Следует помнить, что музыкальное
воспитание детей - основа музыкальной
культуры народа. Музыка должна все время
звучать на уроке, волновать детей, создавать
эмоциональное настроение, воспитывать
добрые, гуманные чувства, неиссякаемую
человечность. Возвращаясь к роли учителя
музыки в реализации этих установок, следует
подчеркнуть, что он должен обладать не
только спокойствием и доброжелательностью
в обращении с детьми, но в первую очередь,
быть большим энтузиастом и фантазером
игр и творческих заданий, позволяющих
увлечь каждого ребенка в неведомый мир
говорящих звуков, раскрыть для них непознанную
, но познаваемую прелесть вечно необходимой
человеку музыки. В приложении к статье
нами представляется занимательный материал,
который также может быть использован
учителем в этой работе (варианты текстов
скороговорок, ребусов, занимательных
стихотворений и заданий) 14.
Заключение
Как правило, начальный период
обучения музыке приходится на младший
школьный возраст. Учитывая психофизиологические
особенности этого возраста можно предположить,
что освоение нового вида деятельности
будет представлять определенные трудности
и повлечет за собой дополнительные эмоциональные
и физические затраты. Поэтому важно чтобы
постижение музыкально-исполнительских
навыков не привело к потере интереса
к музыкальной деятельности и миру музыки.
Я считаю, что необходимо наряду с традиционными
методами обучения широко использовать
специфические. В младших классах, можно
эффективно применять игровой метод для
решения специфических задач. Младший
школьный возраст благодатная почва для
его использования, поскольку игра остается
значимым и естественным видом деятельности.
В общепсихологическом плане она мобилизует
силы ребенка, приносит радость, позволяет
активизировать творческие способности.
Интерес к различным формам
активного музицирования и творчества
в процесс общения детей с музыкой сегодня
чрезвычайно велик. Понимание воспитательной
функции искусства, владение игровыми
эстетотерапевтической и коррекционной
работы представляется фундаментом будущего
профессионального творчества педагога.
В инновационных, альтернативных программах
последних лет акцентируется принципы
образного игрового вхождения детей в
мир музыки.
Современная музыкальная педагогика
основывается на теоретических исследованиях
природы музыкального восприятия и проблем
музыкального развития в трудах Б.В.Асафьева,
Э.Б.Абдулина, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпина, А.Л.Родздинер.
Ценнейший опты в сфере массового музыкального
воспитания обобщен в работе О.А.Апраксиной,
Ю.А.Алиева, Д.Б.Кабалевского, К.А.Ветлугиной
и другими.
В современной педагогике и
психологии утвердилось представление
об игре как о ведущем виде деятельности
детей в младший школьный период. Преимущество
игры как воспитательного средства проанализированы
в работах Н.П. Аникеевой, Л.И.Божович, Л.С.Выготского,
Н.Р.Запорожца, А.Н.Леонтьева, В.С.Мухиной,
С.А.Шмакова и др.
Несмотря на огромное количество
различных методических трудов и разработок,
мало внимания в работах современных исследователей
уделяется примерам практического внедрения
игровых методов непосредственно в урок
музыки в общеобразовательных школах.
Современные методы работы должны помочь
учителю ответить на вопросы: «Как научить
внимательно слушать музыку и понимать
ее содержание и постепенно подвести к
пониманию так называемой «серьезной»
музыки, к которой относятся лучшие образцы
музыкального искусства всех стран и народов?»
Музыкальные игры, открывающие
детям пути к разнообразным эмоционально
двигательным впечатлениям, являются
обязательным дополнением и к технологиям
обучения в связи с особенностями возраста
учеников. С их помощью, возможно, не только
осуществлять какие либо задачи и получить
необходимые умения и навыки, но и наладить
контакт с учениками.
Поскольку существует множество
разновидностей музыкальных игр, то известную
трудность представляет проблема выбора
и включение в урок наиболее подходящих
методов для данного конкретного периода.
В разработке занятий для детей
младшего школьного периода необходимо
в каждый вид деятельности на уроке включать
музыкальные игры. Также в приведенных
мною примерах(приложениях см.ниже) дана
возможность использовать их как разновидность
полихудожественной деятельности, используя
для этого такие игры, которые включают
в себя все виды деятельности на уроке:
слушание музыки, игру на музыкальном
инструменте, пение и музыкально-ритмические
движения. Примером может послужить «урок-путешествие»,
где вместе с прослушиванием музыки Э.
Грига дети играют на инструментах и выполняют
музыкально-ритмичкские движения (хлопки,
топот).
Я считаю необходимым еще раз
указать на широкие возможности игрового
метода работы с учениками. Он позволяет
достичь положительных результатов в
обучении, и при этом щадящим образом воздействовать
на ребенка с учетом психологических особенностей
детей младшего школьного периода.
Таким образом можно сделать
вывод: музыкальных игры легко вписываются
в урок музыки, благодаря фантазии, креативности,
заинтересованности педагога и творческому
подходу к подготовке уроков.
Cписок использованных
источников
1. Волкова В.И. Экологическое образование
через уроки природоведения.// Начальная
школа. – 1995. –№ 6.
2. Ермалаева М.Г. Игра в образовательном
процессе: Методическое пособие. –
СПб.: СПбГУПМ, 2003.
3 Эльконин Д.Б. Психология игры.
– М., 1999. – с. 88; Эльконин Д.Б. Психология
Игры. – М., 1999. с.21; Эльконин Д.Б. Психология
Игры. – М., 1999. с.21
4. Стельмах О.Д. Понятие и психологическая
характеристика игры. Ее роль
в психическом и социальном
развитии человека. – М, 2002
5. Пиаже Ж. – Игра – мечта
и имитация в детстве. – Нью-Йорк,
1962.
6. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия:
искусство отношений: Пер. с англ.
– М., 1994 с. 18
7. Выготский Л.С. Игра и ее
роль в психическом развитии
ребенка. // Вопросы психологии, 1966, №6.
8. Ступеньки творчества, или Развивающие
игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение,
1990. – с.59-62
9. Ступеньки творчества,
или Развивающие игры. – 3-е изд.,
доп. – М.: Просвещение, 1990. – с.63-64
Приложение 1
Дополнительный игровой материал
к урокам музыки.
Игра 1
Тема: Интервалы в
звукоподражательных и музыкально-речевых
интонациях
Развиваем интервальный слух
и ассоциативное мышление при восприятии
интервалов, обучаем элементарной импровизации.
Объясните детям, что расстояние
между звуками по высоте называют интервалом.
Все интервалы обозначаются порядковыми
числительными и называются по-латински:
1 — прима (оба звука на одной высоте), 2
— секунда (звуки на смежных ступенях),
3 — терция (звуки охватывают три ступени),
4 — кварта (четыре ступени), далее идут
квинта (5), секста (6), септима (7), октава
(8). По составу тонов интервалы различаются
на большие и малые.
Прима (чистая) и секунда (большая
и малая)
Задания:
1.Танцуй и пой
вместе со мной
Выучите песню-танец «Интервалы»
. Встаньте вместе с детьми в круг, — пусть
дети повторяют за вами слова и танцевальные
движения: «Примой потопали», — все топают
на месте в ритме музыки; «Секундой зашагали»,
— шагают по кругу друг за другом по кругу;
«Терцией попрыгали», — перепрыгивают
с одной ноги на другую, из стороны в сторону;
«Квартой поскакали», — поскакали прямым
галопом друг за другом по кругу.
2.Угадайка
Что услышал я в лесу?
Спойте песню-загадку, в которой
дети должны отгадать образ и интервал.
Отгадку спойте хором.
3.Пой вместе
со мной
Осваивайте интервалы примы
и секунды в песнях: народные прибаутки
«Андрей-воробей», «Тетка богатка», «Сорока-сорока»,
«Дон-дон».
4.Дирижируй хором
Тот же репертуар исполните
в музыкально-ролевой игре «Дирижер и
хор».
5.Дирижируй оркестром
Спойте тот же репертуар в сопровождении
детских музыкальных инструментов (деревянных
ложек, трещоток, треугольника или колокольчиков).
Дирижер — один из детей.
6.Загадайка
Что услышал ты в лесу?
Спойте вопрос «Что услышал
ты в лесу?» и жестом предложите одному
из детей ответить вокальной импровизацией-звукоподражанием
на любом интервале, например «кап-кап»
или «чирик».
На что похожа музыка?
Сыграйте детям «Быстрый ручеек»
Ф. Бейера . Обсудите с ними, на что похожа
музыка, какими средствами композитор
создал образ ручейка?
7*.Сочини свою
музыку
Предложите детям сочинить
музыку на любом из музыкальных инструментов
с фиксированной высотой звука, используя
интервалы примы и секунды.
8*.Сочини песенку
Помогите детям сочинить мелодию
к стихам А. Барто, используя интервалы:
прима - стихотворение «Самолет»,
секунда большая -»Флажок»,
«Бычок»),
секунда малая («Мишка», «Зайка»,
«Мячик»).
Игра 2
Тема: Двухдольный
размер. Сильная и слабая доли в речи и
в музыке.
Задания:
1.Хлопай в такт
Учите детей выделять сильную
акцентную долю хлопками в ладоши, а слабую
долю — хлопками рук по коленке в декламировании
стихов и в пении. Репертуар: детские песни
«Василек», «Дождик», «Ходит зайка» и другие.
2.Пой вместе
со мной
Раздайте детям музыкальные
инструменты и предложите выделять сильную
долю двухдольного размера в песнях «Неприятность
эту мы переживем» Б. Савельева — А. Хаита,
«Антошка» В. Шаинского—Ю. Энтина
3.Оркестр
Научите детей выделять сильную
долю двухдольного размера шумовыми инструментами
в произведениях: Полька М. Глинки, Венгерский
танец № 5 И. Брамса. Послушайте эти произведения
в звукозаписи.
4.Дирижирование
в двухдольном размере
Дирижеры
Дети любят ролевые игры. Попросите
их отобразить в дирижерском жесте ощущение
сильной и слабой долей в речи и в музыке.
Декламируйте вместе с ними стихи: на ударном
слоге опускайте руки вниз, а на безударном
— поднимайте вверх. Затем пойте песни
с дирижированием. Репертуар: стихотворения
А. Барто, детские песни «Петушок», «Дождик».
5.Дирижируй под
музыку
Отрабатывайте в дирижерском
жесте ощущение сильной и слабой долей
в музыке двухдольного размера: Полька
П. Чайковского, Полька М. Глинки, Итальянская
полька С. Рахманинова, «Анна-полька» И.
Штрауса.
6.Дирижер и
хор
Совершенствуйте дирижерские
жесты в двухдольном размере на репертуаре
детских песен «Дождик», «Петушок», «Василек».
Разыграйте ситуацию концерта: дети стоят
полукругом, перед ними — ребенок-дирижер
с поднятыми на уровне груди руками. Он
дирижирует, дети поют в соответствии
с дирижерским жестом.
7.Дирижер и
оркестр
Игра в форме соревнования на
лучшего дирижера. Репертуар: русские
народные песни «Калинка», «Во саду ли,
в огороде», «Как под горкой», Полька М.
Глинки, «Анна-полька» И. Штрауса в сопровождении
оркестра детских инструментов.
Игра 3
Тема: Темп
1.Кошки-мышки
Развивайте у детей реакцию
на смену музыкального темпа путем перевоплощения
в разные образы в соответствии с темповыми
изменениями.
Репертуар: «Васька-кот» Г. Лобачева
— Н. Френкель и «Хватай-держи» Р. Паулса
— В. Степанова
Ход игры под песню «Васька-кот»:
дети ходят по кругу, имитируя движениями
кошачий шаг, а под быструю музыку — бегают
как мышки.
2.Танцуем под
музыку
В танцевальной импровизации
приучайте детей отражать смену темпа
музыки. Репертуар: русские народные песни
«Калинка», «Как под яблонькой».
3.Поезд
Поиграйте с детьми в «Поезд»
с целью научить их в шаге отражать ускорение
и замедление темпа музыки. Репертуар:
«Ускоряя и замедляя» Т. Ломовой .