Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:35, реферат
В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности. Среди обязательных предметов, входящих в программу общего развития школьников, необходимо уделять гораздо большее внимание художественному воспитанию детей, что совершенно необходимо для формирования у них эмоционально- личностного отношения к сокровищам мировой культуры, в частности музыкальной. Большое значение приобретают занятия музыкой, искусством, как нельзя больше воздействующим на эмоциональную сферу человека. В начальных классах это игра на детских музыкальных инструментах, которая влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развивает музыкально-творческие способности.
Введение
Инструментальное музицирование - основная тенденция музыкального воспитания XXI века.
Психолого-педагогические особенности инструментального музицирования.
Историко-педагогический аспект развития инструментальной деятельности.
Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе инструментального музицирования.
Использование детских музыкальных инструментов детьми младшего школьного возраста на уроках музыки.
Музыкальные способности, активно развивающиеся в процессе инструментального музицирования.
Уровни развития музыкальных способностей младших школьников.
Модели инструментальных упражнений, развивающие различные музыкальные способности.
Заключение
Литература
Приложения
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.
Далее я повторно читаю стихотворение, но вместо русских слов тихо, громко, чуть тише, чуть громче, внезапно громко, я произношу итальянские пиано, форте, меццо форте, меццо пиано, меняя при этом силу голоса. Дети ударяют молоточком о металлические пластинки металлофона в зависимости от смены динамических оттенков.
Развитие чувства темпа является актуальной задачей музыкального обучения. Чрезвычайно богатые возможности агогики как средства музыкальной выразительности, активизирующего музыкальное развитие младших школьников, еще не нашли должного воплощения в работе общеобразовательной школы. Тесная связь различных темпов с характером исполнения музыкального произведения особенно ярко может проявиться при игре на простейших музыкальных инструментах, в индивидуальных и совместных инструментальных импровизациях.
«Музыкальный материал, - пишет Е.В. Назайкинский, - обладает определенными темповыми возможностями, наиболее подходящими для его исполнения». (№ 12, с. 129-130)
На формирование темповой выразительности исполнения, чувства темпа (как и на другие компоненты развивающегося музыкального слуха учащихся) влияет важный фактор музыкального развития детей – эмоциональность. Поэтому воспитание эмоциональной отзывчивости должно пронизать красной нитью все формы музыкальной работы с детьми, и, в частности, при игре на элементарных ритмических и звуковысотных музыкальных инструментах.
Эмоции, свойственные человеку, не только развивают степень музыкального переживания, волнения, но и моделируют уровень готовности организма к двигательным реакциям, как активный источник осознанной двигательной энергии, например, в процессе усвоения навыков игры на элементарных музыкальных инструментах, исполнения аккомпанемента к песням и пьесам.
Необходимо заметить, что развитие характерных признаков эмоциональности у младших школьников: богатство речевых интонаций, интересная оценка прослушиваемого произведения, выразительное исполнение песни, разнообразие динамических нюансов в исполняемой на инструменте пьесе - идет рука об руку с ростом способности сопереживания, понимания эмоционального состояния как учителя, так и сверстников, эмоционально воспринимающих музыку.
Необходимо развитие творческих сил детей, непосредственно влияющих на формирование музыкальных способностей.
«Импровизирование как одна из форм музыкальной творческой деятельности, - писал Э. Бальчитис, - имеет огромное значение в музыкальном развитии детей... Наиболее эффективно применение импровизирования в процессе сольфеджирования, ритмики и музицирования на инструментах».
На основании вышесказанного можно констатировать: музыкальные и творческие способности есть целостный и взаимозависимый комплекс совершенствующегося музыкального сознания детей, что убеждает нас в правильно избранном пути формирования музыкальных способностей - через элементы творческих проявлений, мысленное музыкальное осознание ритмомелодических моделей.
Необходимо заметить, что формирование музыкальных способностей происходит всегда комплексно. Когда школьник играет, например, на металлофоне какую-либо мелодию, то он одновременно воспринимает: ритмическую структуру, высотные соотношения звуков, ладовую функцию, тембровую окраску, регистровую значимость, темповую характеристику.
Таким образом, музыкальные способности в аспекте рассматриваемой проблемы - многоплановое явление, включающее в себя широкий спектр развивающихся музыкальных данных детей. Тех, в первую очередь, детей, которые на первоначальном этапе музыкального обучения и воспитания не воспринимают эмоционально музыку как отражение жизни, не могут точно интонировать разучиваемые песни и для которых инструментальное музицирование становится средством активизации их музыкального развития в общеобразовательной школе.
Нельзя не сказать еще об одной важной особенности при развитии музыкальных способностей младших школьников, которая очень четко обозначилась в процессе изучения детских музыкальных инструментов в начальной школе, - формировании потребности детей в эстетическом восприятии музыки.
«Потребность - это форма активности личности», утверждал Г.С. Тарасов, автор исследования проблемы музыкальной потребности». (№21, с. 4).
Обучение учащихся с первоначально низким уровнем музыкальности игре на элементарных инструментах указало, что формирование музыкальной активности детей может явиться важным фактором развития их музыкальных потребностей.
Анализ музыкально-педагогической литературы позволил рассмотреть наиболее существенные и активно развиваемые в процессе инструментального музицирования музыкальные способности учащихся.
Играя на элементарных музыкальных инструментах, дети со слабыми музыкальными данными включаются в активную музыкальную деятельность, сначала поют «про себя» исполняемые на инструменте мелодии, а через некоторое время пропевают мелодию вслух, одновременно с игрой. Как показал опыт, воспринятая и зафиксированная слухом инструментально-певческая модель затем исполняется учеником интонационно верно без поддержки игрой на инструменте.
Инструментальная форма практической музыкальной деятельности устраняет психологический барьер у музыкально слаборазвитых детей и вселяет веру в возможность активного музыкального развития, что является важной установочной предпосылкой в процессе музыкального обучения и воспитания. У каждого ребенка разнообразны сочетания природных данных, своеобразен путь их формирования, обусловленный внутренними причинами и внешними воздействиями.
В свете проблемы массового музыкального образования детей речь идет, конечно, не о доминировании такого вида музицирования, как игра на музыкальных инструментах, и не об умалении огромного значения таких важных и существенных факторов, как слушание музыки и пение. Это лишь свидетельствует о необходимости внимательного и глубокого изучения возможности активного применения в школьных условиях инструментального музицирования, его органичного единства с другими видами музыкально-творческой деятельности учащихся.
Надо заметить, что одной из причин неравномерности в становлении музыкальных способностей детей является то, что фронтальная работа многих учителей музыки не всегда подкрепляется групповой и индивидуальной работой с отстающими.
Игра на музыкальных инструментах в педагогической практике рассматривается как активная форма работы, в первую очередь, с детьми, имеющими слабые музыкальные данные, с целью «подтягивания» отстающих в музыкальном воспитании, возможности их активного участия в игре на простейших музыкальных инструментах, а затем и в пении.
Уровень развития различных музыкальных способностей устанавливается по основным параметрам, наиболее важным в процессе формирования музыкальности младших школьников: музыкально-ритмическое чувство, звуковысотный слух, чувство лада, гармонический и полифонический, тембровый, динамический слух и чувство музыкального темпа.
Учет многих знаний о конкретном ребенке дает возможность установить подлинную степень развития музыкальных способностей. Тем боле, что в практике у одного и того же ребенка различные музыкальные способности далеко не всегда бывают равноценными.
Академик Б.В. Асафьев отмечал, что наличие абсолютного слуха иногда сопровождается трудностью восприятия сложных музыкальных отношений, а слабый слух порой сочетается с глубоким и серьезным интересом к музыке. То есть каждая музыкально-сенсорная способность учащихся развивается постепенно, но обязательно в процессе обучения и воспитания, и игра на музыкальных инструментах становится важным средством активизации формирования музыкальных способностей младших школьников, прежде всего со слабыми и очень слабыми музыкальными данными.
Основными показателями определения уровня музыкальности является эмоциональная увлеченность музыкой во всех ее проявлениях, точность выполнения заданий, совокупность правильных ответов по различным ранее перечисленным параметрам с последующим акцентом на развитие той или иной музыкальной способности.
Дифференцированный, индивидуальный подход к учащимся - необходимое звено в системе мер, направленных на совершенствование музыкального обучения детей игре на простейших музыкальных инструментах, путь, ведущий к повышению уровня музыкальности в классе. Опыт индивидуального подхода в обучении свидетельствует о его важности как фактора повышения эффективности формирования музыкальных способностей детей. Вместе с тем система дифференцированных индивидуальных музыкальных способностей помогает более четкому определению уровня музыкального развития школьников в процессе обучения игре на элементарных музыкальных инструментах, дает возможность активизировать развитие той или иной музыкальной способности с использованием элементарных инструментов, (приложение № 3).
Усвоение навыков игры на различных инструментах в начальных классах может проводиться одновременно с изучением основ нотной грамоты, что становится увлекательным эмоциональным опытом познания теории и практики исполнительского искусства.
Инструментальная деятельность детей должна рационально сочетаться с совершенствованием хорового исполнения разучиваемых песен. В качестве дополнительного материала песни и пьесы, предлагаемые детям для оркестрового сопровождения, должны представлять собой произведения интересные, высокохудожественные, педагогически целесообразные.
В системе образования разработаны упражнения для игры на ритмических и звуковысотных музыкальных инструментах с целью формирования тех или иных музыкальных способностей школьников. Выполнение отдельных заданий из системы инструментальных упражнений вовсе не означает развитие только одной какой-либо музыкальной способности, а помогает становлению музыкальности ребенка в целом. Как справедливо отмечали Е.В. Николаева и Л.B. Горюнова: «При изучении отдельных компонентов музыкального развития учащихся исследователи, как правило, строят всю систему воспитания и обучения школьников в интересующем их аспекте. Часто при этом происходит абсолютизация изучаемого компонента музыкального развития, например, одной из музыкальных способностей. В данном случае вся система воспитания и обучения направляется на развитие у школьников именно этой способности. В результате чего учащиеся достигают больших успехов в данной области, но, вместе с тем, не могут справиться полностью со всем комплексом требований, выдвигаемых к ним программой по музыке». (№ 7, с. 147-148).
Задача заключается в том, чтобы найти наиболее удачные, удобные и целенаправленные инструментальные упражнения, которые на определенном этапе развивали бы ту или иную музыкальную способность.
Ниже приведены модели упражнений для учащихся начальной школы, способствующие формированию различных музыкальных способностей по ранее выделенным компонентам.