Развитие русской музыкальной культуры до классический период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:53, реферат

Описание работы

XVIII век многие философы и мыслители называли «веком разума и просвещения». В историю мировой культуры XVIII век вошёл как эпоха общественно-исторических сдвигов, острой борьбы с феодально-монархическими устоями и мощных народных движений. С эпохой Просвещения связаны лучшие завоевания науки, культуры, идеологии того времени. Этот период в истории культуры ознаменован деятельностью крупнейших философов и писателей века – Дидро, Гольбаха, Вольтера, Руссо, Лессинга, Гёте, Шиллера, Ломоносова, Радищева.

Файлы: 1 файл

Развитие русской музыкальной культуры до классический период.docx

— 21.71 Кб (Скачать файл)

Развитие русской музыкальной культуры до классический период

XVIII век многие философы  и мыслители называли «веком  разума и просвещения». В историю  мировой культуры XVIII век вошёл  как эпоха общественно-исторических  сдвигов, острой борьбы с феодально-монархическими  устоями и мощных народных  движений. С эпохой Просвещения  связаны лучшие завоевания науки,  культуры, идеологии того времени.  Этот период в истории культуры ознаменован деятельностью крупнейших философов и писателей века – Дидро, Гольбаха, Вольтера, Руссо, Лессинга, Гёте, Шиллера, Ломоносова, Радищева.

Новый период возникает в  русской культуре, пережившей на рубеже XVII – XVIII веков знаменательный перелом. Русское искусство вступает на путь общеевропейского развития. В течении XVIII века Россия сумела активно войти  в процесс движения мировой культуры, создать национальные школы, утвердившиеся  в литературе, поэзии, архитектуре, живописи, театре, музыке. К концу  столетия успехи русского искусства  достигают огромных результатов. Об этом говорят имена великих русских  писателей Державина. Фонвизина, Крылова, Карамзина; живописцев – Левицкого, Боровиковского, а также скульптора Шубина и архитекторов Баженова и Казакова.

XVIII век в русской музыке  связан с бурным, напряжённым  ростом, который протекал в условиях  господства феодально–крепостнической системы, с присущими ей сословными разграничениями. В музыкальной культуре XVIII века можно выделить три главных периода:

  1. первая четверть века, связанная с реформами Петра.
  2. эпоха 1730 – 1760–х годов, отмеченная значительными достижениями национальной культуры (время правления Анны и Елизаветы – преемниц Петра).
  3. последняя треть века – период русского Просвещения (высокий подъём в литературе и искусстве).

В развитии музыкальной культуры каждый из этих периодов характеризуются  своеобразными чертами. Если важнейшие  достижения Петровской эпохи ограничивались, главным образом, внедрением несложных  бытовых музыкальных форм, рождением  партесного стиля, то к середине XVIII века проявляется более широкий и более профессиональный подход к музыке как к искусству. В русскую музыкальную жизнь входят сложные жанры оперной, хоровой, инструментальной камерной музыки, формируются национальные традиции музыкального исполнительства, закладывается прочная основа оперного и балетного театра в России. В итоге этого исторического процесса возникла русская композиторская школа, выдвинувшая в конце XVIII века плеяду талантливых мастеров.

В истории искусства существуют периоды, отличающиеся особой стилистической неопределённостью, неустойчивостью. Для русской культуры таким периодом явился рубеж XVII-XVIII веков, и, собственно, всё XVIII столетие. В это время происходит поиск и становление новых  художественных принципов. В рамках стиля барокко появляются первые ростки классицизма, которые к середине XIX века прочно укрепляют свои корни  в русской культуре, в том числе  и в музыке. В этих условиях формировалось  творческое мировоззрение Д. Бортнянского, одного из значительных композиторов XVIII – начала XIX века.

Каковы же особенности  стиля барокко в русской культуре?

Черты Ренессанса в XV – XVI века в России проявились слабо. Это было следствием влияния татаро–монгольского ига. Художественному развитию страны был нанесён большой ущерб и поэтому некоторые направления, стили, в том числе и музыкального искусства, которые имели большое значение почти для всех стран Запада, в России не получили своего развития. Стране лишь к концу XVII началу XVIII века удалось компенсировать своё культурное положение. Расширился круг её общения, а достижения в развитии светской культуры в XVII веке привели к рождению национального стиля барокко, черты которого смешивались с чертами Ренессанса, а позже и классицизма. Существует мнение, что барокко в России заменило собой Ренессанс. Вот что пишет искусствовед М. Лобанова: «Барокко - чрезвычайно гибкий и активный стиль, легко вступающий в сочетания с другими. Барокко может заменить «пропущенные фразы: так, в России оно, по существу, берёт на себя функции Ренессанса» [2, с. 15].

Барокко стало первым развитым стилистическим направлением в России при переходе от средневековья к  новому периоду. Стиль барокко проявился  в стремлении к наибольшей выразительности, к необычности эффектов к живописной картинности и пластичности архитектурных  композиций. Барочные формы приобрели  чисто декоративную функцию. Волнообразные  линии фасадов, группы колонн и скульптур, напряжённое движение архитектурных  форм – все эти богатые средства выразительности были направлены к  главной цели: удивить, поразить зрителя  внешним великолепием и религиозно мистическим пафосом.

Барокко охватывает все виды русского искусства, и в рамках этого  стиля во всех видах искусства  происходит качественный скачок. В  истории русской архитектуры  и живописи термин «барокко» стал употребляться с 20- х годов XVII века. Несколько позже (60-е годы) он распространился  и на область русской литературы. В литературе стиль барокко в  эти годы был плодотворным в плане  развития описания пейзажей, сюжета. В  его рамках начинала осознаваться ценность человеческой личности, её индивидуальность. Трагический элемент, свойственный западному барокко, в России был  выражен слабо. Русское барокко  было жизнерадостнее и оптимистичнее, оно к тому же в этом плане сочеталось с чертами Ренессанса.

В области живописи осуществлялся  быстрый переход на рубеже веков  от иконописи к светскому искусству. Новое отношение к деталям, к  композициям, к краскам, появление  «световидных ликов» (т.е. написанных светотенью) – всё это вело к развитию портретной живописи в России.

В архитектуре 60-х годов XVII века этот стиль отличался пышностью  форм, разнообразием композиционных решений и богатством декоративного  убранства. Величественностью и  монументальностью пронизаны постройки  царских дворцов, княжеских палат, парадных соборов и государственных  учреждений. Великолепным мастером русского барокко был архитектор Растрелли (Большой царскосельский дворец, Смольный монастырь Зимний дворец в Петербурге), влияние этого стиля сказалось и в некоторых постройках Баженова.

Барокко в русской музыке охватывает период с конца XVII до середины XVIII века. В это время произошли  серьёзные изменения в развитии музыкального языка. В течение нескольких десятилетий был совершён переход  от монодии к многоголосию и партесному пению. В ранний период стиля во многом ещё сохранились черты средневекового певческого искусства. Позже наиболее характерные черты музыкального барокко выразились в партесном хоровом концерте. Присущая ему монументальная фактура, красочное и выразительное использование темброво-динамических контрастов, цветистый орнаментальный рисунок переплетающихся мелодических линий – всё это очень напоминает стиль богато декорированных многоцветных сооружений барочной архитектуры. Музыкальная драматургия произведений опиралась на развитие ладовых закономерностей, а не на словесный текст, как это было в XVII веке, что привело к развитию самостоятельности музыкального языка. «Концертность» как композиционный принцип стал одним из основополагающих стилистических признаков барокко в музыке. Первоначальное значение терминов «концерт», «концертирующий стиль» связано с возникшим на Западе во второй половине XVI века типом многохорной монументальной композиции, создателями которой явились итальянские мастера Андреа и Джовани Габриели. На первом плане здесь – красочное воздействие противостоящих друг другу масс, а не тщательная разработка деталей полифонической фактуры. Стилистическое обновление русского искусства XVIII века дало толчок развитию светского искусства и появлению новых жанров и видов музыки – начала развиваться инструментальная музыка, к концу столетия появились первые русские оперы.

Общими чертами для  западноевропейского и русского музыкального барокко являются гармонически-функциональное развитие, поляризация мажора и минора, появление новых музыкальных  форм, которые пришли на смену древнерусскому пению и полифоническому стилю  на Западе.

В России стиль барокко  в большей мере связан с прогрессивными реформами Петра I и выражал высокие  идеи отчизны. Характерно, к примеру, что музыка петровского времени  насчитывает большое количество произведений, написанных по случаю военных  побед (виватные и панегирические канты). Для музыки этих сочинений характерны так называемые «валторновые» ходы, торжественность, подражание колокольным звучаниям.

Хотя в России барокко  не достигло такого пышного расцвета как в ряде стран Западной Европы или в Польше (яркие его представители  – Марцин Мельчевский, Яцек Ружицкий), и его продолжительностью здесь была сравнительно недолгой, историческая роль этого стиля в русской хоровой культуре чрезвычайно велика. Именно в рамках барокко, охватывающих ренессансные и просветительские элементы, осуществлялся переход от древнего к новому периоду, как в литературе и пластических искусствах, так и в русской музыке.


Информация о работе Развитие русской музыкальной культуры до классический период