Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе инструментального музицирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:35, реферат

Описание работы

В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности. Среди обязательных предметов, входящих в программу общего развития школьников, необходимо уделять гораздо большее внимание художественному воспитанию детей, что совершенно необходимо для формирования у них эмоционально- личностного отношения к сокровищам мировой культуры, в частности музыкальной. Большое значение приобретают занятия музыкой, искусством, как нельзя больше воздействующим на эмоциональную сферу человека. В начальных классах это игра на детских музыкальных инструментах, которая влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развивает музыкально-творческие способности.

Содержание работы

Введение



Инструментальное музицирование - основная тенденция музыкального воспитания XXI века.

Психолого-педагогические особенности инструментального музицирования.
Историко-педагогический аспект развития инструментальной деятельности.



Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе инструментального музицирования.

Использование детских музыкальных инструментов детьми младшего школьного возраста на уроках музыки.

Музыкальные способности, активно развивающиеся в процессе инструментального музицирования.

Уровни развития музыкальных способностей младших школьников.

Модели инструментальных упражнений, развивающие различные музыкальные способности.



Заключение

Литература

Приложения

Файлы: 1 файл

Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возра.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

-найти вторую (нижнюю) партию к попевкам (Приложение 4.5).

 

  1.   группа - упражнения, направленные на формирование динамического слуха:
  • выполнить динамические нюансы на ритмических инструментах в песне «Неваляшки» З. Левиной (Приложение 9); 

-выполнить подвижную динамику в песне «Полюшко-поле» (Приложение 7).

 

  1.  группа - упражнения, направленные на формирование чувства темпа:
  • исполнять в различных темпах (с изменением характера содержания) песню «Веселый музыкант» (Приложение 5);
  • играть в подвижных темпах песню «Посею лебеду на берегу» обработка И. Арсеева (Приложение 10).
  1. группа – упражнения, направленные на формирование тембрового слуха:

-простучать  ритмический рисунок кастаньет  или румбы после исполнения  упражнения (Приложение11);

-услышать и различить тембр инструментов и верно спеть мелодию песни «Новогодняя» А. Филиппенко.

 

Применение ритмических и звуковысотных музыкальных инструментов способствует лучшему запоминанию материала по слушанию музыки. Пассивное слушание музыки не углубляет ее понимание, поэтому процесс восприятия музыки сводится к активизации восприятия музыкальных произведений в процессе сопровождения игрой на ритмических инструментах.

Целью работы было помочь детям эмоционально и осознанно воспринимать доступное им музыкальное произведение. Уже на первоначальном этапе использования детских музыкальных инструментов формируется качественно новое восприятие музыкальных произведений.

Предлагаю фрагмент внеклассного занятия, данного в 3 классе школы-сад г. Суража (Приложение 12).

 

 

 

 

Заключение

Активизация формирования музыкальных способностей детей в процессе игры на элементарных музыкальных инструментах доказывает состоятельность и продуктивность этого вида музыкальной деятельности.

Задавая вопрос: «Детский оркестр в начальной школе?», можно однозначно и с уверенностью ответить на него: «Да!», ибо инструментальная деятельность детей в начальных классах ведет к неоднозначным, неординарным, и самое главное, существенным результатам в деле музыкального воспитания.

Использование музыкальных инструментов сближает возможности всех учащихся и превращает класс на определенном этапе в единый музыкальный коллектив, способствуя в тоже время проявлению и развитию индивидуальных музыкально-творческих сил ребенка.

Стабильно протекающий процесс формирования музыкальных способностей в ходе игры на инструментах обусловливает возникновение активно выраженной потребности учащихся в расширении музыкального кругозора, изучении и усвоении дополнительного музыкального материала как на уроках, так и самостоятельным путем.

Игра на различных элементарных музыкальных инструментах опосредованно способствует значительному и эффективному развитию певческого голоса у детей с первоначально низким уровнем музыкальных данных, что является следствием компенсаторного значения инструментального музицирования.

При последовательном ознакомлении с различными группами простейших музыкальных инструментов индивидуальные и совместные инструментальные импровизации способствуют осознанному восприятию средств музыкальной выразительности. Усвоение средств музыкальной выразительности активизирует эмоциональность восприятия музыки, развивает содержательность мыслительных операций (узнавание, сопоставление, анализ, обобщение), вырабатывает у детей умение верно, обоснованно и стройно рассказывать о переживаемом музыкальном впечатлении. Это ведет к полноценному, глубокому и осознанному усвоению программного материала, музыкальному и общему развитию учащихся, активному формированию музыкального, духовного потенциала учащихся начальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Алиев Ю.Б. Развитие гармонического слуха в процессе занятий в хоровом коллективе общеобразовательной школы. Развитие музыкального восприятия школьников - М., 1971. - Вып. 2.
  2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1983.
  3. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности. Музыкальное воспитание в школе. - М., - Вып. 2.
  4. Бальчитис Э.О. О формах импровизирования в средних классах общеобразовательной школы. //Тезисы V научной конференции по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха и музыкально-творческих способностей детей и юношества. - М., 1977.
  5. Бублей С. Детский оркестр. – Л., 1983.
  6. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1968.
  7. Дябло Т. Возможности творческих проявлений первоклассников в различных видах деятельности. Тезисы 5-й научной конференции по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха и музыкально-творческих способностей детей и юношества. - М., 1977.
  8. Лаптев И. Детский оркестр в начальной школе. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
  9. Лаптев И. Оркестр в классе. - М., 1994.
  10. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и методы правильного развития. - П., 1915.
  11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997.
  12. Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. - М., 1965.
  13. Пятин В. Управление педагогическим процессом в современной школе. -М., 1986.
  14. Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах. - М., 1997.
    1. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М., 1961.
    2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969.
    3. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АН РСФСР, 1947 - № 17.
    4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды. Том 1, 1985.
    5. Туманян Е. Оркестр, внимание! - М., 1986.
    6. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. - М., 1979.

 22   Шабащов Л. Оркестр детских музыкальных инструментов. Музыкальное воспитание в школе, 1970 - вып. 6.

23. Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М., 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 12

Фрагмент внеклассного занятия, данного в 3 классе школы-сад г. Суража

Тема: Музыка - один из древнейших видов искусства.

Цели: 1) продолжить знакомство учащихся с музыкальными инструментами; формировать навыки выразительного исполнения игры на детских музыкальных инструментах;

  2) развивать интерес к исполнительской деятельности в оркестре;

    1. воспитывать эстетический вкус и культуру музыкальных произведений.

Ход занятия:

Под музыку А.П. Мусоргского «Богатырские ворота» дети входят в класс и рассаживаются по местам. У каждой группы на столе музыкальные инструменты.

Учитель: Музыка - один из древнейших видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является образным отражением мира. С первых минут жизни человека она входит в его дом с колыбельной песней матери, сопровождает его во время праздников, звучит в походе, на привале, на улице, в кино, в театре, на уроках музыки.

Сегодняшнее занятие мы тоже посвящаем музыке - царице всех искусств. Встречайте фею музыки - Гармонию.

(Входит девушка в шляпе, вуали, длинном платье. На подоле вышиты нотные знаки. В руках - дирижерская палочка и скрипичный ключ.)

Фея: 3дравствуйте, ребята сегодня мы с вами совершим чудесное путешествие в царство музыки. Вот этим скрипичным ключом мы откроем двери старинных замков: замка Музыкальных инструментов, замка Песни, замка Мелодии, замка Оркестра.

 

(Фея Гармония  взмахивает дирижерской палочкой. Звучит музыка Э. Грига «Утро»).

Фея: Мы вошли с вами в царство Музыки. Первый замок на нашем Пути - замок Музыкальных инструментов. Давайте войдем и послушаем, какие там инструменты живут. 

 

(Звучат записанные на магнитофон голоса скрипки, рояля, флейты, трубы, аккордеона и других инструментов. После прослушивания фея Гармония спрашивает).

 

Фея: Вам знакомы жильцы этого замка? Назовите их. (Дети называют те инструменты, которые узнали. Фея показывает их изображение). А сейчас проверим, что вы знаете о музыкальных инструментах.

 

(Группы задают друг другу вопросы и рассказывают о своих инструментах).

Дети: Отгадайте, о каком инструменте мы вас спросим:

Громче флейты, громче скрипки,

Громче труб наш великан,

Он ритмичен, он отличен

Наш весёлый... (барабан).

Барабан (показывают) - ударный инструмент. Они самые древние в мире. Еще первобытный человек выбивал ритмы костями мамонта по деревянному бруску, глиняным кувшинам. Барабаны гремят во время военных походов, торжественных церемоний, народных празднеств. Барабаны используются во всех видах оркестров: симфоническом, духовом, народном, эстрадном, джазе. В симфоническом оркестре барабаны изображают раскаты грома, орудийную канонаду. С баранами торжественно маршируют по Красной площади воспитанники военно-музыкального училища, открывая военный парад. Послушайте один из военных маршей, в котором звучит барабан.

(Дети слушают «Прощание славянки» В. Агапкина.)

Дети: Мы представляем другой инструмент:

Движения плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив.

Я называюсь... (скрипка).

Посмотрите на этот важнейший и красивейший из струнных инструментов. Древний предок теперешней скрипки, славянский инструмент, состоял из долбленного деревянного корытца, покрытого плоской пластинкой, трех струн, лукообразного смычка. Это был истинно народный инструмент: бродячие музыканты, странствуя из города в город, из страны в страну, играли на таких скрипках, на ярмарках. Скрипку не пускали во дворцы, где звучал голос виолы. Первые скрипки в их современном виде появились в Европе в начале 16 в. Во всем мире известны итальянские мастера Амати, Гварнери, Страдивари. На инструментах, созданных руками этих гениальных скрипичных мастеров, играют выдающиеся скрипачи мира. Послушайте скрипичную музыку.

(Звучит «Зима» А. Вивальди)

Дети: Отгадайте загадки про наши инструменты:

Тянется, а не резина,

С клапанами, а не машина,

Песни поет, а не радио. (Баян)

То толстеет, то худеет,

На весь дом голосит. (Баян)

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит. (Гармонь)

 

Гармонь и баян - духовые клавишные инструменты. При помощи меха нагнетается воздух, он приводит в колебание металлические пластинки - язычки. Так возникает звук. Первую ручную гармонь сделали в 1822 году. Есть много разновидностей русских гармоней - ливенка, елецкая, хромка, саратовская, тульская и д.р. О гармони писали стихи С. Есенин, А. Твардовский, и другие поэты. Гармонь сопровождает все деревенские праздники.

В наши дни широко распространен баян - разновидность гармони. Свое название баян получил по имени легендарного древнерусского певца - сказателя Баяна. Послушайте музыку, которая исполняется на гармони и на баяне.

(Ребята поют частушки под аккомпанемент гармони и баяна)

Дети: Вы должны догадаться, о каком инструменте мы расскажем. Это струнный музыкальный инструмент. Его история начиналась в глубокой древности, когда первобытный человек стал использовать звучание тетивы лука. Прообразом того инструмента были древняя арфа и лютня, а непосредственными предшественниками можно назвать кифару, лиру, виолу. На нем может быть 6,7,12 струн. Что за инструмент?

(Дети называют гитару.)

Правильно, это самый распространенный в быту инструмент, который звучит и в походе, и на вечеринке, и на празднике, и на встрече друзей. Чаще всего под гитару поют песни, романсы, но она может быть и концертным инструментом. Послушайте песню в сопровождении гитары.

(Исполнение песни «Ты да я, да мы с тобой» под гитару)

 

Дети: А наш инструмент будит вас в лагере по утрам, дает сигналы солдатам - побудки, отбоя. Звонкий призывный голос этого инструмента известен с древнейших времен пастухам, охотникам, воинам. Задолго до наших дней его знали египтяне, греки, римляне. В середине века инструмент активно участвовал в рыцарских играх, турнирах, церемониях, в походах, на отдыхе, в бою. Это труба.

(Звучит «Романс» Г. Свиридова)

Учитель: А теперь исполним песню «Наш дом» С.и Е. Железновых в сопровождении детских музыкальных инструментов.

 

 






Информация о работе Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе инструментального музицирования