Основные тенденции развития детского хорового творчества на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: развитие детского хорового творчества
Предмет исследования: детские хоровые коллективы
Цель исследования: теоретическое исследование методических разработок в области развития и охраны детского голоса.
Задачи:
Обобщение и анализ перспективных методик работы с детским голосом.
Изучение опыта работы хормейстеров ведущих детских хоровых коллективов Удмуртии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3-4

Глава 1. Исторический обзор проблемы развития детского голоса
и методов его исследования…………………………………5-19

1.1. Социальная обусловленность качественного звучания
детских голосов

1.2. Основные методические направления в обучении детей
пению на современном этапе

Глава 2. Детские хоровые коллективы Удмуртии…………………20-26

Заключение……………………………………………………………... 27-28

Список используемой литературы………………………………….. 29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

ДШИ №3 «Глазовчанка»  ведет большую концертно-просветительскую работу среди горожан. Яркими моментами  культурной жизни города стали замечательные  авторские концерты композиторов Г.Струве, О.Хромушина, Ю.Тугаринова, М.Ройтерштейна, А.Бызова, Ю.Толкача, концертные программы, посвященные юбилейным датам композиторов А.Т.Гречанинова, М.И.Глинки, И.О.Дунаевского, В.А.Моцарта и других. Всегда большой интерес любителей музыки вызывали видеофестивали «Шедевры музыкального искусства» под руководством композитора и музыковеда Ю.Л. Толкача. По приглашению школы в концертном зале выступали исполнители-профессионалы: Евгений Михайлов, лауреат международных конкурсов, солист московской государственной академической филармонии; Андрей Горбачев и другие. В 1996 году с интересной программой выступал симфонический оркестр (г. Москва), в 2003 году – ансамбль древнерусской музыки «Русичи», в 2006 г. – ансамбль народной музыки «Аюшка» и многие другие.

В школе активно работают творческие коллективы: младшие хоры «Радуга» (руководитель – И.В.Калашникова), «Ладушки» и «Веселые нотки» (руководитель – Е.Ю.Суворова), ансамбль народных инструментов «Веснушки» (преподаватель – Т.С.Весновская), театральная студия (режиссер – Н.П.Козлова). Вокалисты и инструменталисты школы принимают участие в международных, региональных и республиканских фестивалях и конкурсах. Ведущим коллективом школы является концертный хор «Глазовчанка» под руководством Заслуженного работника культуры Российской Федерации, Заслуженного работника культуры Удмуртской Республики и Российской Федерации Свитковой Тамары Алексеевны.

По результатам деятельности ДШИ №3 «Глазовчанка» отмечена следующими наградами: Почетная грамота Главы  Администрации города Глазова (2004г.); Городская премия за достижения в области культуры (2006г.); Диплом лауреата регионального этапа конкурса инновационных социальных технологий «Созидая во имя Великой России» в номинации «Образование» (г. Москва, 2008г.). В 2008г. школа занесена в Федеральный реестр «Всероссийская книга почета» (г. Москва). В 2009 году учащиеся школы внесены в Федеральную энциклопедию «Одаренные дети – будущее России» (II том).

Первым директором школы  с 1974 по 1976 гг. был Геннадий Иванович Дряхлов. С 1977 по 2010 гг. «Глазовчанку» возглавляла Тамара Алексеевна Свиткова. С 2011 г. директором является Елена Анатольевна Мокрецова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

Значение занятий искусством, музыкой, точнее пением очень конкретно и  затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:

  • Здоровье.

В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния  человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано.

  • Интеллектуальное развитие.

Благодаря воздействию  на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.

  • Самоактуализация.

Формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение  смысл, упорядоченность и духовную свободу.

Нельзя забывать, что оптимальный период для занятий искусством – детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Занятия искусством – жизненная необходимость: правое полушарие – “эмоциональный мозг” является основой для развития левого полушария – “мозга рассудочного”. Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. И только такое развитие создает полноценную и психически устойчивую личность.

Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному  является мощным средством их воспитания и развития.

Вокальное воспитание детей  в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое  пение. В последние два десятилетия  можно отметить значительный рост числа  детских хоровых коллективов  благодаря распространению такой  формы массового музыкального воспитания, как детские хоровые студии. Все активнее развиваются и детские хоровые коллективы  в общеобразовательных школах. Теперь настало время обратить более серьезное внимание на качество звучания детских голосов с целью их развития.

Сегодня можно говорить о нескольких направлениях в работе с детскими голосами. Одно из них, которое  еще, к сожалению, имеет место  в практике можно назвать “эксплуатационным”. Суть его проста: отбираются более  способные дети, и с ними разучивается как детская музыка, так и аранжировка классики. Момент “эксплуатации” заключается в том, что дети поют интуитивно, с ними не ведется специальной работы по постановке голоса. Хормейстер не работает над качественным звучанием хора в соответствии со стилем и характером произведения.

Второе же направление  основано на продуманном, музыкально грамотном, эмоциональном исполнении произведения. В процессе работы происходит не бездумное  заучивание нотного текста, а переживаются эмоции, настроение, заложенное автором. Отрадно констатировать тот факт, что сегодня хоров такого направления становится все больше.

С приходом в общеобразовательные  школы молодых специалистов появились  новые, перспективные коллективы. Необходимо отметить важность личности педагога-хормейстера  в процессе становления хорового коллектива. Ведь от его личностных качеств, музыкальных и педагогических умений и навыков во многом зависит дальнейшая судьба хора.

Глубокие знания педагогики и психологии, изучение и применение на практике ведущих методик по развитию и охране детского голоса, а также личностные качества педагога-воспитателя позволят молодому дирижеру создать хоровой коллектив не только с широкими исполнительскими, но и в большей степени воспитательными возможностями, формируя у участников коллектива волю, трудолюбие, ответственность, отзывчивость, доброту.

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 1952.
  2. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения.  - М., Л.: Просвещение, 1964.
  3. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - СПб.: Музыка, 2000.
  4. Венгрус Л.А. Пение и фундамент музыкальности. - Великий Новгород, 2000.
  5. Детский голос/ под ред. В.Н. Шацкой. - М.:“Педагогика”, 1970.
  6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб.: Лань, 1997.
  7. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск: Наука, Сиб.отделение, 1991.
  8. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - М-Л.: Сов.композитор, 1967.
  9. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. – Киев: Музычна Украина, 1988.
  10. Огороднов Д.Е. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой. – Свердловск, 1981.
  11. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. -  Вып. 16. -  М.: Музыка, 1985.
  12. Струве Г.А. Школьный хор. - М.: Музыка, 1981.
  13. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. -  М.: Прометей, 1992.
  14. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. -  Вып. 15.  - М.: Музыка, 1982.

1 “Детский голос” под ред. В.Н. Шацкой. М., “Педагогика”, 1970, стр. 12

2  “Детский голос” под ред. В.Н. Шацкой. М., “Педагогика”, 1970, стр. 14

3 “Детский голос” под ред. В.Н. Шацкой. М., “Педагогика”, 1970, стр. 16

4 Стулова Г.П. “Развитие детского голоса в процессе обучения пению”. М.: Прометей, 1992.стр.16

5 Стулова Г.П. “Развитие детского голоса в процессе обучения пению”. М.: Прометей, 1992.стр.17

6

7 Огороднов Д.Е. “Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой” Свердловск. 1981

8 Емельянов В.В.”Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. ”Новосибирск. Наука.1991.стр.4

9 Емельянов В.В. “Развитие голоса. Координация и тренаж.” СПб.: Лань, 1997. стр.48

10 Емельянов В.В.”Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. ”Новосибирск. Наука.1991.стр.4





Информация о работе Основные тенденции развития детского хорового творчества на современном этапе