Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 21:19, реферат
Описание работы
Цель данной работы - определить роль и место игровых технологий в приобщении младших школьников к музыке. В соответствии с целью работы мною определены следующие задачи: - изучить научную литературу по данной проблематике; - рассмотреть сущность и характеристики игровых технологий и определить их возможности в процессе воспитания;
В незнакомых ситуациях ребенок
чаще всего следует за другими вопреки
своим знаниям, вопреки своему здравому
смыслу. При этом независимо от выбора
поведения он испытывает чувство сильного
напряжения, смятения, испуга. Конформное
поведение, следование за сверстниками
типично для детей младшего школьного
возраста. Это проявляется в школе на уроках
(дети, например, часто поднимают руку
вслед за другими, при этом бывает, что
они внутренне вовсе не готовы к ответу),
это проявляется в совместных играх и
в повседневных взаимоотношениях.
Стремление «быть лучше, чем
все» в младшем школьном возрасте проявляется
в готовности быстрее и лучше выполнить
задание, правильно решить задачу, написать
текст, выразительно прочитать. Ребенок
стремится утвердить себя среди сверстников.
Стремление к самоутверждению
также стимулирует ребенка к нормативному
поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили
его достоинство. Однако стремление к
самоутверждению в том случае, если ребенок
не способен или затрудняется выполнять
то, чего от него ожидают (в первую очередь,
это его успехи в школе), может стать причиной
его безудержных капризов.
Каприз — часто повторяющаяся
слезливость, необоснованные своевольные
выходки, выступающие как средство обратить
на себя внимание, «взять верх» над взрослыми
асоциальными формами поведения. Капризными,
как правило, бывают дети:
неуспешные в школе;
чрезмерно избалованные;
дети, на которых мало обращают
внимания;
ослабленные, безынициативные
дети.
Во всех случаях эти дети не
могут удовлетворить стремление к самоутверждению
другими путями и избирают инфантильный
бесперспективный способ обратить на
себя внимание. Форму капризов обретает
поведение ребенка с еще скрытыми акцентуациями
в развитии личности, что в дальнейшем
может проявить себя в подростковом возрасте
в асоциальном поведении.
К сожалению, родители и учителя
часто сравнивают детей с разными возможностями.
Ставя в пример ребёнку, который неважно
учится, другого, более одарённого или
трудолюбивого, они пытаются повысить
успеваемость первого, но вместо ожидаемого
результата это приводит к снижению его
самооценки. Гораздо эффективнее действует
сравнение ребёнка с самим собой: если
ему сообщить о том, насколько он продвинулся
по сравнению с прежним уровнем, это может
оказать благоприятное влияние на его
самооценку и стать предпосылкой повышения
уровня учебной деятельности. [1].
2.2 Игровые технологии
в обучении музыке младших
школьников
В системе эстетического воспитания
учащихся в школе музыкальное воспитание
занимает значительное место. Музыкальное
воспитание - часть эстетического, в задачу
которого входит дать ребенку эстетические
впечатления, переживания, развить на
этой основе воображение, дать элементарные
творческие навыки и умения. Все это предусмотрено
программой школы, но, сообщая детям те
или иные сведения из области музыки, следует
знать и психологические особенности
детей различных возрастов. Для детей
младшего мкольного возраста( 7-8 лет) характерна
чрезвычайная подвижность. Они нуждаются
в частой смене видов работы, так как внимание
их крайне неустойчиво, они легко отвлекаются,
трудно сосредотачиваются на одном задании.
Легче воспринимается конкретный материал,
живой образ, нежели отвлеченные понятия.
Поэтому важнейшим средством воспитания
и обучения, в том числе на уроках музыки,
остается игра, элементы занимательности.
Они стимулируют фантазию ребенка, живость
воображения, надолго сохраняют сформированные
музыкой образы, что важно как средство
и способ познания. Очевидно, что никого
не нужно убеждать в том, что игры развивают
способность младших школьников к обобщению,
помогают им устанавливать связи фактов,
тренируют память и внимание, развивают
речь, активность, инициативу, дисциплинированность.
Элементы занимательности на уроках музыки
способны обеспечить «живой» интерес
детей к музыкальной культуре, настраивают
их на более детализированное восприятие
изучаемых произведений.
Как следствие, в практике проведения
уроков музыки и пения получило распространение
применение самых различных игр, занимательных
заданий. Это и творческие игры самих детей,
игры с определенными правилами (предлагаемыми
педагогом), подвижные игры (инсценировки,
хороводы, ритмические задания), дидактические
игры, которые уточняют и расширяют знания,
кругозор детей, являются эффективным
образовательным средством.
Приведу примеры. Для развития
умения ребенка ориентироваться в нотной
записи, исполнять несложные произведения
по нотам, следить за нотной записью при
пении с текстом, как важнейшей практической
задачи обучения пению целесообразно
установление связи занятия по нотной
грамоте с хоровым пением и введением
в учебный процесс различных игр и игровых
средств. Добиваясь их средствами четкой
дикции, хорошей артикуляции, можно предупредить
возможные трудности у детей по работе
над протяжными песнями. В частности, целесообразна
работа со скороговорками, которая интересна
и для детей, где наряду с выполнением
задачи четкого произношения они в быстром
темпе учатся интонировать на одном звуке,
а это довольно трудно. Может быть использована
"Игра в моряков". Один, из хорошо
поющих детей - капитан. Он набирает веселую
команду. Кто верно повторит его задания
(спеть фразу), идет в команду.
Одним из важнейших звеньев
учебной работы по музыке является последовательное
формирование у детей музыкально-слуховых
представлений. Это условие развития всех
музыкальных способностей. Чем ярче музыкальные
представления у детей, тем успешнее идет
обучение в части узнавания, сравнения,
сопоставления. К сожалению, многие учителя
музыки не понимают необходимости этого
вида деятельности на уроке. Они полностью
исключают музыкальную грамоту из урока
музыки и идут по пути наименьшего сопротивления.
Из урока в урок у них присутствуют только
такие виды деятельности как слушание
и пение.
Обучение пению по нотам начинается
уже в I классе и постоянно подкрепляется
для большей доступности играми, сравнениями,
рассказами, пояснениями, дающими возможность
лучше осознать простейшие элементы музыкального
языка. Для музыкального развития детей
нужно отбирать наиболее эффективные
способы, приемы обучения музыкальной
грамоте.
На начальном этапе обучения
и здесь преобладает игра, в которой понятия
усваиваются лучше.
Большой интерес вызывает у
детей игра на "Живом рояле". Выходят
8 ребят, которые представляют клавиши
рояля, соответствующие гамме "До Мажор".
Учитель указывает на отдельных детей
- клавиши и они поют, называя соответствующий
звук.
пения примера "вслух"
и "про себя" в виде цепочки. Начинает,
например, учитель вслух, ученики тоже
делают "про себя" и по указанию учителя
включаются в пение вслух.
Быстро укладывается в памяти
детей осознание названия и расположения
нот, когда их объяснение подкрепляется
при каждом новом случае в занимательной
форме. Например, повторению записи нот
на нотоносце прекрасно помогает чтение
отрывков из стихотворения М. Сергеева.
Музыкант был рассеянным очень,
Нанес он в блокноте пять тоненьких
строчек
Блокнот отложил и задумался
вдруг,
А рядом дремал под кустом бурундук
Темнело на спинке его пять
полос
На них музыкант свои ноты занес
Здесь "до" была нота, и
"ре" была нота.
А "ми" не попала на строчки
блокнота.
И все остальные четыре значка
Попали на спинку бурундучка.
Сороки, покинув родное гнездо,
Пытались взять самое верхнее
"до",
С далекой реки прилетела дрофа,
Чтоб выяснить точно, где пишется
"фа".
Олени смотрели на всех удивленно:
Написано "соль", а лизнешь
- не солено.
Хорошим вспомогательным материалом
к объяснению всех тем 1-3 класса являются
стихи Н. Кончаловской "Нотная азбука".
Они являются коротким и существенным
обобщением предварительно изложенного
материала. Закрепляя запись на нотоносце,
целесообразно использовать следующее
ее четверостишие:
Семь всего лишь нот на свете:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни эти ноты
И в тетрадку запиши.
Приступая к знакомству с длительностями
нот уместно зачитать детям:
Нам пока хватает нот
Только нотам нужен счет.
Счет известный в целом мире
Раз, два, три, четыре.
Формируя деление длительностей,
удобно с помощью стихотворения подкреплять
их названия:
Если нота белая - это нота целая.
Разделим ноту целую на половинки
белые.
Палочкой отметив, чтоб с той
не спутать этих
В каждой ноте половинке по
две черных четвертинки.
В каждой четвертушке - две восьмушки
– две чернушки
Палочки и точки, на палочках
крючочки.
Знакомя с паузами, можно прибегнуть
к такому пояснению:
Коль найдешь такой значок
Значит целый такт молчок.
Если ж знак лежит вот так
Значит пауза пол -такта.
А такой значок найдешь
Значит, четверть переждешь.
А фигурка вот такая –
Это пауза восьмая.
Для разъяснения значения знаков
альтерации:
Что скрыто в маленьком значке
На третьей линии в строке?
Об этом нас ты расспроси,
И мы дадим ответ - изволь:
Везде, где встретишь ноту "си"
Играй не "си", а "си бемоль".
Вот скажем этот знак - "диез"
На пятую линейку влез.
На пятой нота "фа" (мы это
знаем)
На "фа - диез" ее меняем.
А этот новый знак у нас
Обозначает он отказ.
Вот это "ре", здесь "ре
диез"
А "ре с бекаром", просто
без.
Надо сказать, что музыкальная
азбука Кончаловской Н. дает еще и богатейший
материала для оформления чудесных, образных
наглядных пособий.
С большим желанием дети участвуют
в работе с ребусами, шарадами, загадками,
несложными кроссвордами. Это все не только
закрепляет полученные детьми знания,
но и расширяет их общий кругозор, ибо
здесь дети знакомятся как с нотной терминологией,
так и расширяют знания, пополняют их новыми
сведениями из области музыки.
Для обеспечения навыка нотонаписания
по имеющимся образцам возможно следующее:
записать с помощью нот "до", "ми",
слога - слово "до-ми-но"... При его
выполнении дети придумывают образы с
предложенной нотой, а один ученик записывает
либо только эти ноты, либо целиком слова
на доске. Эти зрительные образы способствует
лучшему запоминанию материала.
Формы применения всех вышеперечисленных
элементов занимательности на уроках
музыки различны и каждому педагогу следует
избегать большой перегрузки ими учебно-воспитательного
процесса. Урок не должен быть превращен
в сплошную игру и развлечение, занимательные
средства должны быть направлены на повышение
разнообразия форм и способов объяснения
и закрепления учебного материала. Они,
способствуя лучшему пониманию и усвоению
различных разделов музыкальной грамоты,
должны, поддерживая интерес учащихся
до конца урока, развивать у них серьезное
отношение к изучению основ музыкального
языка.
Значима роль игр и занимательных
средств в приобщении учащихся к пониманию
ценностей музыкального искусства, развитию
их слушательской культуры. С начальных
классов учителя музыки стремятся воспитывать
эмоциональную восприимчивость к красоте
музыкального произведения, развивают
умение ребенка осознанно "выразить
свои суждения о прослушанном". Активное
восприятие музыки обуславливается воспитанием
и развитием определенных музыкальных
способностей: музыкального слуха, сосредоточенного
внимания, сформированных музыкальных
представлений и музыкальной памяти.