Развитие делового туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что профессионально-деловой туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За свои невиданно быстрые темпы роста деловой туризм признан экономическим феноменом 20 столетия. Процессы, характеризующие современное состояние и изменения в сфере делового туризма, являются объектом научного интереса, поскольку от них зависят практические действия субъектов туристского рынка и воздействие органов управления на его развитие, программы подготовки и переподготовки кадров.

Содержание работы

Введение................................................................................................................2

Глава 1 Общая характеристика туризма.............................................................4
1.1. История туризма.......................................................................................4
1.2 Понятие туристского региона и основные концепции
его развития...............................................................................................6
1.3 Понятие делового туризма......................................................................10

Глава 2 Направления делового туризма………………...................................12
2.1.Основные направления делового туризма их характеристика.............12
2.2. MICE (Интенсив-туризм) как одно из направлений в туризме...........13
2.3 Понятие Интенсив-туризм в России и его развитие.............................19
Глава 3 Развитие делового туризма ..................................................................25
3.1 Деловой туризм в России..........................................................................25
3.2.Проблемы развития делового туризма ...................................................28

Заключение..........................................................................................................30

Список использованной литературы.................................................................31

Файлы: 1 файл

контрольная работа деловой туризм.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение................................................................................................................2

 

Глава 1 Общая характеристика туризма.............................................................4

             1.1. История туризма.......................................................................................4

     1.2  Понятие туристского региона и основные концепции                       

            его развития...............................................................................................6

     1.3  Понятие делового туризма......................................................................10

 

Глава 2  Направления делового туризма………………...................................12

     2.1.Основные направления делового туризма их характеристика.............12

     2.2. MICE (Интенсив-туризм) как одно из направлений в туризме...........13

     2.3  Понятие Интенсив-туризм  в России и его развитие.............................19      

Глава 3 Развитие делового туризма ..................................................................25

    3.1 Деловой туризм в России..........................................................................25  

    3.2.Проблемы развития делового туризма ...................................................28

 

Заключение..........................................................................................................30

 

Список использованной литературы.................................................................31

 

Приложение 1......................................................................................................32

Приложение 2......................................................................................................33

 

 

 

 

 

 

Введение

    Туризм является важным источником повышения благосостояния государства. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, и дающую доход государству, не говоря уже о том, что эта система “кормит” очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристских услуг.

Современный туризм отличается разнообразием  форм, видов и разновидностей. Форма  туризма связана с пересечением туристом государственной границы своей страны. По этому выделяют туризм внутренний (т.е. путешествия внутри своей страны) и туризм международный (поездки с туристскими целями в другие страны). [1]

   Российская Федерация, несмотря  на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока. Проблема увеличения Российского туристического экспорта является на сегодняшний день одной из важнейших проблем современной России.  По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. В прошлом году в Россию въехали более 23,7 млн. иностранных граждан, из них только 2,3 млн. с туристическими целями. В то же время туристические поездки в другие страны совершили 11,3 млн. россиян.  В опубликованном в начале 2010 года рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий (TTCI) Всемирного экономического форума Россия заняла 59-е место из 133 стран, обогнав при этом Египет и Индию. По оценке Всемирной туристской организации, потенциал России позволяет при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов и существенно увеличить внутренний туристский поток. [2]

С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами  и странами становятся все более  тесными. Деловой туризм играет в  этом важную роль. Развитие национальной экономики и интеграция ее в мировой рынок тоже немыслимы без развития сферы делового туризма. Деловая коммуникация, обмен технологиями и информацией, поиск новых рынков, поиск партнеров для инвестиций и совместных проектов, продвижение компаний через PR-акции, обучение персонала и внедрение корпоративной культуры - все это деловой туризм, как неожиданно бы это не звучало. А еще, деловой туризм - это один из ресурсов интеграции и развития компаний, через участие в выставках и конгрессах, через бизнес-образование.

 Деловой туризм является  одной из ведущих и наиболее  динамично развивающихся отраслей  мировой экономики. За свои  невиданно быстрые темпы роста  деловой туризм признан экономическим  феноменом ХХ столетия. Деловой  туризм играет важнейшую роль  в развитии национальной экономики - содействует ее интеграции в мировой экономический рынок. Современный бизнес невозможен без активного обмена информацией, без овладения новыми технологиями, без повышения квалификации на всех уровнях делового образования, участия в международных конгрессах, семинарах, выставках и т.п. Все это входит в сферу делового туризма. Благодаря этой отрасли туризма происходит приток новых идей в экономику, завоевываются новые рынки, т.е. осуществляется прогресс.

 Актуальность темы обусловлена тем, что профессионально-деловой туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За свои невиданно быстрые темпы роста деловой туризм признан экономическим феноменом 20 столетия. Процессы, характеризующие современное состояние и изменения в сфере делового туризма, являются объектом научного интереса, поскольку от них зависят практические действия субъектов туристского рынка и воздействие органов управления на его развитие, программы подготовки и переподготовки кадров.

Однако, представления о феномене делового туризма весьма противоречивы. В частности, не разработаны модели функционирования отрасли, не выявлены основные закономерности ее развития, нет обобщающей характеристики территориальной структуры и современного состояния мирового делового туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Общая характеристика туризма

 1.1. История туризма

Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые так или иначе подпадают под категорию туризма.

Туризм сыграл огромную роль в становлении и развитии как локальных цивилизаций древности, так и мировой цивилизации в целом.

Выдающийся немецкий философ К.Ясперс, говоря об «осевом времени», т.е. о периоде, когда начался процесс формирования современной ментальности, считал, что это явление произошло синхронно (в течение примерно 500 лет) по всей ойкумене, включая Китай, Индию, Персию, Палестину и Грецию [4]. Трудно представить, чтобы подобный универсальный качественный скачок мог произойти «одновременно» в абсолютно изолированных обществах. Видимо, путешественники способствовали еще в середине I тыс. до н.э. созданию единого ментального фона путем распространения передовых идей, выступая в качестве прообраза системы коммуникации.

Путешествия Геродота, Страбона, Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля и других мыслителей привели к интенсивному обмену научными знаниями и возниковению европейской философии. В значительной степени благодаря странствиям Геродотом и Страбоном были написаны труды, создавшие основу истории, географии, этнографии, антропологии. Александрийский Мусейон, так же как и Пергам с его библиотекой, был центром научного туризма в эпоху эллинизма.

Особо следует отметить влияние туризма на развитие экономики. В этой связи можно назвать имя китайского путешественника Чжан Цяня, чьи дипломатические «туры» способствовали созданию Великого шелкового пути (II в. до н.э.), что коренным образом повлияло на развитие межконтинентальной торговли, создав евразийское экономическое пространство

Морские путешествия с целью открытия новых земель привели к тому, что были созданы мировое экономическое пространство и в целом единая мировая цивилизация. Основоположники мировых и субрегиональных религий также много странствовали: Сиддхартха Гаутама (Будда), Заратустра, Моисей, Конфуций, Махавира, Мани.

Также в глубокой древности стал развиваться паломнический туризм, также способствовавший интенсификации торговли, развитию инфраструктуры паломнических центров (Дельфы, Фивы), а также экономики не только этих городов, но и близлежащих регионов.

В Киевской Руси появляются первые паломники — «калики перехожие», чей духовный подвиг (паломничество) приравнивался к ратному. Благодаря этим странствиям возник в русской литературе новый жанр — «хождений» или «хожений». В основном это были описания земель и народов по пути в Святую Землю. Но впоследствии в связи с ростом значимости нашего государства стали появляться «Хождения» с описанием центрально- и западноевропейских стран. Сюда, например, надо отнести описание западноевропейской жизни членами российской делегации, принимавшими участие во Флорентийском Соборе 1439 г. Афанасий Никитин также приумножил знания о народах и странах от Каспийского моря до Индийского океана. [5]

И только в традиционном смысле слова  туризм возник в середине XIX века. Его популярность росла вместе с созданием и развитием транспортной инфраструктуры и индустрии гостеприимства - строительством железных дорог, морских лайнеров, гостиниц, открытием электричества и появлением телеграфной и телефонной связи.

До появления всех этих достижений туристические поездки были практически  невозможны, ведь еще в первой половине ХIX века самый скоростной в те годы вид транспорта - почтовые тройки - предназначались только для «путешествующих по казенной надобности», чей статус подтверждался специальным документом - так называемой «подорожной». Настоящий туристический бум начался в 50-х годах ХХ века. К жизни его вызвало развитие реактивной авиации, позволившей резко сократить время на дорогу и открывшей «широким массам трудящихся» ранее не доступные им экзотические уголки мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие туристского региона  и основные концепции его развития

В настоящее время в мире наблюдается  глобальный процесс трансформации  индустриального общества в информационное, который предполагает подчинение экономического роста качественным параметрам социального  развития.

 Общественное сознание во все большой степени начинает определять общественное бытие, растет роль сферы духовного производства, направленного на всестороннее развитие человека, повышение качества личности. В этом процессе одна из ведущих ролей принадлежит туризму, в силу следующих причин:

Во-первых, это значительный рост масштабов  туризма в современном мире. Так  как в  настоящее время туризм является одной из наиболее динамично  развивающихся отраслей мирового хозяйства. Он составляет значительную часть мирового валового национального продукта, создает большое количество новых рабочих мест, является важной статьей налоговых поступлений во многих странах. Во-вторых, это прямой экономический эффект, который туризм оказывает на все ключевые сектора экономики, все стороны жизни общества. В-третьих,  это специфика социальной функции туризма. На современном этапе своего развития туризм направлен главным образом на решение определенных социальных задач. Социальной нишей туризма является: предоставление нематериальных благ потребителю в виде услуг; формирование общеобразовательного, культурного, социального уровня населения; расширение межнациональных, межгосударственных, межэтнических, межличностных отношений; обеспечение отдыха, восстановления жизненных сил, здоровья потребителей; согласование интересов отдельных групп населения с долговременными интересами общества, в том числе сохранение благоприятной экологической, социальной, культурной среды. Ну и наконец, в-четвертых, это исключительная устойчивость туризма к воздействию неблагоприятных экономических факторов на протяжении своего исторического развития. Например, в России среди вновь созданных туристских предприятий процент банкротства составляет всего около 0,5%.

В современной научной литературе существует несколько определений  понятий "туризм". Суть большинства из них сводится к следующему: "Туризм - временные выезды (путешествия) граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства из мест постоянного проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Существует также подход, который характеризует туризм как отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства. Или как сегмент рынка, удовлетворяющий спрос туристов на товары и услуги.

Однако наиболее полную картину  при определении понятия «туризм» дает системный подход, автором которого является профессор Лейпер из Новой  Зеландии. Согласно его теории туризм рассматривается как система, состоящая из следующих основных элементов: географические элементы, туристы, туристская индустрия.

Географические элементы, в свою очередь, подразделяются на регион, порождающий  туристов, транзитный регион, туристский регион. Направляясь к цели своей поездки, они могут остановиться в так называемом "транзитном регионе" (место пересадки с одного транспортного средства на другое). В транзитном регионе туристы могут задержаться и на несколько дней для осмотра достопримечательностей, если данная территория таковыми обладает. Однако цель путешествия - туристский регион. В зарубежной литературе существует два подхода к определению этого понятия. В первом туристский регион описывается как географическая территория, имеющая определенные границы и обладающая определенной привлекательностью для туристов. Во втором случае на первый план выходит привлекательность, причем содержание этого понятия зависит от конкретных групп туристов. Например, люди различного возраста, достатка, социального положения, отдыхающие на одной ограниченной территории могут иметь совершенно разные цели путешествия. Одних больше привлекают пляж и море, других - исторические места и музеи, для третьих важен активный отдых и развлечения.

Однако не любая территория может  быть отнесена к туристскому региону. Для того чтобы называться таковой, она должна отвечать следующим основным требованиям:

1) наличие необходимых для принятия  туристов услуг (причем обязательно  такого качества, которое клиент  ожидает, приобретая предлагаемый ему туристский продукт). К ним относятся: доставка (транспорт) до региона и обратно, обеспечение условий для проживания (средства размещения) и питания (рестораны, кафе, бары) с соответствующим уровнем обслуживания;

Информация о работе Развитие делового туризма