Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:27, дипломная работа
Цель исследования: разработать методику эмоционально — образного обучения для хорового класса детской школы искусств на основе системы В.В.Кирюшина.
Достижением указанной цели было намечено решить следующие
задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу;
2) выявить теоретические основы эмоционально — образного обучения детей младшего школьного возраста;
3) изучить психологию восприятия младших школьников;
4) выявить педагогические особенности эмоционально — образного обучения в работе с хором младших школьников;
5) разработать методику эмоционально — образного обучения в хоровом классе;
6) установить эффективность методики эмоционально-образного обучения в хоровом классе.
7. Содержание тем.
Тема 1.
2 класс: Продолжение развития навыков певческого дыхания:
смена дыхания в процессе пения; различные приемы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное – в медленных). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.
3 класс: Выработка «цепного» дыхания. Развитие умения пения с правильной сменой дыхания на примере произведений с выдержанными звуками и замедлением темпа как в середине формы, так и в конце.
4 класс: выработка умения задерживать дыхание перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Пение произведений целиком на «цепном» дыхании.
Литература 1,2,6,7,8,15,18.
Тема 2
2 класс: Продолжение формирования навыков звукообразования. Развитие дикции. Гласные и согласные – их роль в пении.
3 класс: Устойчивая крупная артикуляция, академическое («округлое») пение. Умение исполнения с переносом последнего согласно звука слова к первому согласному звуку следующего слова.
4 класс: Дальнейшее развитие дикции: сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.
Литература 2,4,5,7,13,15,17,20.
Тема 3
2 класс: Развитие навыков звуковедения: пение нон легато и легато на нюансах меццо-пиано и меццо-форте. Освоение исполнения штриха стаккато.
3 класс: Четкое исполнение стаккато. Развитие пения на штрихе маркато.
4 класс: Умение пения легато на динамике форте и стаккато на динамике пиано.
Литература: 4,5,6,7,9,13,14,15.
Тема 4
2 класс: Интонирование попевок с транспонированием на малую секунду вверх и вниз.
3 класс: Упражнения на подстройку интервалов к нижнему или верхнему звукам; подстройка звуков к трезвучиям и их обращениям (в чистом строе) с малым септаккордам.
4 класс: Интонирование диатонических примеров на фоне остинантной тонической или доминантной квинты.
Литература: 2,5,7,8,12,15,16,17,19,20.
Тема 5
2 класс: Развитие музыкальной памяти: а) запоминание мелодий в упражнениях на нейтральный слог (1-2 такта); б) запоминание на слух песенного материала и дальнейшее его воспроизведение со словами; в) дальнейшее разучивание песен-правил.
3 класс: Запоминание мелодий в более быстрых темпах с более сложный ритмическими рисунками; запоминание небольших мелодий (до 10-12 звуков) на нейтральных слог.
4 класс: Запоминание песен в быстрых темпах со сложным ритмом в форме периода или 2-частной форме. Запоминание мелодий (до 15-20 звуков) на нейтральный слог.
Литература: 1,12,13,15,16,17,18.
Тема 6
2 класс: Пение упражнений для развития слуха, мышления, памяти В.Кирюшина под фонограмму с голосом певца и без нег. Пение нотами по партитурам разучиваемых произведений.
3 класс: Дальнейшее исполнение упражнений В.Кирюшина. Сольмизация и сольфеджирование разучиваемых песен.
4 класс: Сольфеджирование и сольмизация в быстрых темпах упражнений В.Кирюшина и разучиваемых песен.
Литература 12,13,14,15,16,18,19.
Тема 7
2 класс: Исполнение 2-голосных упражнений с воспроизведением голосом I партии и отстукиванием рукой ритмического рисунка II партии и наоборот.
3 класс: Интонирование 2-голосных примеров, состоящих из диатонических попевок с переключением из голоса в голос («мелодическая линия»). Интонирование 2-голосных примеров в подвижных темпах с отстукиванием ритмического рисунка II партии.
4 класс:
Интонирование диатонических
2-голосных примеров на различных аккордах
тоники, доминанты и субдоминанты;
их ритмическое сопровождение
Литература: 12,13,15,16,17,18,19.
Тема 8
2 класс: Усложнение ритмического рисунка в упражнениях и песнях: с применением пунктирного ритма, шестнадцатых длительностей в подвижных темпах.
3 класс: Усложнение ритма синкопами. Выработка ритмической устойчивости во всех темпах.
4 класс: Дальнейшее развитие чувства ритма: отстукивание одновременно каждой рукой различных усложненных ритмических рисунков на схематичных примерах, в вокально-интонационных упражнениях и на примерах разучиваемого материала.
Литература: 2,3,8,12,13,16,17,18,19.
Тема 9
2 класс: Исполнение детского репертуара ярко эмоциональных народных песен и произведений современных композиторов соответствующего уровня (разучивание только по нотам).
3 класс: Пение произведений классики. Исполнение песен контрастного содержания.
4 класс: Выразительное и эмоциональное зачитывание словесного текста произведений каждым учащимся, а затем педагогом. Разучивание песен 2-3-частных форм с контрастным характером частей.
Литература: 1,3,4,7,9,11,12,14.19.
Тема 10
2 класс, 3 класс, 4 класс: Закрепление всех полученных и освоенных навыков на основе изученного песенного материала. Исполнение песенного репертуара учащимися и оценка их знаний педагогом – на контрольных уроках, открытых уроках и отчетных концертных выступлениях.
Литература: 1,3,5,7,14,17,19.
8. Литература:
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На основании проведенного педагогического эксперимента,
суммируя анкетные данные откликов детей о музыкальной сказке, поставленной с учетом методических принципов В.В. Кирюшина, а также анализируя данные наблюдений за развитием певческих навыков на основе эмоционально-образного обучения из нашего журнала диагностики следует определить, что нетрадиционный подход к обучению, простроенный по принципу воздействия на эмоционально-образную сферу детей, дает высокие результаты в обучении музыке и в частности – хоровому искусству.
Большинство учащихся первого
класса (около 75%), осознали и практически
освоили всю программу, предусмотренную
для первого года обучения, научившись
тем самым таким певческим
навыкам, как плавное звуковедение,
крупная артикуляция, четкая дикция,
пение на вдохе и др. У такого
же количества детей хорошо развился
музыкальный слух, благодаря чему
у них улучшилась чистота интонации,
развился гармонический слух, о чем
свидетельствует уверенное
Таким образом, результаты проведенного педагогического эксперимента указывают на то, чтобы данная авторская методика, основанная на принципе эмоционально-образного воздействия, повышает эффективность обучения, а также активизирует и интенсифицирует обучение в хоровом классе детской школы искусств. Это позволяет предположить в дальнейшей перспективе широкое применение альтернативной методики в практике музыкального образования.
ЛИТЕРАТУРА.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
№1. Примеры из сборника И.В. Лутова «Музыкальные примеры на уроках сольфеджио».
№2. Музыкально – дидактическая сказка «Звон – город» Т.Г. Катанаевой.
№3. Авторские обучающие песни – упражнения.
№4. Авторские наглядно – демонстрационные дидактические пособия.
№5. Авторский журнал диагностики развития музыкальных способностей учащихся на примере одной из младших групп хора.
№6. Опрос – анкета.
[1] Е.В. Давыдова. «Методика преподавания сольфеджио»; М., «Музыка»,1968 г., стр. 10.
[2] В.Л. Кириллова, В.Н. Попова. «Сольфеджио». М., 1987г., стр. 7.
[3] Е.В. Давыдова. «Методика преподавания сольфеджио»; М., «Музыка»,1968 г., стр. 11.
[4] Г.И. Шатковский. «Развитие музыкального слуха». М., «Музыка», 1996г., стр.16.
5 В.В. Кирюшин – «Эмоционально – образный анализ песен»; М., 1997, с.47.
Ссылки
© Copyright 2012 - Школа вокала Марины Бирюковой
Retina Theme by WPAisle ⋅ WordPress