Реализация игровых технологий на уроке музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 21:19, реферат

Описание работы

Цель данной работы - определить роль и место игровых технологий в приобщении младших школьников к музыке.
В соответствии с целью работы мною определены следующие задачи:
- изучить научную литературу по данной проблематике;
- рассмотреть сущность и характеристики игровых технологий и определить их возможности в процессе воспитания;

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 73.62 Кб (Скачать файл)

"Реализация  игровых технологий на уроке  музыки"

 

 

 

Введение

 

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Таким средством воспитания является игра. Она, как и любая другая игра, имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Игра представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Младший школьный возраст — чрезвычайно важный период развития человека. Младший школьный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности— в игре.

Цель данной работы - определить роль и место игровых технологий в приобщении младших школьников к музыке.

В соответствии с целью работы мною определены следующие задачи:

- изучить научную литературу  по данной проблематике;

- рассмотреть сущность  и характеристики игровых технологий  и определить их возможности  в процессе воспитания;

- выявить особенности  применения игровых технологий  в воспитательном процессе младших  школьников;

- обосновать эффективность  применения технологий в приобщении  младших школьников к музыке

В приложении собраны игры, задания, игровые упражнения, которые помогут взрослому научить ребенка искусству слышать музыку.

игровой технология музыка школьник

 

 

1. Сущность и  содержание понятия «игровые  технологии»

 

1.1 Понятие игры. Концепции  игровых технологий

 

Слово игра столь общепризнанно, но при этом существует огромное число самых разных определений игры.

Польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в человечестве, себя во Вселенной. Ребенок действительно, прежде всего, ищет себя в играх, определяет свое место среди сверстников, обращаясь к прошлому, настоящему, будущему. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности в условиях, направленных на воссоздание и освоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением1.

Г.С.Абрамова, развивая эту мысль, указывает, что играя в замкнутом пространстве по известным правилам, человек в большей степени имеет возможность пережить динамические возможности своего Я, свою способность изменяться, быть другим2. Игра создает и реализует напряжение, связанное с переживанием границ своего Я, и возможности воздействия на свои же собственные границы, задает новое качество внутреннего диалога человека.

Продолжая примеры педагогических определений игры, приведем еще два. В частности, по мнению С.Т. Шатцкого: игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества3. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.

В.А.Сухомлинский предлагает такую метафору: игра – это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Игра – сложное социально – психологическое явление и потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуются особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Игра – это не столько деятельность, сколько качество деятельности, качество сознания, качество поведения… Иногда, определяя игру предельно кратко, отмечают, что это любая деятельность, так или иначе связана с условностями.

Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по мнению Д.Б. Эльконина4, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.5

Организация Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Этот факт свидетельствует о первостепенном значении игры для естественного и гармоничного развития ребенка. Однако, в ряде исследований игра определяется как работа ребенка. Это, по-видимому, попытка каким-то образом узаконить игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых.

3игмунд Фрейд писал: «Самая  любимая и всепоглощающая деятельность  ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре  каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции».

Игра для детей — это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.

Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной6. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытывал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть не слишком явной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт, и с игрой связаны те редкие моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

«Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с эмоциональной точки зрения. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре»7.

Первым, кто предложил изучать игру детей с целью их понимания и воспитания, был Ж.–Ж. Руссо. Еще в XVIII веке он писал, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо наблюдать за его игрой. В своем произведении «Эмиль» Руссо выразил свои идеи в области образования и воспитания ребенка. Он признал, что детство является определенным периодом в развитии человека и что дети — это не просто маленькие взрослые. В дальнейшем он обосновал огромное значение данного периода и особую роль игр в детстве. Руссо рекомендовал учителю самому стать ребенком, чтобы присоединиться к играм своего воспитанника. Однако отношение Руссо к детской игре было ориентировано, прежде всего, на цели воспитания и обучения – в отличие от современной тенденции использовать игру для решения терапевтических и исследовательских задач.

Д.Б. Эльконин пришел к заключению, что «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности»8.

Люди, как и животные, любят игры в силу подсознательного стремления к психодинамическому развитию, благодаря играм осваиваются ситуации, возможные в будущем, т.е. происходит переадаптация, а сама игра представляется сверхстимулом адаптационного процесса. Участие в играх – одна из форм освоения сложных форм одновременного мышления на разных уровнях решаемой проблемы.

 «Когда человеку о  его индивидных свойствах говорят  другие, эти свойства «означиваются», становятся знаками, происходит  их символизация. Превращение индивидных  свойств в знаки коренным образом  меняет их функцию в регуляции  динамики поведения и развития  личности… у человека возникает  образ его индивидуальных свойств  и появляется возможность произвольного  управления своим собственным  телом так же, как он управляет  теми или иными предметами  действительности»9

Игра, ее действие все больше и больше выходят за пределы наших прежних представлений о ее роли и значении в жизни человека.

Выготский полагал, что игра - это прекрасный метод развивающего обучения. Его очень интересовал символический и фантазийный аспекты игры, в которой ребенок палочкой замещает лошадь и скачет на ней как на настоящей лошади. Для маленьких детей воображаемая ситуация является реальностью10. Родителям следует поощрять такую воображаемую игру, потому что она способствует развивающему обучению ребенка, особенно развитию его творческих способностей.

Игровое поведение, не связанное с деятельностью по получению пищи, требующее «свободы» и предполагающее возможность актуализации ориентировочного рефлекса и ориентировочно-исследовательской деятельности, могло выступать в числе наиболее активных факторов, обеспечивающих процесс формирования новой природы связей – развития социальной жизни, социальных отношений, деятельности.

Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности. В результате этого на определенном этапе исторического развития происходит формирование игры как особой социокультурной конструкты общества. Становление игры предполагает также изменение, усложнение и накопление социокультурного потенциала, выступающего как преобразующий фактор в изменении самого человека. Это проявляется, в частности, в степени социализации и индивидуализации человека древнего общества, способного в разной степени творить, удваивать свой мир, творить «искусственные» отношения. Если искусство предполагает достаточно высокую степень самоопределения, то проявление в филогенезе, например, ролевой игры в не меньшей степени зависело от степени выраженности самости человека, хотя и художественная деятельность и игровая появились намного раньше.

Огромное количество этнографической литературы позволяет говорить о характеристиках и объяснении степени характера развития игровой деятельности в зависимости от общего уровня развития общества и, прежде всего его деятельности.

До сих пор активно и многопланово изучаемая игра остается загадкой для понимания, недостаточно исследованным явлением социальной сферы. Представленная в разных формах, разная по содержанию, по характеру, позициям играющих, она проходит реально через всю жизнь человека. Игра ребенка, игра в театре артиста и зрителя, «игра» в ритуале, спортивная и игра в карты, деловая, компьютерная и игра военная, игра своей роли в общении дома, на работе – имеют разное содержание, структуру, смыслы и т.д.

И все-таки есть нечто общее, что определяет единую природу игры как особого типа деятельности, как явления, особо необходимого и важного в организации жизнедеятельности человека.

В этом плане особое значение приобретает определение игры, достаточно широко обсуждаемое как в отечественной, так и зарубежной литературе не только и не столько на уровне определения – термина, сколько как определения игры в качестве особого четко выделяемого явления. И это одна из главных задач в познании игры, которая становится актуальной для обсуждения.

В существующих определениях главным является фиксация ее специфики как особого вида деятельности.

Так, подчеркивается, что игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности. То есть игра занимает особое положение по отношению к другим видам деятельности. Но игре человек не просто воссоздает другие виды своей деятельности – он многократно воспроизводит действия, социально значимые для него в жизни, то есть игра подчиняется тем же жизненным ритмам и циклам, которым подчиняется вся наша жизнь и вне игры.

С философской точки зрения лучше всех исследовал этот вопрос голландский ученый Й.Хейзинга. Ниже приводятся выдержки некоторых его выводов.

...Игра старше культуры, ибо культура предполагает наличие  человеческого общества, а животные  вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть.

Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.

Информация о работе Реализация игровых технологий на уроке музыки