Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:35, реферат
В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности. Среди обязательных предметов, входящих в программу общего развития школьников, необходимо уделять гораздо большее внимание художественному воспитанию детей, что совершенно необходимо для формирования у них эмоционально- личностного отношения к сокровищам мировой культуры, в частности музыкальной. Большое значение приобретают занятия музыкой, искусством, как нельзя больше воздействующим на эмоциональную сферу человека. В начальных классах это игра на детских музыкальных инструментах, которая влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развивает музыкально-творческие способности.
Введение
Инструментальное музицирование - основная тенденция музыкального воспитания XXI века.
Психолого-педагогические особенности инструментального музицирования.
Историко-педагогический аспект развития инструментальной деятельности.
Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе инструментального музицирования.
Использование детских музыкальных инструментов детьми младшего школьного возраста на уроках музыки.
Музыкальные способности, активно развивающиеся в процессе инструментального музицирования.
Уровни развития музыкальных способностей младших школьников.
Модели инструментальных упражнений, развивающие различные музыкальные способности.
Заключение
Литература
Приложения
Так появилась мелодия. А вместе с мелодией - музыкальные инструменты. Можно сказать, что тетива лука, полая кость и выдолбленное дерево - родоначальники всех музыкальных инструментов.
Результаты работы на уроке зависят от инструментария, поэтому необходимо учитывать ряд требований к составу оркестра, качеству звучания отдельных инструментов, технике звукоизвлечения. Выделяют следующую структуру школьного инструментария:
Буковые палочки не обязательно должны быть буковыми, однако изготавливать их необходимо из довольно твердого дерева. Прием игры на них самый обычный - удар одной о другую, но с их помощью активно развивается чувство музыкального ритма и чувство динамики. Возможно также скользящее движение одной палочки о другую.
При игре на бубне можно получить самые различные по силе и характеру звуки в зависимости от того, где (в центре или ближе к рамке, или по раме) и как (пальцами, фалангами, ладонью, чередованием пальцев) сделать удар.
Барабан обычно используется в произведениях маршевого характера или в песнях, где поется про этот инструмент.
Треугольник. Игра на треугольнике требует особой сноровки в связи с возможностью вращения его по оси во время ударов. Сделанный коротким кольцевой шнурок надевают на четыре горизонтально расположенных пальца левой руки, что частично предотвращает закручивание треугольника. Динамика имеет широкий диапазон - от рр до ff.
Румба (пандейра) имеет четыре пары маленьких металлических тарелочки, вставленных в деревянную основу. Звучание румбы воспроизводится встряхиванием инструмента или ударом о ладонь другой руки.
Трещотки - их видов много, тембр их различен, поэтому в своем разнообразии они могут применяться в детском оркестре в соответствии с замыслом для определенного музыкального произведения.
Тарелки - довольно сложный для исполнительства музыкальный инструмент, так как необходимо ударять ими друг о друга скользящим движением. Более простой способ игры - подвешивание одной тарелки и удар по ней палочкой или ложкой, покрытой в несколько слоев мягкой материей.
Кастаньеты - лучше использовать парные, которые предполагают три способа игры. Первый - это удар «лепестками» о ладонь левой руки, второй - резкие встряхивания инструмента и третий – наиболее сложный - удерживая кастаньеты по центру, резко разворачивать их то вправо – вниз, то влево – вниз.
Маракасы издают своеобразный звук, похожий на шорох. Игра на них тоже требует определенного навыка, чтобы добиться ритмически точного исполнения в ансамбле с другими инструментами.
Металлофоны бывают диатонические и хроматические. Горизонтальное расположение инструмента с установкой звуковысотности слева направо ассоциируется с расположением клавиш знакомого всем фортепиано и является наиболее рациональным при игре. Молоточек должен свободно лежать на указательном пальце (между ногтевой и второй фалангами) и придерживаться большим пальцем. Первоначально необходимо научиться свободно держать и раскачивать молоточек, что даст возможность ощутить массу молоточка, его сопротивление, а при последующей игре на инструменте позволит ударять точно по середине металлической пластинки, не «прилипая» к ней молоточком.
Ксилофон имеет более резкий звук, потому что его пластинки изготавливаются из древесины твердых пород. Приемы игры на нем те же, что и на металлофоне.
Детские пианино выпускаются с диатоническим и хроматическим строем. Обычный прием игры на них - легкое стаккато, потому что детские инструменты не имеют промежуточной детали - шпиллера, подбрасывающего молоточки у обычного фортепиано.
Детские аккордеоны - прототипы обычных инструментов. В связи с тем, что подготовка игры на них занимает достаточно много времени, игру на них можно рекомендовать на уроке, а в процессе внеклассных занятий с последующим введением их в состав детского оркестра.
Детские баяны, гармоники имеют много различных решений как в тональном плане, так и в композиционном. Наиболее приемлемым для игры в детском оркестре является баян «Малыш» - копия взрослого инструмента. Пожалуй, главной трудностью при игре на аккордеонах и баянах является правильная смена меха, не «ломающая» мелодическую фразу. Этот навык игры, прежде чем играть в оркестре, необходимо ребенку усвоить, отрепетировать на примерах простейших попевок.
Детские органолы (ЭМИ) - имеют фортепианную клавиатуру, регуляторы громкости и тембра и являются украшением звуковой палитры как на уроке в классе, так и на репетициях детского оркестра. Основной прием игры на них - легато. Есть еще Эмми «Фаэми» и «Фаэми-М», но это инструменты с более сложной системой управления, с большими исполнительскими возможностями, использовать их можно в детском оркестре.
Триола - детский духовой язычковый инструмент. Выпускается настроенным в тональности соль мажор. Имеет широкие динамические исполнительские возможности. Надо заметить, что при умелом использовании имеющихся на инструменте звуков, можно использовать его при исполнении фрагментов произведения и элементов аккомпанемента в различных тональностях - ми минор, ля минор, до мажор и т.д.
Несколько аналогичными по технике извлечения звука инструментами являются детские саксофоны. Но они попадают в категорию игрушек, поэтому на них тяжело играть в связи с большим количеством расхода вдуваемого воздуха и они, чаще всего, настроены неточно.
Симона - духовой язычковый инструмент с фортепианной клавиатурой. Прилагающиеся к нему два различных по форме мундштука позволяют извлекать различные по тембровой характеристике звуки. Играют на инструменте правой рукой, левая рука поддерживает инструмент за имеющийся снизу ремешок - ручку. Возможности исполнения инструмента широкие. Ограничением является диапазон - от си малой октавы до соль второй октавы.
Инструменты типа «Мелодия» - имеют тот же принцип звукоизвлечения, но диапазон у них гораздо шире, что позволяет использовать эти инструменты в различных по характеру музыкальных произведениях. Строй их хроматический, клавиатура баянная.
К другой, более сложной для исполнения категории духовых инструментов относится вермона, звук на которой извлекается посредством колебаний воздуха. Звучание инструмента напоминает детскую свистульку, он располагает восемью звуками в тональности до мажор. Изменение силы звука может повести к изменению самого звука, поэтому надо научиться прежде всего подавать струю воздуха ровной силы. Инструмент увлеченно принимается детьми как на уроках музыки, так и во внеклассных занятиях.
Детские флейты, свирели имеют ряд отверстий, умелое прикрытие которых и умелая подача воздуха позволяют извлекать нежные по своей характеристике звуки. На уроке можно использовать игру на двух-трех звуках, особенно хорошо эти инструменты звучат в терцию, использовать при этом можно до двух десятков инструментов. При соответствующей домашней тренировке эти инструменты можно широко использовать в детском оркестре. Игра на этих инструментах представляет широкое поле деятельности - это и имитация, и элементы полифонии, и стройные аккордовые созвучия, и совмещение различных по характеру приемов игры (например, легато), и музыкально - ритмическое разнообразие, и прием «цепного» дыхания.
Детские гусли, лютни, цимбалы, арфы, цитры предполагают три приема игры - щипком, медиатором, ложечками (в зависимости от названия, инструмента, а также характера исполняемой мелодии). У цитры, кроме основных струн, есть четыре струны, издающие низкие звуки, что позволяет использовать ее как гармонический фундамент инструментального ансамбля или детского оркестра. В ряде школ ансамбль цитр используется в классе как средство активизации музыкально-творческих способностей.
Флексатон - инструмент с постепенно изменяющимся звуком - представляет собой ручку с изогнутой металлической пластинкой, удары язычка по которой позволяют извлекать звук. Второй конец изогнутой пластинки надевается на большой палец, увеличение изгиба повышает звук, уменьшение – понижает. Игра на инструменте требует особой сноровки, умения точно найти нужную высоту ноты при изгибе пластинки с одновременным раскачиванием инструмента для извлечения звука. Флексатон не рекомендуется использовать на уроке, однако в оркестре он является замечательным тембровым украшением.
Существует множество других простейших инструментов, которые учитель, предварительно изучив способы игры на них и музыкальные возможности детей, может вводить и в урок музыки.
В изучении и понимании природы музыкальных чувств, музыкальных способностей существуют различные подходы, но все они свидетельствуют о стремлении найти ключ к расшифровке данной проблемы.
Понятие музыкальности в зарубежной музыкально-педагогической и психологической литературе рассматривается довольно многопланово. Г. Ревеш, например, считал музыкальность целостным понятием, не поддающимся никакому анализу и не допускающим его. А музыкальность по К. Сишору дифференцированно насчитывала двадцать пять «музыкальных талантов» - собирательных названий отдельных и независимых музыкальных способностей.
Абстрактная констатация музыкальных способностей дает лишь бесстрастную стандартизированную оценку музыкальности по определенным параметрам и не учитывает особенностей личностных качеств ребенка и возможностей их развития.
В зарубежной литературе порой высказывается мысль о «бесполезности» музыкального воспитания людей, не имеющих «врожденных и фундаментальных» музыкальных задатков.
Музыкальный критик Теодор Адорно считает, что музыкальные способности нет смысла развивать, если нет задатков - пусть молодой человек, входящий в жизнь, ищет себя на других дорогах судьбы человеческой. То есть подчеркивается мысль элитарности развитых музыкальных способностей.
Отечественная педагогика и психология указывают на то, что, во-первых, музыкальные способности активно развиваются в процессе музыкальной практики и, во-вторых, музыкальное образование, музыкально-творческое воспитание во всех его формах, в том числе и инструментальное музицирование, положительно влияет на общий уровень развития учащихся начальных классов.
Говоря об элементарном музицировании, нельзя не затронуть проблему формирования певческого голоса у детей с низким уровнем музыкальных задатков. Певческий голос является одним из основных показателей музыкальности ребенка. В данном случае не затрагивается качественный уровень развития внутреннего музыкального слуха. Ребенок может без ошибок определить слышанное ранее музыкальное произведение и интересно, с позиции данного ребенка, рассказать о его музыкальном содержании. Но отсутствие координации между слухом и голосом, то есть слабость мышц голосовых связок, неравнозначность подсвязочного давления, слабое общефизическое развитие, отсутствие навыков певческого дыхания, вокально-хоровых навыков говорит о необходимости активного формирования певческого голоса.
С позиций вокально-хорового воспитания существует достаточно большое количество такой методической литературы. Но развитие певческого голоса как многокомпонентной музыкальной способности посредством инструментальной деятельности представлено единичными публикациями. А.И. Паламарчук убеждена, что создание в начальной школе ансамбля струнных щипковых инструментов благоприятно скажется не только на улучшении общемузыкальной атмосферы, но и позволит активно формировать певческий голос всех без исключения детей.
Э. Бальчитис и А. Пиличяускас, изучая вопросы музыкального развития учащихся в процессе импровизирования и элементарного музицирования, особое значение придают формированию певческого голоса. Дети играют на народных литовских инструментах скудучяй очень несложные короткие попевки в избранной примарной певческой зоне и тут же их повторяют голосом. Постепенно попевки усложняются, развивается певческий голос, расширяется певческий диапазон, становится чистой певческая интонация. И все это благодаря активному введению игры на элементарных музыкальных инструментах.