Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:53, реферат
XVIII век многие философы и мыслители называли «веком разума и просвещения». В историю мировой культуры XVIII век вошёл как эпоха общественно-исторических сдвигов, острой борьбы с феодально-монархическими устоями и мощных народных движений. С эпохой Просвещения связаны лучшие завоевания науки, культуры, идеологии того времени. Этот период в истории культуры ознаменован деятельностью крупнейших философов и писателей века – Дидро, Гольбаха, Вольтера, Руссо, Лессинга, Гёте, Шиллера, Ломоносова, Радищева.
Развитие русской музыкальной культуры до классический период
XVIII век многие философы
и мыслители называли «веком
разума и просвещения». В историю
мировой культуры XVIII век вошёл
как эпоха общественно-
Новый период возникает в русской культуре, пережившей на рубеже XVII – XVIII веков знаменательный перелом. Русское искусство вступает на путь общеевропейского развития. В течении XVIII века Россия сумела активно войти в процесс движения мировой культуры, создать национальные школы, утвердившиеся в литературе, поэзии, архитектуре, живописи, театре, музыке. К концу столетия успехи русского искусства достигают огромных результатов. Об этом говорят имена великих русских писателей Державина. Фонвизина, Крылова, Карамзина; живописцев – Левицкого, Боровиковского, а также скульптора Шубина и архитекторов Баженова и Казакова.
XVIII век в русской музыке
связан с бурным, напряжённым
ростом, который протекал в условиях
господства феодально–
В развитии музыкальной культуры каждый из этих периодов характеризуются своеобразными чертами. Если важнейшие достижения Петровской эпохи ограничивались, главным образом, внедрением несложных бытовых музыкальных форм, рождением партесного стиля, то к середине XVIII века проявляется более широкий и более профессиональный подход к музыке как к искусству. В русскую музыкальную жизнь входят сложные жанры оперной, хоровой, инструментальной камерной музыки, формируются национальные традиции музыкального исполнительства, закладывается прочная основа оперного и балетного театра в России. В итоге этого исторического процесса возникла русская композиторская школа, выдвинувшая в конце XVIII века плеяду талантливых мастеров.
В истории искусства существуют периоды, отличающиеся особой стилистической неопределённостью, неустойчивостью. Для русской культуры таким периодом явился рубеж XVII-XVIII веков, и, собственно, всё XVIII столетие. В это время происходит поиск и становление новых художественных принципов. В рамках стиля барокко появляются первые ростки классицизма, которые к середине XIX века прочно укрепляют свои корни в русской культуре, в том числе и в музыке. В этих условиях формировалось творческое мировоззрение Д. Бортнянского, одного из значительных композиторов XVIII – начала XIX века.
Каковы же особенности стиля барокко в русской культуре?
Черты Ренессанса в XV – XVI века в России проявились слабо. Это было следствием влияния татаро–монгольского ига. Художественному развитию страны был нанесён большой ущерб и поэтому некоторые направления, стили, в том числе и музыкального искусства, которые имели большое значение почти для всех стран Запада, в России не получили своего развития. Стране лишь к концу XVII началу XVIII века удалось компенсировать своё культурное положение. Расширился круг её общения, а достижения в развитии светской культуры в XVII веке привели к рождению национального стиля барокко, черты которого смешивались с чертами Ренессанса, а позже и классицизма. Существует мнение, что барокко в России заменило собой Ренессанс. Вот что пишет искусствовед М. Лобанова: «Барокко - чрезвычайно гибкий и активный стиль, легко вступающий в сочетания с другими. Барокко может заменить «пропущенные фразы: так, в России оно, по существу, берёт на себя функции Ренессанса» [2, с. 15].
Барокко стало первым развитым стилистическим направлением в России при переходе от средневековья к новому периоду. Стиль барокко проявился в стремлении к наибольшей выразительности, к необычности эффектов к живописной картинности и пластичности архитектурных композиций. Барочные формы приобрели чисто декоративную функцию. Волнообразные линии фасадов, группы колонн и скульптур, напряжённое движение архитектурных форм – все эти богатые средства выразительности были направлены к главной цели: удивить, поразить зрителя внешним великолепием и религиозно мистическим пафосом.
Барокко охватывает все виды русского искусства, и в рамках этого стиля во всех видах искусства происходит качественный скачок. В истории русской архитектуры и живописи термин «барокко» стал употребляться с 20- х годов XVII века. Несколько позже (60-е годы) он распространился и на область русской литературы. В литературе стиль барокко в эти годы был плодотворным в плане развития описания пейзажей, сюжета. В его рамках начинала осознаваться ценность человеческой личности, её индивидуальность. Трагический элемент, свойственный западному барокко, в России был выражен слабо. Русское барокко было жизнерадостнее и оптимистичнее, оно к тому же в этом плане сочеталось с чертами Ренессанса.
В области живописи осуществлялся
быстрый переход на рубеже веков
от иконописи к светскому
В архитектуре 60-х годов XVII
века этот стиль отличался пышностью
форм, разнообразием композиционных
решений и богатством декоративного
убранства. Величественностью и
монументальностью пронизаны
Барокко в русской музыке охватывает период с конца XVII до середины XVIII века. В это время произошли серьёзные изменения в развитии музыкального языка. В течение нескольких десятилетий был совершён переход от монодии к многоголосию и партесному пению. В ранний период стиля во многом ещё сохранились черты средневекового певческого искусства. Позже наиболее характерные черты музыкального барокко выразились в партесном хоровом концерте. Присущая ему монументальная фактура, красочное и выразительное использование темброво-динамических контрастов, цветистый орнаментальный рисунок переплетающихся мелодических линий – всё это очень напоминает стиль богато декорированных многоцветных сооружений барочной архитектуры. Музыкальная драматургия произведений опиралась на развитие ладовых закономерностей, а не на словесный текст, как это было в XVII веке, что привело к развитию самостоятельности музыкального языка. «Концертность» как композиционный принцип стал одним из основополагающих стилистических признаков барокко в музыке. Первоначальное значение терминов «концерт», «концертирующий стиль» связано с возникшим на Западе во второй половине XVI века типом многохорной монументальной композиции, создателями которой явились итальянские мастера Андреа и Джовани Габриели. На первом плане здесь – красочное воздействие противостоящих друг другу масс, а не тщательная разработка деталей полифонической фактуры. Стилистическое обновление русского искусства XVIII века дало толчок развитию светского искусства и появлению новых жанров и видов музыки – начала развиваться инструментальная музыка, к концу столетия появились первые русские оперы.
Общими чертами для западноевропейского и русского музыкального барокко являются гармонически-функциональное развитие, поляризация мажора и минора, появление новых музыкальных форм, которые пришли на смену древнерусскому пению и полифоническому стилю на Западе.
В России стиль барокко в большей мере связан с прогрессивными реформами Петра I и выражал высокие идеи отчизны. Характерно, к примеру, что музыка петровского времени насчитывает большое количество произведений, написанных по случаю военных побед (виватные и панегирические канты). Для музыки этих сочинений характерны так называемые «валторновые» ходы, торжественность, подражание колокольным звучаниям.
Хотя в России барокко не достигло такого пышного расцвета как в ряде стран Западной Европы или в Польше (яркие его представители – Марцин Мельчевский, Яцек Ружицкий), и его продолжительностью здесь была сравнительно недолгой, историческая роль этого стиля в русской хоровой культуре чрезвычайно велика. Именно в рамках барокко, охватывающих ренессансные и просветительские элементы, осуществлялся переход от древнего к новому периоду, как в литературе и пластических искусствах, так и в русской музыке.
Информация о работе Развитие русской музыкальной культуры до классический период