Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:32, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть пути формирования интереса к музыке у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательная работа с учащимися младших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию интереса к музыке у учащихся 1 -4 классов общеобразовательной школы.
Введение…………………………………………………….…....................3
1. Понятие интереса в психолого-педагогической литературе.……….6
2.Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в воспитании интереса к музыке………………………………………………….14
3.Пути формирования интереса к музыке у младших школьников………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы………..……………………………………………...30
* В инсценировках класс
временно подразделяется на
* Пластическое интонирование
с участием рук, корпуса, ног,
наклонов головы воссоздает «
* Учебно-игровая деятельность
используется для активизации
ребят и формирования у них
интереса к музыке. По мере
роста и развития их
Музыкальное воспитание в школе не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная музыкальная работа. Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Учитель же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеет возможность больше приобщать их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность[12].
На сегодняшний день, учитывая падение духовной и музыкальной культуры в молодёжной среде, повышение качества и результативности музыкального образования являются исключительно актуальными. Одним из эффективных путей успешного музыкального образования учащихся является внедрение в учебный процесс информационных технологий. Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько иную организацию: в работе делаю акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребёнка, на связь с жизнью. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности[7].
На уроках музыки применяются
такие формы работы, как подготовка
учениками докладов и рефератов.
Для подготовки презентации ученик
должен провести огромную научно-исследовательскую
работу, использовать большое количество
источников информации, что позволяет
избежать шаблонов и превратить каждую
работу в продукт индивидуального
творчества. Ученик при создании каждого
слайда в презентации превращается
в компьютерного художника (слайд
должен быть красивым и отражать внутреннее
отношение автора к излагаемому
вопросу). Данный вид учебной деятельности
позволяет развивать у ученика
логическое мышление. В процессе демонстрации
презентации ученики
Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Программа PowerPoint дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал[14].
Караоке (в переводе с японского - «пустой оркестр») в последнее время получило широкую популярность. Под караоке надо понимать не только развлекательное устройство или стиль отдыха, но и принцип самодеятельного исполнения любимых песен и отдельные компьютерные программы.
На уроке музыки учитель постоянно испытывает дефицит времени. Караоке же позволяет за небольшой отрезок времени добиться качественного результата, предлагает огромный выбор певческого репертуара.
Сложностью использования данных средств на уроке музыки является отсутствие каких - либо методик работы с караоке на уроке музыки в общеобразовательной школе[14].
С одной стороны многие
учителя используют пение под
фонограмму - минус. С другой стороны
- редкий случай, если используется видеоряд
со словами песни (а это и есть
отличительный признак караоке)
Ещё один методический приём использования караоке - конкурсное исполнение - "кто лучше споёт”. Оценка исполнения должна учитывать и реакцию класса, и оценку самой системы.
Кроме того, с помощью караоке можно провести целый ряд музыкально - педагогических игр:
"Угадай мелодию”
Команда, угадавшая по нескольким звукам и правильно назвавшая песню, получает право её исполнения.
"Два рояля”
Ведущий предлагает слова из песни, поочерёдно предоставляя слово каждой команде и постепенно добавляя новые слова. Команда первой угадавшая песню поёт её под фонограмму.
"Музыкальный футбол”
Одна команда задаёт вопрос песней, выбранной из перечня караоке (например - "С чего начинается Родина?”). Другая отвечает ей тоже песней, выбранной из перечня караоке(например - "Уголок России - отчий дом”)[2].
Применяя новые информационные
технологии на уроке музыки, нельзя
забывать о том, что это урок общения
с искусством. Вот почему так важно
не “подменить” его общением с
компьютером, не “засушить” урок, не превратить
его в технический практикум.
Для этого есть уроки информатики.
Увлечённый новой методикой, мудрый
учитель использует только те её открытия,
которые помогут раскрыть, развить
и реализовать способности
Выводы
Интерес к музыке у младших школьников формируется различными путями:
1. Использование различных видов деятельности:
(пение; творческие задания; разнообразие песенного репертуара и его постоянное обновление; активизация слухового внимания; рисование и т.д.)
2.Использование
Применение этих методов
- предоставляет широчайшие
возможности для успешного
- положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, делает творческий процесс увлекательным, эффективным,
- обеспечит оптимальное музыкальное развитие детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерес является хорошим стимулом к учению вообще и приобщению к музыке в частности. При наличии интереса развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. При этом школьники переживают самые разные чувства: сомнения в правильности музыкальной оценки, радость самостоятельного открытия, восхищение глубиной музыкального сочинения, удивление и восторг…
Интересные уроки музыки - это не развлекательные занятия и не сухое «вдалбливание» песенного материала, дат жизни композиторов. Это уроки, которые вызывают разнообразную гамму размышлений, раздумий, эстетических переживаний. Высшая ступень познавательного интереса к музыке связана с развитием чувств, потребности использования знания, умения на практике (слушание, пение), в самостоятельных занятиях музыкой (собирание фонотеки, видеотеки, чтение литературы о музыке), т.е. музыкальным самообразованием и самовоспитанием..
Практиками накоплен определенный запас методов, активизирующих учебную, в том числе и музыкальную деятельность, основанную на интересе: проблемное обучение, разнообразие видов деятельности, внеклассная музыкальная работа, информационные технологии.
Успех всей разнообразной
работы по музыкальному воспитанию во
многом определяется тем, насколько
ребята овладевают различными видами
музыкальной деятельности и испытывают
потребность в ней. На формирование
их интересов и вкусов большое
влияние оказывают семья, средства
массовой информации, сверстники, и
это нужно учитывать педагогу
в каждом конкретном случае. Широкое
использование различных
должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников.
Литература:
2.Арсенина, Е.Н. Музыка. 1-4 классы: анализ произведений, ритмические игры, творческие задания [Текст] / Е.Н. Арсенина.- Волгоград: Учитель, 2009.- 151 с.
3.Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. 3-е изд. -М., 1986.
4.Гамезо, М.В., Домашенко И.
А. Атлас по психологии: Инфор.-
метод. пособие к курсу «
5.Давыдова, М.А. Уроки музыки: 1-4 классы [Текст] / М.А. Давыдова М.: ВАКО, 2008. – 288с.
6.Жавинина, О. Музыкальное воспитание: поиски и находки [Текст] / О. Жавинина // Искусство в школе. 2003. - № 5. - С. 49-52.
7.Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно- метод. пособие [Текст] / Т.А. Затямина.-2 е изд., стереотип.- М.: Глобус, 2010 – 170 с.
8.Иванова, Е.О. Теория
обучения в информационном
9.Кабалевский, Д.Б. Основные
принципы и методы программы
по музыке для
10.Крутецкий, В.А.. Психологические
особенности младшего
11.Кулагина, И.Ю., Колюцкий
В.Н. Возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития
12.Осенева, М.С., Безбородова
Л.А. Методика музыкального
13.Паламарчук, А.И. Формирование
музыкального интереса у
14.Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания [Текст] / Е.А. Смолина.- Ярославль: Академия развития, 2007. – 128 с.
15.Советский
16.Теплов, Б.M. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. - 345 с.
17.Шамова, Т.И.. Активизация учения школьников[Текст]. //Т.И. Шамова Избранное - М.: «Центральное издательство», 2004 – 52 с.
18.Школяр, Л.В.Музыкальное образование в школе: Учебн. пособие для студ. муз.фак. и отд. высш. и сред. пед. учебн. заведений [Текст] / Л.В. Школяр, Е.Д.Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 232 с.
19.Халабузарь, П.В. Теория
методика музыкального
20.Щукина, Г.И. Педагогические
проблемы формирования
Информация о работе Развитие интереса к музыке у детей младшего школьного возраста