и безлинейную нотопись. В этих школах уровень музыкального обучения был весьма высок. Однако необходимо подчеркнуть, что пению тогда обучали весьма ограниченное число наиболее одаренных детей.

Для данного исторического  периода было предпочтительно светлое  и нежное звучание голосов, так как  церковные хоры, в которых пели только мальчики, предназначались для участия в богослужении. Из этого можно сделать вывод о социальной обусловленности качественной характеристики звучания детских голосов уже на данном этапе.

С развитием хорового исполнительства постепенно стало развиваться и музыкальное образование. В 11 веке были уже духовные сочинения, переписанные русскими певцами. Так же существовали и частные школы, где пение было основным предметом. Обучение проходило не только по группам, а и индивидуально. Необходимо отметить открытие княгиней Анной Всеволодовной школ и для девочек в Киеве при Андреевском  монастыре. Позже, в 13 веке, в Суздале существовало женское училище, организованное дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича.

В 1274 году собор - высший церковный орган - поручает церковное пение “специально обученным людям” и увеличивает число певческих школ. В литературе указывается на высокий уровень обучения в этих школах.

В 1551 году по указу Ивана  Грозного возникают специальные  училища при церквях. Постепенно стали появляться профессиональные хоры. Первым профессиональным хором в России был хор государевых певчих дьяков. Они возникли еще при Василии III. Главной обязанностью хора  было обслуживать церковь. В повседневной жизни певчие дьяки обучали пению царских детей.

В 16 веке был создан профессиональный хор “пaтриарших певчих дьяков”. В 18 веке он получил название Синодальный  хор. Голоса мальчиков нужны были не только в детских церковных  хорах. С развитием светского  многоголосного пения в мужские  профессиональные хоры вводились голоса мальчиков (альты и дисканты), так как звучание женских голосов  в те времена в смешанном хоре не использовалось.

В 17 веке в Россию проникает  с Запада так называемый стиль  “концертного пения”, под влиянием которого постепенно утверждается пение многоголосное, а голоса получают название – бас, тенор, альт, дискант. Исполнители в профессиональных хорах обладали прекрасными голосами. Лучшие детские и взрослые голоса набирались по всей России. Уже с 17 века  появляются и частные хоры: по примеру царского хора организуют хоры бояре, приближенные царя, а так же и лица духовного сана.

Уже в те далекие времена была установлена взаимосвязь развития речевой и певческой функции  голосового аппарата человека. В первом учебнике по правилам чтения “Псалтыря” сформулированы  по сути дела основы певческого обучения, хотя речь там идет о грамоте.  Она воспитывалась с детских лет и была национальной особенностью речи. В учебнике по чтению говорится о высоком и звонком детском звучании, среднем по силе голоса, о ровности звука и плавности дыхания. Все это переносилось на пение. Таким образом, обучение грамоте содействовало воспитанию определенных певческих навыков.

“Детей подготавливали не только в хоры, но и в театры, где играли крепостные. Первую русскую театральную школу языковед С.Булич назвал первой русской консерваторией, разумея, очевидно, высокие требования к обучению.“1

В начале 18 века с развитием  музыкальной культуры продолжалось расширение хоровой исполнительской  деятельности.  Собирались особые хоры из специально обученных исполнению особо сложных хоровых произведений мальчиков, юношей и мужчин, обладавших прекрасными голосами.

С течением времени заметно  усиливается  стремление не только увеличить количество обученных  хористов, но и улучшить качество звучания их голосов. В 1740 году в городе Глухове Черниговской губернии  была основана специальная детская певческая школа, где обучались мальчики со всей Украины, обладавшие лучшими голосами. Кроме школы в Глухове при Дворе была создана специальная певческая школа на 20 человек, из которых готовили певчих для Придворной певческой капеллы.

Несмотря на принципы обеспечения щадящего режима голосообразования, которые были изложены уже в первых методических рекомендациях, в певческой  практике имело место нарушение певческих норм, что приводило к порче голосового аппарата детей. Требования к исполняемым произведениям были зачастую непосильны для еще неокрепших детских голосов. Большая концертная нагрузка и ранняя исполнительская деятельность растрачивали нервные силы и надрывали голоса маленьких певцов.

“Сведениями о развившемся  “вундеркизме” и рабской купле-продаже  детей-музыкантов испещрены газеты того времени. Для привлечения публики  выпускали в концертах даже дошкольников, наиболее одаренных в вокальном отношении, не говоря уже о детях 10-14 лет, считавшихся зрелыми артистами. “...Будет выступать певица - трехлетняя девица...“, “... 11-летний мальчик Николай Матвеев будет петь самые трудные и приятные арии... “ (из “Петербургских” и “Московских ведомостей”).”2

Во второй половине 18 века огромное влияние на музыкальную  культуру оказывала народная песня. К этому времени уже практиковалась запись народных мелодий. Народная песня  исполнялась не только в “низших”  кругах общества, но и среди дворян. Она была основой музыкальной культуры.

Росло количество провинциальных хоров. Много детей пело в частных  хорах, набиравшихся из крепостных. В  Петербурге были прекрасные хоры - шляхетского  корпуса и университета, славились  хор графа Шереметьева, хор князя  Голицына.

В учебных заведениях того времени преподавали такие  замечательные музыканты, как Д.С. Бортнянский, И. Прач.

В литературе того времени  уже находят отражение прогрессивные  мысли о необходимости обучения пению наряду с мальчиками и девочек.

Возникновение методической литературы по вопросам развития и охраны детского голоса в России,  по мнению исследователей, относится к началу 19 века. Она появилась в то время, когда вокальное искусство в России достигло высокого уровня. В 1783 году в Санкт-Петербурге было издано “Руководство учителям 1 и 2 классов народных училищ в Российской империи“, написанное Ф.И.Янковским, одним из передовых деятелей просвещения в России.

“Янковcкий пишет:

  1. “Каждую букву в речении надлежит ясно и порядочно выговаривать...“.
  2. Читать средним по силе  и ясным звуком, в умеренном темпе, с четким произношением, “без крика, смело, ясно, не тихо, не скоро... и без проглатывания букв”.
  3. “Когда ученик вызван читать один, то не нужно, чтобы он читал тем самым гласом, который употребляют ученики при совокупном чтении, но читать он должен своим обыкновенным”, то есть находить звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения.”3

Вся ценность и самобытность этого пособия в раскрытии  столь важного вопроса, как воспитание и сохранение наравне с ясностью и ровностью звучания индивидуальной сущности голоса.

Уже первые попытки осветить вопрос развития детского голоса в  методических разработках того времени  позволяют судить о талантливости  музыкантов и педагогов, чьи достижения в наше время получают научно-практическое подтверждение.

 Создание же самостоятельной  русской школы относится уже  к 19 веку.

Формирование русской  вокальной школы связано с  именем замечательного русского композитора  М.И.Глинки. Для певца Петрова  им были написаны упражнения для развития голоса, которые отличались своей универсальностью и использовались для всех голосов. Принципы, заложенные в этих упражнениях, легли в основу обучения пению и детей. Сам М.И.Глинка использовал их при обучении пению детей в придворной певческой капелле и театральном училище, где обучал пению девочек.

Информация о работе Основные тенденции развития детского хорового творчества на современном этапе