Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:32, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть пути формирования интереса к музыке у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательная работа с учащимися младших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию интереса к музыке у учащихся 1 -4 классов общеобразовательной школы.
Введение…………………………………………………….…....................3
1. Понятие интереса в психолого-педагогической литературе.……….6
2.Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в воспитании интереса к музыке………………………………………………….14
3.Пути формирования интереса к музыке у младших школьников………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы………..……………………………………………...30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А.БУНИНА»
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ, МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Курсовая работа
Развитие интереса к музыке у детей младшего школьного возраста
Выполнила студентка группы МП-41
Дудина Ангелина Владимировна
Научный руководитель
Падалко Ольга Васильевна
Елец - 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………….…
1. Понятие интереса в психолого-педагогической литературе.……….6
2.Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в воспитании интереса к музыке………………………………………………….14
3.Пути формирования интереса 
к музыке у младших школьников……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………..……………………
ВВЕДЕНИЕ
В связи с принципиальной перестройкой 
жизни общества возрастает роль музыкального 
образования школьников как важного 
фактора формирования и развития 
художественной культуры личности. Школьное 
музыкальное образование 
На современном этапе развития общества проблема формирования у детей интереса к музыке в процессе их образования приобретает все большую актуальность. В решении этой проблемы заключен целый комплекс вопросов, актуальных проблем, привлекающих сегодня внимание социологов, философов, исследователей культуры, музыковедов, композиторов, исполнителей, журналистов, музыкальных и литературных критиков.
За последнее десятилетие 
В научной литературе существуют различные 
подходы к решению проблемы формирования 
интересов личности. Социальные основы 
теории интереса рассматривают многие 
философы и социологи :А.С.Айзикович, 
Л.М.Архангельский, Г.А.Логинова, Г.Е.Глезерман, 
Г.П.Карамышев, М.И.Здравомыслов, Г.И.Гак, 
В.Г.Нестеров и др. Условия и механизмы 
возникновения интересов и 
Развитие идеи музыкального воспитания 
подрастающего поколения в 
В теории музыкальной социологии и педагогики понятие интереса рассматривается в различных аспектах. Социально-психологический анализ интереса к музыкальному искусству больших и малых социальных групп рассматривают А.Н.Сохор, Е.Я.Бурлина и др., пути развития музыкального интереса школьников разных возрастных групп - Ю.Б.Алиев, А.Н.Малюков, Т.П.Плеснина, А.И.Паламарчук, Л.Л.Куприянова, Е.Н.Ценкова и др. Общие вопросы формирования музыкально-эстетического интереса школьников изучают Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Н.Л Гродзенская, Е.Я.Гембицкая, В.Н.Шацкая, Н.Н.Гришанович, В.К.Белобородова.
Анализ литературы в избранной 
нами для исследования области педагогической 
науки и практики показал, что 
авторы научных трудов и публикаций 
по данной проблеме указывают самые 
разные пути и формы ее решения 
через формирование навыков полноценного 
восприятия музыки (М.Ю.Самакаева), использование 
различных видов музыкальной 
деятельности в обучении школьников 
1-2-х классов (А.И.Паламарчук), применение 
проблемно-творческого подхода 
Цель исследования: раскрыть пути формирования интереса к музыке у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательная работа с учащимися младших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию интереса к музыке у учащихся 1 -4 классов общеобразовательной школы.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1) раскрыть содержание понятия «интерес к музыке»;
2) определить критерии, показатели 
и уровни сформированности 
3) выявить особенности методики 
преподавания музыки, способствующие 
формированию интереса к 
При проведении исследования использовались методы:
- теоретического анализа и 
- наблюдения.
1. Понятие интереса в 
психолого-педагогической 
Одной из форм общественной направленности личности является интерес. По определению, данному в Советском энциклопедическом словаре, интерес становится «реальной причиной социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т.п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, классов» [15,102].Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности, но далеко не все становится его интересом, а лишь то, что для него имеет необходимость и значимость. По определению ПаламарчукаА.И., интерес – это «единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта» [13,6].
Рассматривая интерес 
как педагогическую проблему, через 
призму ценностей, исследователи [4,13,20]
Как сложное и очень 
значимое для человека образование, 
интерес имеет множество 
-избирательная направленность внимания человека;
-проявление его умственной и эмоциональной активности;
-активатор разнообразных чувств;
-особый сплав эмоционально 
- волевых и интеллектуальных 
процессов, повышающий 
-активное познавательное, эмоционально - познавательное отношение человека к миру;
-структура, состоящая из потребностей;
-специфическое отношение 
личности к объекту, вызванное 
сознанием его жизненного 
Для нашего исследования наиболее 
близко определение интереса как 
особого сплава эмоционально - волевых 
и интеллектуальных процессов, повышающего 
активность сознания и деятельности 
человека. Это связано с тем, что 
с развитием общей 
Нас интересуют возможности 
использования интереса как основы 
гармоничного сочетания умственного 
и физического развития, нравственной 
чистоты и эстетического 
Как считают М.В.Гамезо и И.А.Домашенко, интерес – «одна их форм направленности личности, окрашенная положительной эмоцией, связана с проявлением познавательной потребности»[4,61].Одной из самых значительных областей общего феномена «интерес» является «познавательный интерес», приобретающий особое значение в школьном возрасте. В школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира: происхождение, развитие, закономерности и особенности изучения.
Познавательный интерес 
- важнейшая область феномена интереса. 
Его предметом является самое 
значительное свойство человека: «познавать 
окружающий мир не только с целью 
биологической и социальной ориентировки 
в действительности, но в самом 
существенном отношении человека к 
миру - в стремлении проникать в 
его многообразие, отражать в сознании 
сущностные стороны, причинно - следственные 
связи, закономерности, противоречивость». 
В познавательном интересе, направленном 
на отражение сущностных сторон действительности, 
заключены возможности 
Как отмечают исследователи, познавательный интерес - явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волновать и переживать, увлеченно работать над учебной задачей[10,14,18.20].
Познавательный интерес 
становится ценнейшем мотивом 
1. Познавательный интерес 
раньше других мотивов 
2. Познавательный интерес 
в сравнении с другими 
3. Познавательный интерес 
(как мотив) более доступен 
для наблюдения. Его легче обнаружить, 
распознать, вызвать. А следовательно, 
легче управлять его 
4. Познавательный интерес 
как мотив личности побуждает 
школьника заниматься 
5. Познавательный интерес 
является звеном в системе 
мотивации и не обособлен от 
других мотивов, которыми 
Так, проникая в сущность познавательного интереса, устанавливая его наиболее значительные стороны, мы все более отчетливо видим его роль в обучении и воспитании:
будучи средством обучения, он обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков;
являясь мотивом учения и деятельности, познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. Становясь устойчивой чертой характера школьника, познавательный интерес способствует формированию личности, необходимой нашему обществу,- пытливой, активной, ищущей, творческой.
Информация о работе Развитие интереса к музыке у детей младшего школьного возраста