Основные тенденции развития детского хорового творчества на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: развитие детского хорового творчества
Предмет исследования: детские хоровые коллективы
Цель исследования: теоретическое исследование методических разработок в области развития и охраны детского голоса.
Задачи:
Обобщение и анализ перспективных методик работы с детским голосом.
Изучение опыта работы хормейстеров ведущих детских хоровых коллективов Удмуртии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3-4

Глава 1. Исторический обзор проблемы развития детского голоса
и методов его исследования…………………………………5-19

1.1. Социальная обусловленность качественного звучания
детских голосов

1.2. Основные методические направления в обучении детей
пению на современном этапе

Глава 2. Детские хоровые коллективы Удмуртии…………………20-26

Заключение……………………………………………………………... 27-28

Список используемой литературы………………………………….. 29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

М.И.Глинка сначала укреплял средние  звуки общего диапазона голоса, а  затем уже верхние и нижние. Поэтому его метод был назван “концентрическим”.

Наилучшим условием для  развития детского голоса Глинка считал формирование звонкого, серебристого и нежного его  звучания при свободном голосообразовании, средней силе голоса, ровного по тембру по всему диапазону. Даже альты у него обязательно легкие.

Созданная позже “Полная школа пения ” А.Е.Варламова и  вокально-методические указания М.И.Глинки являются целой эпохой русской вокальной педагогики. Здесь нашли отражение все принципы, на которых основано пение, учтены особенности развития детского голоса.

Необходимо отметить, что в детских голосах воспитывалась звонкость, серебристость, нежность. Глинка считал это звучание непременным условием развития голоса.

Варламов, как и Глинка, придавал особое значение слуху, напевности, не допуская форсирования звука.

В середине 19 века активно  развивается музыкальная исполнительская деятельность и музыкальное образование. В 1862 году открывается Петербургская консерватория, а в 1866 - Московская.

В 1862 году М.А.Балакиревым  и Г.Я.Ломакиным была создана бесплатная музыкальная школа. Здесь выступали крупнейшие музыканты, входившие в творческое объединение “Могучая кучка”. М.А.Балакирев, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков продолжали развивать идеи М.И.Глинки.

Последователем и горячим  сторонником вокальной методики Глинки был В.Ф.Одоевский. Проявляя внимание к менее способным ученикам, он указывал на взаимосвязь слуха, зрения и голоса. В обучении Одоевский стремился к последовательности.

В конце 19 века усиливается  борьба за массовое обучение детей  пению и в методических разработках  все чаще высказывается мысль о возможности и необходимости обучения пению всех детей. Пение признается основой формирования музыкальной культуры, что явилось весьма прогрессивной идеей для того времени.

Однако на практике в  большинстве школ ситуация оставляла  желать лучшего. Отсутствовала система, не учитывались возрастные особенности учащихся, не было надлежащего внимания к задачам эстетического воспитания средствами вокального искусства.

С 90-х годов 19 века произошло  разделение светского и церковного пения на уроках в учебных заведениях. Однако прогрессивные идеи о массовом обучении пению не могли еще осуществиться, так как в школах того времени не было для этого условий. И в целом в дореволюционной России образование не могло быть массовым. Настоящие знания были доступны лишь детям буржуазии. Народное образование в России оставалось неудовлетворительным. Пение в большинстве школ преподавалось бессистемно, недооценивались важнейшие педагогические требования.

В конце 19 – начале 20 века в литературе критикуются эксплуататорские методы хорового обучения в школе. Появляются протесты против пения детей в церковных хорах, так как во время репетиций и слишком продолжительных служб дети уставали.

Пытаясь решить проблему детского репертуара, крупные музыканты – А.К.Лядов, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков, В.С.Калинников – создают сборники детских песен.

В 1914 году появляется перевод  методического пособия Д. Бетса. Основными принципами воспитания детского голоса автор считает: отказ от крикливости  в пении, ограничение использования крайних звуков диапазона, формирование звонкого головного звучания. Особое внимание в работе Бетса занимает вопрос о выполнении режима и правилах гигиены голоса. Специальный раздел книги отведен вопросу мутации.

Таким образом, в дореволюционный  период стиль духовного пения определил основные качественные характеристики звучания детских голосов:

  • легкость и звонкость тембра;
  • умеренность по силе в удобной, в основном средней, тесситуре.

Все это настраивает детский  голос на фальцетное или близкое  к фальцетному звучание, что было социально обусловлено.

1.2. Основные методические направления в обучении

 детей пению на современном этапе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие методической мысли в области детской вокальной  педагогики в дореволюционный период началось с решения вопроса о выборе регистра, используемого детьми в процессе пения. В первые годы Советской власти музыкальное воспитание в общеобразовательной школе приобретает массовый характер. В связи с этим резко понижается общий уровень вокального воспитания детей. Сам репертуар тех лет, а именно революционные песни маршевого характера провоцировал детей на форсированное пение, что создавало неблагоприятные условия для формирования детского голоса, работавшего в режиме перегрузки.

Уже в первые десятилетия  стала ясно вырисовываться “картина массовой порчи детских голосов, фонастения, несмыкание голосовых связок, сип при пении по причине узелкового процесса на связках и других патологических явлений, связанных с неправильным функционированием гортани во время фонации”.4

Вопросам создания единого метода обучения пению занимается Государственный институт музыкальной науки, созданный в 1912 году. Под председательством профессора В.А.Багадурова в ГИМНе была создана детская комиссия, которой разрабатывались вопросы об охране и воспитании детского голоса.

В 1925 году ГИМН организовал первую конференцию ученых-вокалистов и  педагогов. А.Ф. Гребнев выступил с  докладом “Голос детей, его развитие и обработка в трудовой школе”, в котором обращалось внимание на заболеваемость школьников горловыми болезнями и необходимость изучения и решения этого вопроса.

В 1938 году в Москве состоялась первое методическое совещание, в котором  приняли участие медики, отоларингологи, фониатры, вокальные педагоги и музыкальные  работники. Главный вопрос – охрана детского голоса. В результате совещания были приняты рекомендации, в которых предлагалось использовать фальцетную манеру звукообразования у всех детей до периода наступления мутации.

Вопрос о развитии детского голоса также нашел отражение  в материалах совещания. Однако многие специалисты считали, что работать над развитием детского голоса не следует, так как детский организм находится в бурном развитии и голос требует не развития, а охраны и должен тренироваться по мере роста организма. К такому же выводу позже, в послевоенный период пришли и исследователи детского голоса Н.Д. Орлова, Т.Н. Овчинникова.

В 50-е и 60-е годы сотрудники лаборатории  музыки и танца ИХВ опубликовали ряд научно-методических работ. Среди  них:

  • А.А. Сергеев “Воспитание детского голоса” (1950).
  • М.А.Румер ”Методика преподавания пения в школе” (1952).
  • В.А. Багадуров ”Воспитание и охрана детского голоса” (1953).

     ”Начальные приемы развития детского голоса” (1954).

  • Е.М. Малинина ”Вокальное воспитание детей” (1967).
  • В.К. Белобородова ”Развитие музыкального слуха учащихся” (1956).

Все эти работы были основаны на научно-педагогических наблюдениях и подкреплены практическими  разработками. Однако в результате по вопросу о подходе к звучанию детского хора, а именно регистровому звучанию детских голосов сложились две противоположных точки зрения.

В своих исследованиях Е.М.Малинина выделяет четыре основных момента,  характеризующих голос ребенка младшего школьного возраста:

    • ”голос легкий, светлый, ”свирельный”, серебристый, сила небольшая;
    • колебательная манера голосовых связок лишь их краями;
    • атака звука ”мягкая”;
    • гортань в высоком положении.”5  

     Такой же точки зрения придерживался в своих разработках, проделанных в 1933-1941 гг. И.И.Левидов. Он считал, что естественно звучащий голос ребенка младшего возраста обуславливается именно лишь краевой колебательной манерой  голосовых связок. Последователи этой точки зрения рекомендовали “фальцетную” манеру звукообразования, объясняя ее необходимость неразвитостью мышц голосового аппарата ребенка.

Противоположной точки  зрения придерживался В.А.Багадуров. В одной из своих работ он пишет: ” Методика Е.Малининой очень  близка к брошюрам И.Левидова. Очень  характерна боязнь грудного звучания у детей даже старшего возраста и, что совсем уж непонятно, у мальчиков. При этом указывается, что грудной регистр всегда нужно искоренять и вводить голос в естественное русло. Правда, все время говорится о “перегрузке грудного звучания”, “надсаженности”, напряженности его и форсировке, как будто нормального грудного звучания в детском голосе не существует совсем. Ведь грудное звучание, как и фальцетное, есть самое натуральное и естественное звучание голоса, если уж говорить о естественности.” 6 

Эта точка зрения так же заслуживает  внимания, хотя и основана лишь на эмпирических наблюдениях автора.

В 1961 году ИХВ АПН РСФСР организовал  первую научную конференцию по вопросам развития музыкального слуха и голоса детей. Она была отмечена присутствием представителей смежных наук: психологов, физиологов, морфологов, фониатров, акустиков, педагогов не только из России, но и из других стран. Доклады конференции были опубликованы под редакцией В.Н.Шацкой в 1963 году.

В процессе работы конференции стали  ясны существенные различия во взглядах на воспитание детского голоса, стали очевидны проблемы, требующие как теоретического, так и практического решения. Одной из важнейших проблем явилась проблема мутации.

По результатам работы конференции  за нормальное пение детей принимается  пение ясное, звонкое, легкое, совершенно свободное, то есть фальцетное. Основой звукообразования признается фальцетная манера пения для всех детей в возрасте до 10-11 лет, то есть до появления мутации голоса.

Наряду с уже сложившимися мнениями в настоящее время складываются новые методики вокального воспитания детей, основанные преимущественно на использовании грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д.Е.Огороднов и его последователи.

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания  разрабатывалась Д.Е.Огородновым  в течение более чем 25 лет на базе школ-интернатов Ленинградской  области и города Москвы. Книга Д.Е.Огороднова “Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе” в сокращенном варианте была переведена на болгарский язык.

Своей главной задачей данная методика ставит бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей. По мнению Огороднова, современная методика музыкального воспитания должна быть комплексной, чтобы развивать все задатки творческих способностей учащихся, в том  числе их музыкальные способности, интеллектуальную и эмоциональную активность.

Певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью  и пластичностью, богатой нервной организацией.

Д.Е.Огороднов, согласовывая движения рук и певческого аппарата, выделяет их в более сложную, но и  одновременно совершенную систему. Автором выстроена система специальных  упражнений, где все начинается с  простейшего, легко выполнимого  движения, а каждое последующее упражнение немногим отличается от предыдущего. Это Д.Е.Огороднов называет “минимальным шагом программы”, что является важнейшей особенностью данной методики, как и применение наглядных схем алгоритмов.

Все алгоритмы составлены в строгой музыкальной форме и включают в себя решение задачи не только постановки голоса учащегося, но и развитие у него ладового чувства, чувства метроритма и музыкальной формы. В центре данной методики стоит вопрос о правильном полноценном     функционировании голосового аппарата не только учащихся, но и самого педагога.

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания включает в себя шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе:

  1. Художественное тактирование.
  2. Работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных навыков и музыкальности.
  3. Ладо-вокальные жесты.
  4. Декламация с жестикуляцией.
  5. Вспомогательные движения при вокальной работе над песней.
  6. Поиски выразительных движений во время слушания музыки.

Первые три вида движений автор называет дидактическими, так как каждый из них строго регламентирован и требует точности в выполнении их формы. Остальные носят творческий характер, поскольку являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.

В работе по постановке голоса в академической манере Огороднов рекомендует опираться на речевые навыки, которые значительно опережают вокальное развитие. В помощь педагогам в вокальной работе по алгоритму Д.Е.Огородновым была составлена памятка, в которой содержатся рекомендации автора. Вот лишь некоторые из них:                                  

  1. “Чтобы слух следил за голосом, следи неотрывно за движением руки. Рука и глаз дружны, как слух и глаз.
  2. Хочешь работать перспективно – работай фундаментально. Фундамент голоса – внизу диапазона. Там же – кладовая тембра. Там же – свободная, выразительная артикуляция. Выявляй сначала и развивай нижний отрезок диапазона, а затем середину."7

Информация о работе Основные тенденции развития детского хорового творчества на современном этапе