Основные тенденции развития детского хорового творчества на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: развитие детского хорового творчества
Предмет исследования: детские хоровые коллективы
Цель исследования: теоретическое исследование методических разработок в области развития и охраны детского голоса.
Задачи:
Обобщение и анализ перспективных методик работы с детским голосом.
Изучение опыта работы хормейстеров ведущих детских хоровых коллективов Удмуртии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3-4

Глава 1. Исторический обзор проблемы развития детского голоса
и методов его исследования…………………………………5-19

1.1. Социальная обусловленность качественного звучания
детских голосов

1.2. Основные методические направления в обучении детей
пению на современном этапе

Глава 2. Детские хоровые коллективы Удмуртии…………………20-26

Заключение……………………………………………………………... 27-28

Список используемой литературы………………………………….. 29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Д.Е.Огороднов является одним из основателей и методическим лидером особого направления  детского вокально-музыкального воспитания. ”Дети, воспитанные в рамках его методики, любят петь, поют музыкально, эиоционально переживают музыку, процесс интонирования.”8 Таково мнение известного ученого-исследователя В.В.Емельянова. Продолжая традиции Д.Е.Огороднова, Емельянов создает “Фонопедический метод развития голоса”, который получил широкое распространение не только среди профессионалов-вокалистов, но и среди простых любителей пения.

Система взглядов, методов  работы по постановке голоса была изложена автором в книге “Развитие голоса. Координация и тренаж”, которая адресована самому широкому кругу читателей.

В.В.Емельянов, таким образом, формулирует принципы фонопедического метода развития голоса:

  1. Биоакустическим фундаментом любых проявлений голосовой активности являются механизмы голосообразования, возникшие в древний период эволюции человека и сохраняющиеся в первые месяцы жизни: голосовые сигналы доречевой коммуникации.
  2. Принцип саморегуляции голосообразующей системы: создание оптимальных условий функционирования  природной автоматики через точные действия управляемой части голосового аппарата, использование некоторых явлений голосообразования в качестве пусковых механизмов певческой  саморегуляции.
  3. Принцип элементарных операций: формирование сложного двигательного навыка певческого голосообразования из последовательности и совокупности простейших, далее неразделимых на сознательном уровне операций.
  4. Принцип повторяемости: многократное повторение одинаковых   операций, вызывающее оптимизацию деятельности всей системы в направлении биологической целесообразности и энергетической экономичности.                                                                  
  5. Принцип наблюдаемости – визуальной и осязательной.                  
  6. Принцип самоимитации: повторение не чужого звука, воспринимаемого только слухом, а своего, со всем комплексом вокально-телесных ощущений ( вибро-, баро- и проприорецепция).
  7. Принцип эстетического негативизма: пение нарочито некрасивым голосом с целью переноса внимания с контроля тембра на контроль вибро-, баро-, проприорецепции и фонетики.”9                                           

Значение термина “фонопедия”  Емельянов определяет как “комплекс  педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и  координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных  упражнений, коррекцию дыхания, а так же коррекцию самой личности обучающегося. ”10

Существует так же и третье направление вокально-хоровой  работы с детьми, теоретическим и  методическим лидером которого является кандидат педагогических наук Г.П.Стулова. Для начального этапа развития голоса она предлагает использовать преимущественно звуковысотную зону выше “середины” и в фальцетном режиме.

Рекомендации Г.П.Стуловой и Д.Е.Огороднова носят обоснованный, строго научный характер. Отсюда и эффективность применения их методов на практике педагогами-хормейстерами.

С течением времени педагоги, хормейстеры, врачи фониатры пришли к выводу, что невозможно подходить  однобоко к решению вопросов о  звучании детского голоса и его развитии.

Можно выделить две так называемые модели хора:

  • хор с фальцетной манерой звукообразования. Имеет выхолощенное, бедное по тембру звучание, узким динамическим диапазоном, хотя достаточно широким звуковысотным диапазоном за счет верхних звуков;
  • хор с грудной манерой звукообразования. Отличается более богатым тембром и более широким динамическим диапазоном, но имеет более ограниченный звуковысотный диапазон, расположенный ближе к низкой тесситуре. Верхние звуки – напряженные и крикливые.

 Таким образом, ни одна из моделей не является идеальной и не может быть рекомендована как единственно верная. Различные современные методические направления в обучении детей пению складывались исходя из представления о регистровой структуре детского голоса, что позволяет сделать вывод о необходимости обоснования методики вокальной работы с детьми, учитывая теорию регистров детского голоса.

Необходимо отметить, что методики Д.Е.Огороднова, В.В.Емельянова, Г.П.Стуловой нашли широкое применение и в  работе хоровых коллективов Удмуртской Республики. Ведущие педагоги-хормейстеры находят практическое применение методических разработок данных авторов и, опираясь на личный опыт и полученные результаты, пытаются создать свою идеальную модель детского хора.

Во второй главе данной работы будет рассмотрен и проанализирован опыт работы хормейстеров ведущих коллективов Удмуртии, и даны рекомендации по оптимизации процесса обучения хоровому пению и качественному развитию детского голоса с учетом развития личностных качеств участника коллектива.

 

2. Детские хоровые коллективы Удмуртской

  Республики

 

 В настоящее время в  Удмуртии существует четкая структура занятий детей хоровым творчеством. Одной из широко известных форм является участие детей в хоровых кружках при общеобразовательных школах. За последнее время наметился значительный рост количества таких коллективов. Заметно возрос и исполнительский уровень этих хоров, что подтверждено наличием у многих из них звания ”образцовый”.

Следующей формой, имеющей значительное распространение в республике, является хоровая студия. Хоровая студия имеет ряд преимуществ перед остальными формами детского хорового творчества.

  • Хоровая студия – это музыкальное учебное заведение, сочетающее в себе учебную, исполнительскую и воспитательную работу. Она охватывает большое количество ребят, желающих заниматься вокально-хоровым творчеством. В Удмуртии хоровые студии организуются на базе общеобразовательных школ и носят название – школа с хоровым уклоном. Среди них можно выделить хоровые студии, имеющие звание “образцовый”: СШ №5 – художественный руководитель Татьяна Сычева, ДШИ №3 - художественный руководитель Тамара Свиткова. Эти коллективы имеют свою историю, традиции, объемный концертный репертуар, опыт выступления не только у нас в республике, но и за рубежом.

Следующими в структуре детского хорового творчества необходимо отметить хоры Домов и  Дворцов молодежи и школьников.

Одним из известнейших как у нас в  республике, так и за рубежом, является образцовый хор «Удмуртия».

Татьяна Сычёва уже 40 с  лишним лет руководит детским хором «Удмуртия».

Родилась 6 июля 1951 года в  Сарапуле.

 

Окончила Ижевское республиканское  музыкальное училище.

С 1970 года работает в детской  школе искусств № 5 Ижевска. С 1997 года – ее директор.

Руководитель детского хора «Удмуртия».

Участница ансамбля «Душа».

Заслуженный работник культуры России и Удмуртии.

Награждена медалью  «За милосердие» международного благотворительного фонда «Меценаты  столетия».

Работа Сычевой Татьяной Рюриковны в школе искусств №3 основывается на комплексной методике музыкально-певческого воспитания Д.Е. Огороднова.

В последнее время родители начали осознавать, что детей нужно инвестировать, стали активнее приводить в школу искусств. Сейчас ижевчане понимают, что детям нужно дать хорошее образование. Когда ребенок играет на инструменте, поет в хоре, у него работают сразу два полушария головного мозга, он развивается гармонически правильно. Конечно, не все станут музыкантами, но музыкальное образование нужно, прежде всего, для общего развития. Оно помогает развивать эмоциональную сторону ребенка. Человек, который не может сострадать, радоваться восхищаться, наслаждаться, для меня инвалид. А музыка может помочь ему «выздороветь».

Т.Р. Сычева считает, что  заставлять ребенка учиться в  музыкальной школе нельзя, а вот направлять – нужно, поскольку маленький человек еще не может определить, что ему нужно в жизни. И тут самое главное – ребенку должно повезти с педагогом. Только в этом случае он будет идти на занятия с радостью.

Татьяна Рюриковна относится к ученикам, как к собственным детям. Ее цель не научить детей петь, а воспитать гармонично развитую личность. Она для них, как мать. Со многими учениками до сих пор поддерживает отношения, хотя некоторым уже перевалило за 50.

Т.Р. Сычева гордится очень многими своими воспитанниками. Но если говорить о тех, кто связал свою жизнь с музыкой, то это солистка камерного муниципального хора Зухра Кусаедова и его хормейстер Ольга Слободчикова, солисты театра оперы и балета Удмуртии Дмитрий Шиврин и Ольга Лебедева. Это педагог школы искусств № 2 Ижевска, композитор Айгуль Касимова. Это Мария Пахарь, которую взяла к себе на учебу сама Галина Вишневская. Сейчас Маша работает в Москве в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Воспитанники Сычевой  не раз пели на хоровом соборе.

Секрет успеха - в титаническом труде всего коллектива школы и в уникальной методике Дмитрия Огороднова, которую они применяют. Ее особенность в том, что педагог, в первую очередь, должен сам стать человеком и только потом добиваться чего-то от детей.  Все хотят быстрого результата, поэтому зачастую работают, как Бог на душу положит. В итоге дети поют так же, как хормейстер. Если он визгливо, значит, и хор поет визгливо, по-пионерски. Дети просто копируют преподавателя

Татьяна Рюриковна всегда старается избегать политических и духовных песен. И те, и другие в исполнении детей, на ее взгляд, звучат нелепо. Духовной музыке место в храме, а не в Доме культуры, считает Сычева. Что касается музыки эпохи СССР, то, конечно, сейчас песни о Ленине, комсомоле и БАМе, кажутся смешными, потому что историю того периода опошлили. Но ведь есть огромный музыкальный пласт, который остается нетленным по сей день! Песни Чичкова, Пахмутовой поют и сейчас… В репертуаре хора «Удмуртия» все эти годы были только песни о вечном – Родине, природе, вере, надежде и любви. Есть песни, которые я разучиваю со всеми составами хора на протяжении 40 с лишним лет. Меня как-то в этом даже упрекнули, но это «золотой фонд» хорового искусства, который дети должны знать.

Хор «Удмуртия» - лауреат  всероссийских конкурсов, участник международных хоровых фестивалей.  Выступал на лучших сценах Москвы, а в Ижевске в Театре оперы и балета, Национальном театре, театре имени Короленко – всё.

Образцовый  детско-юношеский хор “Глазовчанка ”

Детской школы искусств №3 г.Глазов.

В 1974 г. первые ученики  переступили порог детской хоровой студии «Глазовчанка» при Дворце культуры «Россия». В студии в основном обучались дети работников «Чепецкого механического завода», поскольку Дворец культуры был подразделением этого градообразующего предприятия. «Глазовчанка» быстро завоевала доверие и авторитет среди горожан своей активной концертной деятельностью, доступностью и внимательным отношением к ребятам. Родители с удовольствием отдавали своих детей в специальные музыкальные классы, формируемые в общеобразовательных школах №1, 3, 11, 4, 6. Общее количество обучающихся было более 500 человек.

В 1980 г. «Глазовчанке»  было присвоено звание «Образцовый  коллектив», а в 1988 г. она стала  лауреатом премии Комсомола Удмуртии.

В 1992 г. на основе студии была открыта Детская школа искусств (ДШИ) №3 «Глазовчанка», ставшая базовой по хоровому направлению для северного округа Удмуртии.

Сильной стороной школы  является коллективное творчество, стабильность контингента учащихся и преподавателей, активная концертно-просветительская деятельность, участие в конкурсах и фестивалях. Треть педагогического коллектива – молодые специалисты, бывшие выпускники школы, заинтересованные в квалификационном росте и сохранении традиций хоровой школы.

Специфика организации  учебно-образовательного процесса отражена в Перспективном и учебном планах школы. Они учитывают потребности в получении знаний и навыков учащимися, взаимодействие с их родителями, а также сотрудничество с учреждениями и организациями города. Дифференцированный подход в обучении детей лежит в основе адаптированных программах по предметам «Хор», «Сольфеджио», «Слушание музыки и музыкальная литература», «Вокал», «Фортепиано», «Баян (аккордеон)», «Синтезатор», «Дирижирование» и др.

Учебно-воспитательный процесс  направлен не только на развитие музыкальных  способностей учащихся, но и на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей. Это нашло отражение в репертуаре творческих коллективов и в разнообразных мероприятиях, проводимых школой. Например, таких как концертные программы «Аккорды уходящего века», «Музыка – душа моя» (посвященный памяти М.И.Глинки), «И.А.Дунаевский»; концерт «Талант – миру, сердце – Польше!», посвященный 200-летию со дня рождения Ф. Шопена; «День Музыки», «Семейные субботы», новогодние представления, «Рождественские елки», участие в церковных богослужениях. Для учащихся общеобразовательных школ и воспитанников детских садов города в «Глазовчанке» работают «Филармония школьника» и «Филармония дошкольника». С большим успехом принимаются зрителями детские музыкальные спектакли в исполнении театральной группы учащихся ДШИ: «Муха-Цокотуха», «Об Оле, Тоболе, невыученном глаголе и многом другом», «В гостях у солнышка», «Кем быть?» и другие.

С 1999 г. школа проводит Межрегиональные детские хоровые  конкурсы-фестивали «Глазовчанка»  приглашает», в которых принимают участие хоровые коллективы Удмуртии, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Кирова, Москвы, Нижнего Новгорода. ДШИ стала инициатором проведения первого в республике конкурса для учащихся детских школ искусств «Юный концертмейстер – юный иллюстратор», получивший высокую оценку участников и их наставников.

Информация о работе Основные тенденции развития детского хорового творчества на современном этапе