Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:27, дипломная работа
Цель исследования: разработать методику эмоционально — образного обучения для хорового класса детской школы искусств на основе системы В.В.Кирюшина.
Достижением указанной цели было намечено решить следующие
задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу;
2) выявить теоретические основы эмоционально — образного обучения детей младшего школьного возраста;
3) изучить психологию восприятия младших школьников;
4) выявить педагогические особенности эмоционально — образного обучения в работе с хором младших школьников;
5) разработать методику эмоционально — образного обучения в хоровом классе;
6) установить эффективность методики эмоционально-образного обучения в хоровом классе.
Итак, представленные выше методики
– это лишь некоторая часть
того многообразия, которое существует
в настоящее время. Все альтернативы
по -своему оригинальны и отличаются
разнообразным подходом к проблеме
эмоционально-образного
2.2. Методические основы
Комплексная «Система эмоционально-образного
обучения В. Кирюшина» – это обучающая
педагогическая индустрия, максимально
обеспеченная необходимыми учебными,
методическими, наглядными пособиями:
это и специальная программа
обучения с методическими
Новаторство данной системы
заключается в том, что впервые
были детально проработаны, систематизированы
и изданы учебные планы и программы
для подготовительных групп (начиная
с 4-летнего возраста) по основе слухового
и эмоционально-образного
Формой преподнесения знаний стали обучающие мифы-сказки, сюжеты и образы к которым были разработаны В. Кирюшиным на базе детских фантазий – сюжетных рисунков, эмоционально-образных характеристик музыкальных терминов, в единую систему образов на основе мнемонического составления слов (так кварта в детском восприятии ассоциируется с «квартирой» (панцирем) черепахи; большой мажорный септаккорд стал называться «Бо-мажор» и т.д.).
Но следует заметить, что эмоционально-образные характеристики музыкальных терминов – это не конкретизация музыкального языка, не подмена высоких музыкальных понятий бытовыми образами, а лишь способ помочь ребенку их понять и освоить (осмыслить, запомнить и применять).
Необходим «процесс культурных эмоций» (по выражению В. Кирюшина), т.к. именно через эмоциональную сферу формируется творчески мыслящая личность.
Педагоги –единомышленники
и психологи, объединившись вокруг
новаторской системы В. Кирюшина,
создали «Ассоциацию
Опираясь на психофизические закономерности восприятия музыки детьми дошкольного и младшего школьного возраста, В. Кирюшин и составители программы исходили из следующих положений:
Названные принципы, а также объем материала слуховой информации диктует основной способ преподнесения этого материала: накопление впечатлений и ощущений с постоянным повторением и закреплением пройденного, с доведением ощущений до уровня навыка.
Учебные пособия по сольфеджио, сборники развивающих песен и песен-правил, содержат материал, изложенный с учетом требований «Программы В. Кирюшина» по принципу комплексного обучения, основная задача которого — одновременное формирование всех музыкальных способностей учащихся: слуха (мелодического, гармонического и полифонического), памяти, чувства ритма, воссоздающего и творческого воображения, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Это требует от педагога строить урок таким образом, чтобы он содержал все разделы работы:
В. Кирюшин считает методически целесообразным воспитывать
весь комплекс музыкальных способностей в систематически усложняющихся упражнениях, поданных с активным применением игровых и творческих форм работы.
Комплексный подход проявляется
также в том, что все теоретические
темы каждого года обучения взаимосвязаны.
Так, вокально-интонационные
2.2.$1. Практическое
применение системы В.В.
Педагоги – последователи В. Кирюшина, берут за основу методические принципы его системы и, творчески переосмыслив, используют в своей работе.
Преподаватель ДШИ №1 г. Липецка
И.В. Лутов составил сборник песен
– правил в двух частях (по типу сборника
песен – правил В. Кирюшина), помогающих
запоминать, осознавать, использовать
и правила по музыкальной грамоте,
и определенные мелодические и ритмические
обороты, встречающиеся в песнях,
а также развивающих навык
чистого интонирования и умение
анализировать музыкальные
Преподаватель ДШИ №1 г. Данкова (Липецкой области) Л.Г. Чиликина составила авторский «Сборник ладо- интонационных упражнений», в котором представлены по выражению автора, «все музыкальные явления».
Автор обосновывает появление сборника, основываясь на утверждениях психологов Э. Ротенберга и В. Бондаренко о том, что основой прочного усвоения материала является умение мобилизовать образное мышление, творческое и воссоздающее воображение; а чтобы помочь памяти, создается «мнемоническая корзинка» (связь терминов с образами в сознании учащихся – по типу мифов – сказок В. Кирюшина). Представленные автором ладо – интонационное упражнение и призваны решать эти задачи.
Все упражнения и развивающие
песни сборника объединены сюжетом
в сказку (сюжет предлагали сами
учащиеся). В песнях используются ключевые
слова и ключевые интонации, встречающиеся
на протяжение всего учебного процесса.
Сборник построен по принципу постоянного
повторения материала, но с варьированием
(по пути усложнения). Это своего рода
«Музыкальный букварь», который изучается
в течение всего года (подготовительного
или первого класса). В конце
года проводится «Праздник прощания
с букварем», построенный на музыкальном
материале сборника. К сборнику прилагается
красочный наглядно – демонстрационный
дидактический материал, который
наряду с песнями и упражнениями
стимулирует эмоциональную
Преподаватель ДШИ №9 г. Липецка Т.И. Катанаева является автором обучающей сказки о гномиках-звониках по типу мифов – сказок В. Кирюшина, построенных на эмоционально – образном принципе обучения для начального этапа обучения (подготовительной группе или 1 класса).
Цель: через эмоционально
–образное восприятие облегчить
детям дошкольного и младшего
школьного возраста усвоение, осознание,
запоминание музыкальных
Стихотворный текст сказки заучивается постепенно: он разбит по урокам в соответствии с поурочными планами по мере необходимости прохождения тем (текст сказки см. в приложении 2).
Формы работы над сказкой проводятся следующие:
1.стихотворный текст
2.сольфеджирование текста
с показом ручных знаков по
системе Дж. Кервина (релятивная
система) по наглядному
Педагог побуждает учащегося к самостоятельному подбору эмоциональных характеристик всех ступеней лада, которые воспринимаются методом целостного охвата всех семи ступеней лада с обязательным доведением каждой из них до тоники. На первом году обучения дети осваивают темп: нотное письмо, ритм в музыке, лад, гамму, тональность, интервалы и аккорды.
Положительным и ценным действием
здесь является использование красочных,
профессионально выполненных
Текстовый и музыкальный материал сказки способствует интенсификации процесса начального обучения детей основам музыкального языка – в соответствии с требованиями программы В. Кирюшина. Кроме авторской сказки, Т. Катанаева использует методические и учебные пособия, разработанные В. Кирюшиным.
Итогом изучения и развития
принципа эмоционально – образного
обучения музыке, предложенного Кирюшиным,
для преподавателя ДШИ №6 г. Липецка
О.Е. Котовой явилось авторское
учебно-методическое пособие для
учащихся подготовительного или
первого класса ДМШ. Это рабочая
тетрадь – раскраска для
В Пособии предусмотрено «транспонирование музыки на язык изобразительного искусства» (по выражению польского педагога Евы Липски), — т.е. решение проблемы интеграции музыкального и изобразительного творчества детей в соответствии с требованиями программы В. Кирюшина.
Задача пособия: на основе игрового метода обучения легко и прочно привить детям навыки нотного письма, чтения нотного текста, усвоения основных музыкальных терминов; элементарной импровизации и сочинительства. Пособие предполагает раскрыть творческие способности ребенка, развить наблюдательность, внимание, мышление, память и тем самым достичь основную цель сольфеджио – подготовить ум ребенка к исполнению музыкального материала, реализуя логическую мыслительную цепочку: «слышу, вижу – запоминаю, знаю – воспроизвожу (пою, играю, сочиняю)».
Пособие состоит из двух частей:
I часть. Темы: средства
музыкальной выразительности;
II часть. Темы: лад; тональность;
транспозиция; одноголосье, многоголосье,
аккомпанемент, обращение
В Приложении к пособию даны рекомендации и примеры написания диктантов; краткий словарь музыкальных терминов; музыкально – дидактические пособия и игры; музыкальные кроссворды; музыкальные сказки.
Авторское пособие О. Котовой
позволяет интенсифицировать
2.2.$2. Методика эмоционально
– образного обучения в
хоровом воспитании детской школы искусств.
Взяв за основу методические принципы «системы эмоционально-образного обучения В. Кирюшина», посетив занятия педагогов г. Липецка, работающих по этой системе и проработав их авторскую методику, мы сочли необходимым применять и развивать методические принципы В. Кирюшина в своей работе.
В качестве педагогического
эксперимента секции теоретического отделения
ДШИ №6 г. Липецка нами была предложена
собственная оригинальная методика
работы с детьми по формированию певческих
навыков с позиций
В соответствии с программой В. Кирюшина мы осуществляем комплексный подход к обучению пению, которое предусматривает развитие всех компонентов музыкальных способностей.
Для реализации комплексного метода обучения мы разработали: