Педагогические особенности эмоционально – образного обучения на основе системы В.В. Кирюшина в детской школе искусств.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработать методику эмоционально — образного обучения для хорового класса детской школы искусств на основе системы В.В.Кирюшина.
Достижением указанной цели было намечено решить следующие
задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу;
2) выявить теоретические основы эмоционально — образного обучения детей младшего школьного возраста;
3) изучить психологию восприятия младших школьников;
4) выявить педагогические особенности эмоционально — образного обучения в работе с хором младших школьников;
5) разработать методику эмоционально — образного обучения в хоровом классе;
6) установить эффективность методики эмоционально-образного обучения в хоровом классе.

Файлы: 1 файл

семинар.docx

— 105.49 Кб (Скачать файл)

7. Содержание тем.

Тема 1.

2 класс: Продолжение развития навыков певческого дыхания:

смена дыхания в процессе пения; различные приемы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное – в медленных). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

3 класс: Выработка «цепного» дыхания. Развитие умения пения с правильной сменой дыхания на примере произведений с выдержанными звуками и замедлением темпа как в середине формы, так и в конце.

4 класс: выработка умения задерживать дыхание перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Пение произведений целиком на «цепном» дыхании.

Литература 1,2,6,7,8,15,18.

Тема 2

2 класс: Продолжение формирования навыков звукообразования. Развитие дикции. Гласные и согласные – их роль в пении.

3 класс: Устойчивая крупная артикуляция, академическое («округлое») пение. Умение исполнения с переносом последнего согласно звука слова к первому согласному звуку следующего слова.

4 класс: Дальнейшее развитие дикции: сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.

Литература 2,4,5,7,13,15,17,20.

Тема 3

2 класс: Развитие навыков звуковедения: пение нон легато и легато на нюансах меццо-пиано и меццо-форте. Освоение исполнения штриха стаккато.

3 класс: Четкое исполнение стаккато. Развитие пения на штрихе маркато.

4 класс: Умение пения легато на динамике форте и стаккато на динамике пиано.

Литература: 4,5,6,7,9,13,14,15.

Тема 4

2 класс: Интонирование попевок с транспонированием на малую секунду вверх и вниз.

3 класс: Упражнения на подстройку интервалов к нижнему или верхнему звукам; подстройка звуков к трезвучиям и их обращениям (в чистом строе) с малым септаккордам.

4 класс: Интонирование диатонических примеров на фоне остинантной тонической или доминантной квинты.

Литература: 2,5,7,8,12,15,16,17,19,20.

Тема 5

2 класс: Развитие музыкальной памяти: а) запоминание мелодий в упражнениях на нейтральный слог (1-2 такта); б) запоминание на слух песенного материала и дальнейшее его воспроизведение со словами; в) дальнейшее разучивание песен-правил.

3 класс: Запоминание мелодий в более быстрых темпах с более сложный ритмическими рисунками; запоминание небольших мелодий (до 10-12 звуков) на нейтральных слог.

4 класс: Запоминание песен в быстрых темпах со сложным ритмом в форме периода или 2-частной форме. Запоминание мелодий (до 15-20 звуков) на нейтральный слог.

Литература: 1,12,13,15,16,17,18.

Тема 6

2 класс: Пение упражнений для развития слуха, мышления, памяти В.Кирюшина под фонограмму с голосом певца и без нег. Пение нотами по партитурам разучиваемых произведений.

3 класс: Дальнейшее исполнение упражнений В.Кирюшина. Сольмизация и сольфеджирование разучиваемых песен.

4 класс: Сольфеджирование и сольмизация в быстрых темпах упражнений В.Кирюшина и разучиваемых песен.

Литература 12,13,14,15,16,18,19.

Тема 7

2 класс: Исполнение 2-голосных упражнений с воспроизведением голосом I партии и отстукиванием рукой ритмического рисунка II партии и наоборот.

3 класс: Интонирование 2-голосных примеров, состоящих из диатонических попевок с переключением из голоса в голос («мелодическая линия»). Интонирование 2-голосных примеров в подвижных темпах с отстукиванием ритмического рисунка II партии.

4 класс:

Интонирование диатонических 2-голосных примеров на различных аккордах тоники, доминанты и субдоминанты; их ритмическое сопровождение двумя  руками (II и III партии). Устойчивое владение навыками 2-голосного пения без  сопровождения.

Литература: 12,13,15,16,17,18,19.

Тема 8

2 класс: Усложнение ритмического рисунка в упражнениях и песнях: с применением пунктирного ритма, шестнадцатых длительностей в подвижных темпах.

3 класс: Усложнение ритма синкопами. Выработка ритмической устойчивости во всех темпах.

4 класс: Дальнейшее развитие чувства ритма: отстукивание одновременно каждой рукой различных усложненных ритмических рисунков на схематичных примерах, в вокально-интонационных упражнениях и на примерах разучиваемого материала.

Литература: 2,3,8,12,13,16,17,18,19.

Тема 9

2 класс: Исполнение детского репертуара ярко эмоциональных народных песен и произведений современных композиторов соответствующего уровня (разучивание только по нотам).

3 класс: Пение произведений классики. Исполнение песен контрастного содержания.

4 класс: Выразительное и эмоциональное зачитывание словесного текста произведений каждым учащимся, а затем педагогом. Разучивание песен 2-3-частных форм с контрастным характером частей.

Литература: 1,3,4,7,9,11,12,14.19.

Тема 10

2 класс, 3 класс, 4 класс:  Закрепление всех полученных и освоенных навыков на основе изученного песенного материала. Исполнение песенного репертуара учащимися и оценка их знаний педагогом – на контрольных уроках, открытых уроках и отчетных концертных выступлениях.

Литература: 1,3,5,7,14,17,19.

8. Литература:

  1. С.Попов – «Организационные и методические основы работы в самодеятельном хоре», М., 1961.
  2. Л.Шамина – «Работа с самодеятельным хором», М., «Музыка», 1988.
  3. П.Левандо – «Могучая сила воспитания», М., 1978.
  4. М.Локшин — «Работа в хоре, М., «Профиздат», 1964.
  5. В.Живов – «Хоровой коллектив», М., 1976.
  6. В.Краснощеков – «Вопросы хороведения», М., «Музыка», 1968.
  7. С.Казпчков – «От урока к концерту», Казань, 1990.
  8. В.Соколов – «Работа с хором», М., «Музыка», 1967.
  9. П.Чесноков – «Хор и управление им», М., 1968.
  10. Д.Чабанный – «Самодеятельный хоровой коллектив», Л., 1980.
  11. Д.Чабанный – «Организация творческого и воспитательного процесса, Л., 1980.
  12. .Кирюшин – «Развивающие песни», М., 1997.
  13. В.Кирюшин – «Песни-правила», М., 1995.
  14. В.Кирюшин – «Эмоционально-образный анализ развивающих песен», М., 1993.
  15. Л.Абелян – «Как Рыжик научился петь», М., «Композитор», 1993.
  16. Н.Ветлугина – «Музыкальный букварь», М., 1988.
  17. Г.Струве – «Ступеньки музыкальной грамотности», С.-П., 1999.
  18. И.Лутов – «Музыкальные примеры на уроках сольфеджио», Липецк, 1998.
  19. Различные сборники русских народных песен.
  20. Авторские упражнения.

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На основании проведенного педагогического эксперимента,

суммируя анкетные данные откликов детей о музыкальной  сказке, поставленной с учетом методических принципов В.В. Кирюшина, а также  анализируя данные наблюдений за развитием  певческих навыков на основе эмоционально-образного  обучения из нашего журнала диагностики  следует определить, что нетрадиционный подход к обучению, простроенный по принципу воздействия на эмоционально-образную сферу детей, дает высокие результаты в обучении музыке и в частности  – хоровому искусству.

Большинство учащихся первого  класса (около 75%), осознали и практически  освоили всю программу, предусмотренную  для первого года обучения, научившись тем самым таким певческим  навыкам, как плавное звуковедение, крупная артикуляция, четкая дикция, пение на вдохе и др. У такого же количества детей хорошо развился музыкальный слух, благодаря чему у них улучшилась чистота интонации, развился гармонический слух, о чем  свидетельствует уверенное исполнение двухголосных упражнений и произведений.

Таким образом, результаты проведенного педагогического эксперимента указывают  на то, чтобы данная авторская методика, основанная на принципе эмоционально-образного  воздействия, повышает эффективность  обучения, а также активизирует и  интенсифицирует обучение в хоровом  классе детской школы искусств. Это  позволяет предположить в дальнейшей перспективе широкое применение альтернативной методики в практике музыкального образования.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Л.М.Абелян – «Как Рыжик научился петь»: М., «Композитор», 1993.
  2. Л.Н.Алексеева – «Музыкальная азбука»; М., «Баллас», 1998.
  3. Л.Н.Алексеева – «Введение в музыкальную грамоту»; «Музыкальная грамота в нотных прописях»; М., Московская государственная консерватория, 1998.
  4. А.О.Апраксина – Сборник статей; М., 1987, вып. 11,15,16.
  5. Д.Артоболевская – «Первая встреча с музыкой»; М., «Советский композитор», 1989.
  6. Ш.А.Амонашвили – «Гуманно-личностный подход к детям», ”Избранные психологические труды” под ред. Д.И.Фельдштейна; М.- Воронеж, 1998.
  7. «Актуальные проблемы музыкальной педагогики» – выступление различных педагогов на научной конференции; М., 1995.
  8. А.В.Барабошкина, Н.Х.Боголюбова – «Музыкальная грамота»; М., «Музыка», 1976.
  9. Н.Г.Ветлугина – «Музыкальный букварь»; М., 1988.
  10. П.В.Вейс – «Ступеньки в музыку»; М., «Советский композитор», 1980.
  11. Л.С.Выготский – «Детская психология», Собрание социнений в 6 томах; М., 1984, т.4.
  12. Л.С.Выготский – «Воображение и творчество в детском возрасте», М., 1967.
  13. Л.С.Выготский – «Обучение и развитие в дошкольном возрасте», М., 1956.
  14. Л.С.Выготский – «Лекции по психологии»; С.-П., «Союз», 1999.
  15. Под ред. А.Л.Готсдинера – «Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества», Сборник статей; Л., «Музыка», 1981.
  16. Е.В.Давыдова – «Методика преподавания сольфеджио», М., «Музыка», 1968.
  17. Под ред. В.В.Давыдова – «Психическое развитие младших школьников», М., «Педагогика», 1990.
  18. В.Г.Игнатьев; Л.В.Игнатьева – “Я музыкантом стать хочу»; Л., «Советский композитор», 1989.
  19. П.Полонский – «Психология младшего школьника», М., — Воронеж, «Избранные психологические труды» под ред. А.И.Липкиной, Т.Д. Марцинковской; 1997.
  20. В.В.Кирюшин – «Развивающие песни»; М., 1997.
  21. В.В.Кирюшин – «Песни-правила»; М., 1995
  22. В.В.Кирюшин – «Эмоционально-образный анализ развивающих песен»; М., 1993.
  23. В.Л.Кириллова, В.Н.Попова –“ Сольфеджио», М., 1987.
  24. Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько – «О психологии детей шестилетнего возраста»; М., «Просвещение, 1988.
  25. А.Я.Куруле – «Обучение шестилетних детей в школе», М., 1984.
  26. А.Леонтьева – «Музыкальный букварь»; Саратов, «Лицей», 1999.
  27. Л.В.Лункевич и др. – «Музыка»; М., «Акф», 1997.
  28. И.В.Лутов – «Музыкальные примеры на уроках сольфеджио»; Липецк, 1998.
  29. Б.С.Мейлах, Н.А.Хренов – «Психология процессов художественного творчества», Л., «Наука», 1980.
  30. В.С.Мухина – «Шестилетний ребенок в школе», М., 1986.
  31. «Музыка в школе» – журнал; М., «Музыка», 1985, № 1, 1987 № 4, 2000 №1.
  32. «Музыкальная жизнь» – журнал; М.,»Музыка»; 1984 № 8, 1983 № 21, 1990 № 21, 1994 № 1.
  33. З.Н.Новлянская – «Почему дети фантазируют», М., 1978.
  34. Ю.А.Полуянов – «Воображение и способности», М., 1982.
  35. Дж.Родари – «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй»; перев. с итал., М., 1978.
  36. Е.И.Рогов – «Эмоции и воля»; М., «Владос», 1999.
  37. Г.А.Струве – «Ступени музыкальной грамотности»; С.-П., 1999.
  38. Г.П.Стулова – «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М., «Прометей», МПГУ им.В.И.Ленина, 1992.
  39. Под ред. Н.В.Седж – «Игры и упражнения в обучении шестилеток», Минск, 1985.
  40. А.Э.Симоновский – «Развитие творческого мышления детей», Ярославль, «Академия развития», 1996.
  41. Б.М.Теплов – «Психология и психофизиология индивидуальных различий»; «Избранные психологические труды» под ред. М.Г.Ярошевского; М.-Воронеж, 1998.
  42. Б.М.Теплов – «Избранные труды» в 2-х томах; М., 1967, т.1.
  43. Под ред. А.Г.Хрипковой – «Младший школьник», «Мир детства»; М., 1981.
  44. Т.В.Челышева – «Спутник учителя музыки», М., «Просвещение», 1993.
  45. В.Д.Шадриков, Л.В.Черемошкина – «Мнемонические способности: развитие и диагностика», М., «Педагогика», 1990.
  46. Г.И.Шатковский – «Развитие музыкального слуха»; М., «Музыка», 1996.
  47. Л.В.Школяр, М.С.Красильникова и др. – «еория и методика музыкального образования детей», М., «Флинта-Наук», 1999.
  48. Д.Б.Эльконин – «Психология обучения младшего школьника», М., 1974.
  49. П.М.Якобсон – «Эмоциональная жизнь школьника», М., «Просвещение», 1966, «Музыка», 1966.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

№1. Примеры из сборника И.В. Лутова «Музыкальные примеры на уроках сольфеджио».

№2. Музыкально – дидактическая  сказка «Звон – город» Т.Г. Катанаевой.

№3. Авторские обучающие песни – упражнения.

№4. Авторские наглядно –  демонстрационные дидактические пособия.

№5. Авторский журнал диагностики  развития музыкальных способностей учащихся на примере одной из младших  групп хора.

№6. Опрос – анкета.

 

 

[1] Е.В. Давыдова. «Методика преподавания сольфеджио»; М., «Музыка»,1968 г., стр. 10.

[2] В.Л. Кириллова, В.Н. Попова. «Сольфеджио». М., 1987г., стр. 7.

[3] Е.В. Давыдова. «Методика преподавания сольфеджио»; М., «Музыка»,1968 г., стр. 11.

[4] Г.И. Шатковский. «Развитие музыкального слуха». М., «Музыка», 1996г., стр.16.

5 В.В. Кирюшин – «Эмоционально – образный анализ песен»; М., 1997, с.47.

Ссылки

  • Plugins
  • Suggest Ideas
  • Support Forum
  • Themes
  • WordPress Blog
  • WordPress Planet
  • Документы

© Copyright 2012 - Школа вокала Марины Бирюковой

Retina Theme by WPAisle ⋅ WordPress


Информация о работе Педагогические особенности эмоционально – образного обучения на основе системы В.В. Кирюшина в детской школе искусств.