Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:32, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть пути формирования интереса к музыке у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательная работа с учащимися младших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию интереса к музыке у учащихся 1 -4 классов общеобразовательной школы.
Введение…………………………………………………….…....................3
1. Понятие интереса в психолого-педагогической литературе.……….6
2.Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в воспитании интереса к музыке………………………………………………….14
3.Пути формирования интереса к музыке у младших школьников………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы………..……………………………………………...30
Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. На практике в учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объем систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки учителя сформировать приемы обобщения, а также поиск учащимися обобщенных способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса младших школьников, который чаще обращен не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Вот почему приближение цели деятельности к ее результату составляет для младшего школьника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но на процесс формирования личности ученика. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой учителем, происходит постепенное овладение обобщенными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес учащихся.
Познавательный интерес в его более совершенном виде способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:
уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
характером (многосторонними, широкими интересами, локальными - стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);
местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;
своеобразием интереса в
познавательном процессе (теоретической
направленностью или
связью с жизненными планами и перспективами [20,46].
Проблема интереса в обучении
существовала на протяжении всего исторического
процесса развития педагогической мысли
и школы. Средневековая педагогика
вслед за философией своего времени
провозглашала идеи аскетизма, отказа
от земных радостей, считала проявления
интереса греховным началом в
человеке.В эпоху гуманизма
Другое освещение получил интерес в теории естественного, свободного воспитания. Жизнь возбуждает интерес ребенка, она наталкивает его на раскрытие явлений природы, на основе непосредственного интереса есть тысячи способов заинтересованности детей в измерении, определении, вычислении расстояний. Любопытство характерная черта человека, оно возникает из естественных желаний, врожденных стремлений. Только опираясь на естественную природу ребенка, можно обеспечить его учение.
В русской педагогике домарксистского периода интерес в обучении рассматривался как важное средство воспитания и учебной деятельности. С наиболее верных позиций интерес в обучении раскрыт революционными демократами и разделяющими их позицию А.Д.Писаревым и К.Д.Ушинским, считающих учение серьезной деятельностью, которую нельзя превращать в забаву, революционные демократы признавали интерес важным побудителем учебной деятельности вместе с мотивами долга, ответственности.
Интерес, по К.Д.Ушинскому, не
только средство успешного обучения,
это и важный стимул нравственного
воспитания. Пустые интересы, отвлекающие
ребенка от нравственного и прекрасного
в действительности, препятствует целям
воспитания. Лишь направленность к
полезному и нравственному
Д.И.Писарев советует учителям не пробуждать интерес к учению занимательными рассказами, а способствовать самопознанию учеников, так осуществлять «преподавание, чтобы ученики сами замечали процесс своего развития. Как только этот отрадный факт сделается для них осязательным и несомненным, как только они увидят значительный шаг вперед – они, несомненно, пристрастятся к умственным занятиям, которые дали им возможность сделать над своими особами такие приятные и лестные наблюдения».
Для Д.И.Писарева интерес
является важным мотивом учения, воспитание
которого представляет несомненные
трудности, так как приохочивать
гораздо труднее, чем приневолить.
Но эти трудности окупаются
Педагогические взгляды
Н.А.Добролюбова и Н.Г.
Таким образом, проблема интереса
в обучении существовала на протяжении
всего исторического процесса развития
педагогической мысли и школы. Сегодня
познавательный интерес все более
глубоко исследуется авторами как
аккумулятор и активатор
Анализ литературы позволяет сделать вывод, что интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Современной педагогике чрезвычайно важно утверждение силы и влияния интереса в обучении как необходимого фактора формирования личности обучающихся. Формируя способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ученика и является, таким образом, не только средством успешного обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности.
Указанные авторами условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. По их мнению, главное же состоит в том, что наличие познавательного интереса в его совершенных формах и относительно высоких уровнях придает любой деятельности эмоциональную окрашенность, интеллектуальную активность и действенное начало. Поэтому в любой деятельности под влиянием познавательного интереса школьник может испытывать и радость от познания нового.
Познавательный интерес не изолирован, его становление происходит вместе с формированием других мотивов, во взаимодействии с ними. Познавательный интерес, будучи изолированным и обособленным от общественных мотивов, может содействовать развитию «академизма», эгоцентризма, претензий на исключительность. Развиваясь во взаимодействии с общественными мотивами, познавательный интерес способствует духовному обогащению личности.
Познавательный интерес
учащегося формируется в
Не является исключением эстетическое, в частности музыкальное воспитание. Музыкальное искусство помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус.
2.Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в воспитании интереса к музыке
Для того что бы эффективно организовать работу в классе, педагог должен знать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Начало младшего школьного
возраста определяется психологами
моментом поступления ребенка в
школу. В последние годы в связи
с переходом школ на 11-летний срок
обучения нижняя граница данного
возрастного этапа
Как указывают исследователи [4,10,11,16], в этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Начало школьного обучения
практически совпадает с
Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников[11].
В младшем школьном возрасте
отмечается неравномерность
На протяжении младшего школьного
возраста происходят существенные изменения
и в психическом развитии ребенка:
качественно преобразуется
Младший школьный возраст
связан с переходом ребенка к
систематическому школьному обучению.
Начало обучения в школе ведет
к коренному изменению
Ведущей в младшем школьном
возрасте становится учебная деятельность.
Она определяет важнейшие изменения,
происходящие в развитии психики
детей на данном возрастном этапе. В
рамках учебной деятельности складываются
психологические
Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью[10].
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим». Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий[3].
В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения[7].
На протяжении младшего школьного
возраста начинает складываться новый
тип отношений с окружающими
людьми. Безусловный авторитет
Информация о работе Развитие интереса к музыке у детей младшего школьного возраста