Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:32, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть пути формирования интереса к музыке у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательная работа с учащимися младших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию интереса к музыке у учащихся 1 -4 классов общеобразовательной школы.
Введение…………………………………………………….…....................3
1. Понятие интереса в психолого-педагогической литературе.……….6
2.Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в воспитании интереса к музыке………………………………………………….14
3.Пути формирования интереса к музыке у младших школьников………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы………..……………………………………………...30
Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
- качественно новый уровень
развития произвольной
- рефлексия, анализ, внутренний план действий;
- развитие нового
- ориентация на группу сверстников.
Глубокие изменения, происходящие
в психологическом облике младшего
школьника, свидетельствуют о широких
возможностях развития ребенка на данном
возрастном этапе. В течение этого
периода на качественно новом
уровне реализуется потенциал развития
ребенка как активного
Младший школьный возраст является сензитивным для:
- формирования мотивов
учения, развития устойчивых
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля,
самоорганизации и
- становления адекватной
самооценки, развития критичности
по отношению к себе и
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов[11].
Таким образом, младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не разовьется эстетически, не испытает радость общения с искусством в разных его проявлениях (художественном, музыкальном, театральном и т.п.), не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
С поступлением в школу
изменяется весь строй жизни ребенка,
меняется режим, складываются определенные
отношения с окружающими
Пока младшие школьники только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствуют восприимчивость и впечатлительность младшего школьника. Все новое (книжка с картинками, которую принес учитель, интересный пример, шутка учителя, наглядный материал, яркое музыкальное произведение, необычные музыкальные инструменты, мультфильм, в котором герои поют и т.п.) вызывает немедленную реакцию. Повышенная реактивность, готовность к действию проявляется на уроках и в том, как быстро ребята поднимают руку, нетерпеливо выслушивают ответ товарища, стремятся сами отвечать, петь, играть на музыкальных инструментах, двигаться под музыку, импровизировать.
Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир - факты, события, детали производят на него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая много подробностей, малопонятных постороннему, но очень, видимо, значительных для них самих. В то же время в младшем школьном возрасте стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляется. Младшего школьника затрудняет выделение существенного, главного. Например, пересказывая тексты или отвечая на вопросы по ним, учащиеся нередко почти дословно повторяют отдельные фразы, абзацы, испытывают затруднения в сочинении собственных мелодий, движений под музыку. В этом возрасте учащиеся чаще повторяют рассуждения учителя, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей, и т. п. Такое порой только внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала. Но в то же время учителю следует помнить, что оно может привести к поверхностному восприятию некоторых явлений, событий. Для развития так необходимых в дальнейшем творческих способностей неоценимую роль играют уроки эстетического цикла (ИЗО, музыка, литературное чтение, включение элементов театрализации в урочную и внеклассную деятельность и т.п.). Эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний, красок, звуков и т.д.)[16].
Формирование у ребенка умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе, музыке, творчески переносить его элементы в художественную, музыкальную, театрализованную деятельность в большой степени зависит от обучения. В связи с этим особую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков[5].
Решая задачи эстетического
воспитания детей младшего школьного
возраста, педагогу-музыканту важно
учитывать существующие взаимосвязи
между природными явлениями и
их художественным воплощением в
музыкальном искусстве, в практической
музыкальной деятельности детей, а
также возможности влияния
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что музыка самый
мощный и эмоциональный вид искусства.
Именно она обогащает восприятие
произведений живописи, литературы, способствует
пониманию их содержания, развивает
эстетическое чувство. Образы искусства,
вызывая резонанс в душе ребенка,
формируют представление о
3. Пути формирования интереса к музыке у младших школьников
Желание высказать свои мысли
и чувства не может появиться
у ребят, если нет интереса к уроку
и к музыке вообще. Учитель должен
создать атмосферу доверия, доброжелательности
- беседы и дискуссии по инициативе
самих ребят возникают на уроках
тогда, когда у них пробуждается
желание высказаться, когда они
чувствуют необходимость
Как лишить скуки на уроке себя и своих учеников? Как заразить их собственным творчеством?
Методы активизации учебной деятельности:
* Пение.
* Импровизация.
* Голосовые игры, речевые упражнения.
* Словесное высказывание о музыке.
* Интересный подбор репертуара.
* Задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.
* Создание рисунков и раскрашивание.
* Движение: ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д.
* Инсценирование.
* Пластическое интонирование.
* Учебно-игровая деятельность.
* Игра на музыкальных инструментах.
* Использование дискуссионного метода ведения урока.
* Сочинения, рассказы, сказки
как преподавателя, так и
Большое внимание уделяется слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка. Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Не торопитесь с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, вместе с ними ищите художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают и ответят.
Важно понимать природу коллективного
размышления детей о
Главное в деле учителя - чтобы учащиеся прочувствовали, что без музыки разных направлений и жанров их жизнь будет пресной и скучной, что уроки музыки могут многое дать, например, для развития певческого голоса, становления слуха и художественного вкуса[19].
Акцент в системе массового
музыкального воспитания и образования
имеет смысл ставить не столько
на приобретение теоретических знаний,
сколько на расширение интонационно-образного
багажа ребенка, развитие его эмоционального
отклика на музыку, на формирование
устойчивого интереса к музыкальному
искусству как части окружающей
жизни. Главным являются не столько
знания о музыке, сколько погружение
детей в саму музыку, знание самой
музыки. Этому способствует использование
различных видов деятельности. Чередование
форм, методов и видов деятельности
вызывает интерес всего коллектива
и каждого ученика в
* Пение обычно является
одним из самых наиболее
Как коллективная форма творчества, пение в классе способствует раскрепощению стеснительных, неуверенных в себе школьников. Затрудняясь спеть что-то индивидуально, они с радостью присоединяют свой голос к голосам товарищей.
Школьникам интересны приемы коллективного пения: запевала и хор, «цепочкой», «эхо», «соревнование» и тому подобные элемент заинтересованности и творчества в ход урока вносят распевки, попевки, каноны в игровой форме.
Музыкальные приветствия
«Добрый день», «Здравствуйте ребята»
и т. п. сразу вводят детей в
нужный настрой. Способствуя тому, что
с первых уроков дети готовятся к
предстоящей музыкальной
* Эффективным и интересным
средством обучения вокальным
навыкам являются творческие
задания, использующие приемы
импровизации. Импровизация - это мыслительно-музыкальный
процесс, проявляющийся в
* С каждым годом пополняются папки с песенным репертуаром по темам. Не стоит пытаться удивить никого тем, чего не может быть, потому что природу обмануть нельзя. Все приходит в свое время, если давать ребенку возможность правильно и естественно развиваться.
Для школьников главная трудность - в подборе репертуара, разучивание которого «впрок» не надоедало бы и не вызывало «пресыщения». Это хорошие детские песни, в основном малоизвестные, не «запетые» на ТВ и в школьной аудитории. Это современная хоровая, ансамблевая музыка, которая доступна детям по кругу настроений и образов, расширяющая «интонационный багаж», приучающая к современной гармонии. Это и народные песни, которые формируют разносторонность музыкальных интересов, стилизация, бардовские песни. Большим интересом пользуются эстрадные песни, включающие элементы джаза, рока.
Главная задача - пробуждать
и развивать интерес у
Восприятие музыки, организованное с помощью тандемных пар, ведет к более углубленному переживанию музыкального впечатления и, тем самым, к большей заинтересованности детей музыкальным искусством.
Еще вариант подбора репертуара для слушания - обращение к образам из мира литературы - сказкам, стихам. С интересом воспринимается музыка к III-му действию оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - разнохарактерные отрывки «Море», «Три чуда» ( Белка, Богатыри, Царевна Лебедь); «Романс» Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»; «Мелодия» и хор фурий из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Слушанию каждого из музыкальных фрагментов предшествует чтение и обсуждение содержания соответствующих литературных отрывков.
Интересны и такие задания: «рисование» образа на основе прослушивания, «услышать» то, что нарисовано, умение ощутить, пережить то, что услышано (или изображено). «Вижу, слышу, чувствую» помогает расширить границы восприятия, развивая воображение, формируя интерес к музыкальному искусству.
* Младшим школьникам
Информация о работе Развитие интереса к музыке у детей младшего школьного возраста