Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:32, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть пути формирования интереса к музыке у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательная работа с учащимися младших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию интереса к музыке у учащихся 1 -4 классов общеобразовательной школы.
Введение…………………………………………………….…....................3
1. Понятие интереса в психолого-педагогической литературе.……….6
2.Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в воспитании интереса к музыке………………………………………………….14
3.Пути формирования интереса к музыке у младших школьников………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы………..……………………………………………...30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А.БУНИНА»
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ, МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Курсовая работа
Развитие интереса к музыке у детей младшего школьного возраста
Выполнила студентка группы МП-41
Дудина Ангелина Владимировна
Научный руководитель
Падалко Ольга Васильевна
Елец - 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………….…
1. Понятие интереса в психолого-педагогической литературе.……….6
2.Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в воспитании интереса к музыке………………………………………………….14
3.Пути формирования интереса
к музыке у младших школьников……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………..……………………
ВВЕДЕНИЕ
В связи с принципиальной перестройкой
жизни общества возрастает роль музыкального
образования школьников как важного
фактора формирования и развития
художественной культуры личности. Школьное
музыкальное образование
На современном этапе развития общества проблема формирования у детей интереса к музыке в процессе их образования приобретает все большую актуальность. В решении этой проблемы заключен целый комплекс вопросов, актуальных проблем, привлекающих сегодня внимание социологов, философов, исследователей культуры, музыковедов, композиторов, исполнителей, журналистов, музыкальных и литературных критиков.
За последнее десятилетие
В научной литературе существуют различные
подходы к решению проблемы формирования
интересов личности. Социальные основы
теории интереса рассматривают многие
философы и социологи :А.С.Айзикович,
Л.М.Архангельский, Г.А.Логинова, Г.Е.Глезерман,
Г.П.Карамышев, М.И.Здравомыслов, Г.И.Гак,
В.Г.Нестеров и др. Условия и механизмы
возникновения интересов и
Развитие идеи музыкального воспитания
подрастающего поколения в
В теории музыкальной социологии и педагогики понятие интереса рассматривается в различных аспектах. Социально-психологический анализ интереса к музыкальному искусству больших и малых социальных групп рассматривают А.Н.Сохор, Е.Я.Бурлина и др., пути развития музыкального интереса школьников разных возрастных групп - Ю.Б.Алиев, А.Н.Малюков, Т.П.Плеснина, А.И.Паламарчук, Л.Л.Куприянова, Е.Н.Ценкова и др. Общие вопросы формирования музыкально-эстетического интереса школьников изучают Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Н.Л Гродзенская, Е.Я.Гембицкая, В.Н.Шацкая, Н.Н.Гришанович, В.К.Белобородова.
Анализ литературы в избранной
нами для исследования области педагогической
науки и практики показал, что
авторы научных трудов и публикаций
по данной проблеме указывают самые
разные пути и формы ее решения
через формирование навыков полноценного
восприятия музыки (М.Ю.Самакаева), использование
различных видов музыкальной
деятельности в обучении школьников
1-2-х классов (А.И.Паламарчук), применение
проблемно-творческого подхода
Цель исследования: раскрыть пути формирования интереса к музыке у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательная работа с учащимися младших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию интереса к музыке у учащихся 1 -4 классов общеобразовательной школы.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1) раскрыть содержание понятия «интерес к музыке»;
2) определить критерии, показатели
и уровни сформированности
3) выявить особенности методики
преподавания музыки, способствующие
формированию интереса к
При проведении исследования использовались методы:
- теоретического анализа и
- наблюдения.
1. Понятие интереса в
психолого-педагогической
Одной из форм общественной направленности личности является интерес. По определению, данному в Советском энциклопедическом словаре, интерес становится «реальной причиной социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т.п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, классов» [15,102].Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности, но далеко не все становится его интересом, а лишь то, что для него имеет необходимость и значимость. По определению ПаламарчукаА.И., интерес – это «единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта» [13,6].
Рассматривая интерес
как педагогическую проблему, через
призму ценностей, исследователи [4,13,20]
Как сложное и очень
значимое для человека образование,
интерес имеет множество
-избирательная направленность внимания человека;
-проявление его умственной и эмоциональной активности;
-активатор разнообразных чувств;
-особый сплав эмоционально
- волевых и интеллектуальных
процессов, повышающий
-активное познавательное, эмоционально - познавательное отношение человека к миру;
-структура, состоящая из потребностей;
-специфическое отношение
личности к объекту, вызванное
сознанием его жизненного
Для нашего исследования наиболее
близко определение интереса как
особого сплава эмоционально - волевых
и интеллектуальных процессов, повышающего
активность сознания и деятельности
человека. Это связано с тем, что
с развитием общей
Нас интересуют возможности
использования интереса как основы
гармоничного сочетания умственного
и физического развития, нравственной
чистоты и эстетического
Как считают М.В.Гамезо и И.А.Домашенко, интерес – «одна их форм направленности личности, окрашенная положительной эмоцией, связана с проявлением познавательной потребности»[4,61].Одной из самых значительных областей общего феномена «интерес» является «познавательный интерес», приобретающий особое значение в школьном возрасте. В школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира: происхождение, развитие, закономерности и особенности изучения.
Познавательный интерес
- важнейшая область феномена интереса.
Его предметом является самое
значительное свойство человека: «познавать
окружающий мир не только с целью
биологической и социальной ориентировки
в действительности, но в самом
существенном отношении человека к
миру - в стремлении проникать в
его многообразие, отражать в сознании
сущностные стороны, причинно - следственные
связи, закономерности, противоречивость».
В познавательном интересе, направленном
на отражение сущностных сторон действительности,
заключены возможности
Как отмечают исследователи, познавательный интерес - явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волновать и переживать, увлеченно работать над учебной задачей[10,14,18.20].
Познавательный интерес
становится ценнейшем мотивом
1. Познавательный интерес
раньше других мотивов
2. Познавательный интерес
в сравнении с другими
3. Познавательный интерес
(как мотив) более доступен
для наблюдения. Его легче обнаружить,
распознать, вызвать. А следовательно,
легче управлять его
4. Познавательный интерес
как мотив личности побуждает
школьника заниматься
5. Познавательный интерес
является звеном в системе
мотивации и не обособлен от
других мотивов, которыми
Так, проникая в сущность познавательного интереса, устанавливая его наиболее значительные стороны, мы все более отчетливо видим его роль в обучении и воспитании:
будучи средством обучения, он обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков;
являясь мотивом учения и деятельности, познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. Становясь устойчивой чертой характера школьника, познавательный интерес способствует формированию личности, необходимой нашему обществу,- пытливой, активной, ищущей, творческой.
Информация о работе Развитие интереса к музыке у детей младшего школьного возраста