Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:27, дипломная работа
Цель исследования: разработать методику эмоционально — образного обучения для хорового класса детской школы искусств на основе системы В.В.Кирюшина.
Достижением указанной цели было намечено решить следующие
задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу;
2) выявить теоретические основы эмоционально — образного обучения детей младшего школьного возраста;
3) изучить психологию восприятия младших школьников;
4) выявить педагогические особенности эмоционально — образного обучения в работе с хором младших школьников;
5) разработать методику эмоционально — образного обучения в хоровом классе;
6) установить эффективность методики эмоционально-образного обучения в хоровом классе.
Принцип эмоционально-образного обучения разрабатывался и развивался многими музыковедами, педагогами и искусствоведами на протяжении нескольких десятилетий. Но существование широко известной типовой программы Е.В.Давыдовой, которая и до настоящего времени остается одной из главных, позволяло разрабатывать на её основе и использовать в работе с детьми лишь элементы эмоционально-образного обучения.
Так, Методика А.Барабошкиной
и Н.Боголюбовой, отразившаяся в
учебнике «Музыкальная грамота», изданного
в 2-х частях в1976 г., использует картинки
к каждому изучаемому материалу,
в которых суть темы отражается в
представленном коротком сюжете с действующими
«лицами» – людьми. Эти картинки
образно отождествляют все
В программе по эстетическому
воспитанию Д.Б. Кабалевского, опубликованной
в 1983 году в методическом журнале
«Музыка в школе» и внедренной
в учебный процесс
Эта формула представляет собой блок-схему, включающую в себя составляющие компоненты музыкального искусства.
Оригинальная методика по
развитию музыкального слуха Г.А. Струве,
опубликованная в виде учебного пособия
по хоровому сольфеджио в 80-х годах
и основанная на релятивной системе
ручных знаков, включает в себя ряд
авторских игровых вокально-
В этих упражнениях объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Использование в них ручных знаков интенсивно развивает координацию между голосом и слухом и закладывает основы ладового слуха.
В своем учебном пособии
по сольфеджио для подготовительных
классов ДМШ «Ступеньки в музыку»,
изданном в1980 г., П.В. Вейс тоже использовал
красочные картинки, но уже обучающего
характера, в которых также
Кроме этого, в данном учебнике применялись и демонстрационные картинки, и стихотворения к некоторым темам. А также на отдельных страницах помещался иллюстрированный материал для прослушиваемых на уроке произведений.
Теоретик Н.В. Кончаловская
создала свою методическую разработку,
представленную тоже в красочно-иллюстрированном
учебном пособии «Нотная
В учебном пособии «Первая встреча с музыкой» для начинающих пианистов, вышедшем в1989 г., А.Д. Артоболевская представила свою методику, включающую конкретные схематические изображения различных элементов нотной грамоты и относительные. К каждой изучаемой пьесе автор поместила яркие иллюстрации с определяющим произведение сюжетом и отображающий его образ. Эти сюжетные иллюстрации вводят детей, еще не знакомых с данным произведением, в его содержание и образ, настраивая их тем самым на нужный лад и настроение.
В.Г. Игнатьев и Л.В. Игнатьева издали в1989 г. свое пособие-альбом начинающего пианиста «Я музыкантом стать хочу» в 2-х частях, предназначенный для детей 5 — 6 лет. В своей методике авторы использовали короткие (не более восьми тактов) пьесы, т.к. маленькому ребенку, по их мнению, не хватает внимания на более длинные построения.
Все пьесы обязательно имеют названия, которые создают у детей определенные ассоциации и вводят их в нужный образ. Также все пьесы сопровождаются соответствующими стихами, помогающими детям понять содержание каждого произведения и исполнить его в нужном характере, и яркими цветными обучающими картинками, построенными по принципу относительной, или образной, схематизации.
Таким образом, принцип эмоционально-
Проблема обучения детей,
основанная на эмоционально – образном
воздействии по системе В.В. Кирюшина
определяется в работах некоторых
педагогов с критической
В.Л. Кириллова называет основным методом в работе В. Кирюшина «механическое зазубривание примитивных попевок, лишенных интонационной и жанровой конкретности»[2], а также критикует то, что в данной методике «почти не используется живой музыкальный материал».
В.В. Середа утверждает, что все достижения в развитии музыкальных способностей детей происходят путем «подмены полноценной музыки схемами, картинками, цветными карточками, приводящими к внемузыкальным ассоциациям (квинта – «медуза», октава – «жираф» и т.д.)»[3].
В противовес этим высказываниям существуют и положительные отклики о системе В. Кирюшина. В работах Г.И. Шатковского, Г.Н. Струве, Е. Огородного отмечаются такие успехи, как быстрота реакции детей на изолированные созвучия, интервалы, достаточно сложные аккорды, чистота интонирования с раннего возраста, яркое проявление творческой активности, а также большое желание посещения уроков. В отношении же эмоционально – образных характеристик музыкальных терминов, Г. Шатковский подчеркивает, что это не конкретизация музыкального языка, не подмена высоких музыкальных понятий бытовыми образами, а лишь «способ помочь ребенку их понять и освоить»[4].
Это мнение является вполне обоснованным, а потому и более верным.
2.1.$ 2. Современные технологии по проблеме
эмоционально-образного обучения.
В настоящее время существует
множество альтернативных развивающихся
технологий, основанных на принципе эмоционально-образного
воздействия, которые применяются
в обучении различным предметам
во всех образовательных структурах.
Но больше новейших методик и даже
целых образовательных программ
разработано для предметов
Так, методика по развитию музыкального слуха Г.И. Шатковского, благодаря своей комплексности, может применяться в работе по всем дисциплинам детских музыкальных школ и школ искусств (как и система В. Кирюшина). Она строится на нескольких методических принципах, из которых автор выделяет девять главных:
1) принцип синтеза – означает, что обучаться музыке следует комплексно (по принципу синтеза): одновременно и теорией, и исполнительством, и композицией; причем эти компоненты должны присутствовать в каждом виде музыкальной деятельности и с применением синтеза различных видов искусства и наук;
2) принцип триединства – выражается формулой «знать + слышать + действовать» и означает, что каждый, кто занимается музыкой, должен знать теорию, обязательно слышать все, что знает и применять это на практике;
3) принцип соотношения
цел и средств – поясняет, что
у всех педагогов одна главная
цель и задача: воспитать Человека,
а средства у всех разные: у
кого – физика, у кого философия,
а у кого музыка. И никогда
нельзя допустить, чтобы
4) принцип сотрудничества,
т.е. педагог и ученик
5) принцип контакта означает, что перед началом занятий обязательно нужно настроить детей на волну восприятия, сосредоточить их внимание, направив «глаза в глаза»;
6) принцип повторения –
один из важнейших
7) принцип количества –
для профессиональной культуры
музыканта совершенно
принцип дифференцированного подхода означает: не переходить к изучению новой темы, пока предыдущая не станет понятной и осознанной абсолютно всеми учащимися класса;
9) принцип доступности
– еще один из важнейших
общественных методических
Основываясь в своей работе
на эмоционально-образном обучении, Г.
Шатковский делает больший акцент на
принцип движения и эмоционального
действования. Это означает, что
дети не должны весь урок сидеть за партой
и «зазубривать» теоретический
материал. Они обязательно должны
двигаться и эмоционально сопереживать,
изображая образы изучаемых произведений.
К примеру, если при освоении наклонения
лада ребенок будет сидеть неподвижно
за партой, он никогда не сможет понять,
что такое наклонение лада и чем
отличается минор от мажора, потому
что в обучении будет нарушен
принцип движения. А если же ученик,
встав у инструмента и подняв
глаза и руки к небесам, споет
красивую и торжественную мелодию
на слова: «Какой светлый день!», он
мгновенно почувствует
Таким образом Г.И. Шатковский утверждает, что нельзя подходить к развитию музыкального слуха только с чисто музыкальной стороны. Все педагогические приемы в первую очередь должны опираться на важнейшие принципы методики и системы.
Альтернативная методика Е. Огороднова по формированию и развитию певческих навыков отличается авторской системой алгоритмов, которые схематично изображены на больших красочных наглядных пособиях. Эти алгоритмы способствуют одновременному развитию у детей правильного певческого дыхания, артикуляции, звуковедения. По системе Е. Огороднова на уроках хора также применяются авторские занимательные стихотворные вокально-интонационные и артикуляционные упражнения, благодаря доступности и механической природе которых дети быстро осваивают правила хорового пения. В методике Е. Огороднова, как и у Г. Шатковского, обязательным является применение принципа движения, который в совокупности с авторскими упражнениями настраивает детей на нужный лад, характер, создавая у них при этом различные образы, ассоциации.
Автор серии и руководитель
проекта «Музыка» Л.В. Лункевич собрал
вокруг себя ассоциацию педагогов-единомышленников,
таких как Л.Н. Алексеева, Е.И. Голубева,
Т.Э. Тютюнникова и др., которые
создают новейшие учебные пособия
по сольфеджио для детей дошкольного
и младшего школьного возраста. Эти
пособия отличаются гораздо большим
масштабом, чем традиционные, большими
и очень яркими картинками, иллюстрациями,
а также обучающими образными
схемами. Учебники серии «Музыка» одновременно
являются и тетрадями, в которых
дети рисуют, раскрашивают картинки, дорисовывают
ноты и другие элементы музыкальной
грамоты. В них также содержатся
различные музыкальные
Таким образом, обучаясь по данным учебным пособиям, дети занимаются на уроках различными видами деятельности: и поют, и рисуют, и играют. Такое обучение дает высокие результаты в освоении детьми 3 — 9 лет музыкальной грамоты.
Е.Л. Леонтьева создала свою методическую разработку и выпустила учебное пособие «Музыкальный букварь», которое, как и пособие серии «Музыка», является и учебником, и тетрадью. Весь материал в нем излагается в виде одной авторской, длинной сказки, которая называется «Путешествие в страну Музыку». В этом учебном пособии используются музыкальные кроссворды, загадки, обучающие картинки, образные схемы. Так же даются контрольные и домашние задания в виде тестов и музыкальных загадок. На уроках, проводящихся по методике Е. Леонтьевой, дети также занимаются различными видами деятельности: поют, рисуют, пишут, изучают теоретический материал.
По такому же типу, только без применения сюжетной линии одной сказки, созданы учебные пособия Л.Н. Алексеевой: «Музыкальная азбука» – творческая тетрадь и «Музыкальная грамота» – нотные прописи. В своей методике Л. Алексеева применяет еще и экзаменационные задания в виде анкет, нотных картинок – загадок, нотных игр. В конце пособий она представляет памятку школьнику Азбука поведения в театре и на концертах». То есть в данной авторской методике обязательным является не только обучение. Но и воспитание школьников.
Методика по хоровому классу
для детских музыкальных