Ни одно из приведенных объяснений
не отвечает на вопрос "Но в чем же, все-таки
"соль" игры?". Почему младенец
визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь,
забывает все на свете? Почему публичное
состязание повергает в неистовство тысячеголовую
толпу? Интенсивность игры не объяснить
никаким биологическим анализом. И все
же, как раз в этой интенсивности, в этой
способности приводить в исступление
кроется сущность игры, ее исконное качество.
Логический рассудок говорит нам, что
Природа могла бы дать своим детям все
эти полезные биологические функции разрядки
избыточной энергии и пр. в форме чисто
механических упражнений и реакций. Но
нет, она дала нам Игру, с ее напряжением,
с ее радостью, с ее шуткой и забавой.
Таким образом, мы еще раз убедились
в том, что игра – понятие необычайной
широты. Дать всеохватывающее определение
игры с учетом ее бытийной, экзистенциальной
сущности невозможно. Если, желая понять
человеческую игру, мы останавливаемся
на простых схемах, формулах и ясных выражениях,
то такое понимание – не понимание игры.
1.2 Функции и структура
игры. Развивающие возможности игры
Игра наряду с трудом и ученьем
- один из основных видов деятельности
человека, удивительный феномен нашего
существования.
Итак, по определению, игра - это вид
деятельности в условиях ситуаций, направленных
на воссоздание и усвоение общественного
опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
Функции игры – это её разнообразная
полезность.
В человеческой практике игровая
деятельность выполняет такие функции:
развлекательную
(это основная функция игры - развлечь,
доставить удовольствие, воодушевить,
пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой
практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей,
возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного
поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение
позитивных изменений в структуру личностных
показателей;
межнациональной
коммуникации: усвоение единых для всех людей
социально-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных
отношений, усвоение норм человеческого
общежития.
Большинству игр присущи четыре
главные черты (по С.А.Шмакову):
свободная развивающая деятельность,
предпринимаемая лишь по желанию ребенка,
ради удовольствия от самого процесса
деятельности, а не только от результата
(процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный,
очень активный характер этой
деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,
состязательность, конкуренция, аттракция
и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное
напряжение»);
наличие прямых
или косвенных правил, отражающих
содержание игры, логическую и временную
последовательность ее развития.
В структуру игры
как деятельности
органично входит целеполагание, планирование,
реализация цели, а также анализ результатов,
в которых личность полностью реализует
себя как субъект. Мотивация игровой деятельности
обеспечивается ее добровольностью, возможностями
выбора и элементами соревновательности,
удовлетворения потребности в самоутверждении,
самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые
действия как средство реализации этих
ролей; в) игровое употребление предметов,
т.е. замещение реальных вещей игровыми,
условными; г) реальные отношения между
играющими; д) сюжет (содержание) - область
действительности, условно воспроизводимая
в игре.
Значение игры невозможно исчерпать
и оценить развлекательно-рекреактив-ными
возможностями. В том и состоит ее феномен,
что, являясь развлечением, отдыхом, она
способна перерасти в обучение, в творчество,
в терапию, в модель типа человеческих
отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения,
передачи опыта старших поколений младшим
люди использовали с древности. Широкое
применение игра находит в народной педагогике,
в дошкольных и внешкольных учреждениях.
В современной школе, делающей ставку
на активизацию и интенсификацию учебного
процесса, игровая деятельность используется
в следующих случаях:
в качестве самостоятельных
технологий для освоения понятия,
темы и даже раздела учебного
предмета;
как элементы (иногда весьма
существенные) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или
его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
как технологии внеклассной
работы (игры типа «Зарница», «Орленок»
и др.).
Понятие «игровые педагогические
технологии» включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации
педагогического процесса в форме различных
педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая
игра обладает существенным признаком
— четко поставленной целью обучения
и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы,
выделены в явном виде и характеризуются
учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается
на уроках при помощи игровых приемов
и ситуаций, которые выступают как средство
побуждения, стимулирования учащихся
к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов
и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися
в форме игровой задачи; учебная деятельность
подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве ее средства,
в учебную деятельность вводится элемент
соревнования, который переводит дидактическую
задачу в игровую; успешное выполнение
дидактического задания связывается с
игровым результатом.
В первую очередь следует разделить
игры по виду деятельности на физические
(двигательные), интеллектуальные (умственные),
трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического
процесса выделяются следующие группы
игр:
а) обучающие, тренировочные,
контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные,
развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные,
творческие;
г) коммуникативные, диагностические,
профориентационные, психотехнические
и др.
Обширна типология педагогических
игр по характеру игровой методики. Укажем
лишь важнейшие из применяемых типов:
предметные, сюжетные, ролевые, деловые,
имитационные и игры-драматизации. По
предметной области выделяются игры по
всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой
технологии в значительной степени определяет
игровая среда: различают игры с предметами
и без предметов, настольные, комнатные,
уличные, на местности, компьютерные, а
также с различными средствами передвижения.
Чем богаче спектр того, что делает действительно
полезной ту или иную игру, тем большей
жизнеспособностью обладает эта игра.
Размышляя об основных слагаемых, структурных
единицах игры, мы на самом деле пытаемся
ответить на вопрос: «Без чего игра невозможна?».
И тогда становится понятно, что в качестве
основных констант следует назвать11:
- Участника или участников, выразивших желание и готовность играть;
- Правил игры (определяющие данность и смысл игры;
в самом простом виде – правило хода, конкретного
игрового действия, за успешное выполнение
которого присваиваются очки, баллы, призы);
- Игрового хронотопа (игровое пространство и игровое время);
- Сюжета игры (то, что игра отображает, то, что воспроизводит
играющий в качестве центрального характерного
момента, фабула игры);
- Игрового реквизита (от самого незатейливого до весьма сложного);
- Итога игры (как наибольший результат игровых действий,
достигнутый игроками по всем правилам).
Как известно, любая игра имеет многоцелевой
характер, связанный с многоплановостью
игровой деятельности человека, и в каждой
игре задействована группа целей, точнее,
поэтапная реализация промежуточных целей,
подчиненных личной цели каждого конкретного
игрока12.
Игра, безусловно,
многомерна. Она деятельность и отдых, познание
и развлечение, подражание и творчество,
общение и самовыражение, импровизация
и тренинг. Важно, что все эти полярные
характеристики существует в игре одновременно.
В этом смысле игра амбивалентна. Причем
она амбивалентна во многих своих параметрах.
Правила игры жестки и непреложны, но играющий
свободен в импровизации. Игра – это всегда
определенная неопределенность, предсказуемая
непредсказуемость, повторимая неповторимость,
поскольку игра всегда будет другой, стабильными,
определенными, предсказуемыми будут
только правила, а сама она полна импровизации,
и в частности, потому, что уникален и неповторим
каждый человек, меняющийся в каждый последующий
момент своей жизни.
Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не
закон. По приказу играть нельзя, только
добровольно. Игра дает перерыв в повседневности,
с ее утилитаризмом, с ее монотонностью,
с ее жесткой детерминацией образа жизни.
Игра это неординарность.
Игра дает выход в
другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам
игры, человек свободен от всяческих сословных,
меркантильных и прочих условностей. Игра
снимает то жесткое напряжение, в котором
пребывает подросток в своей реальной
жизни, и заменяет его добровольной и радостной
мобилизацией духовных и физических сил.
Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна
и несомненна. Невозможно нарушать правила
и быть в игре. Это качество порядок, очень
ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном
мире.
Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
Игра имеет тенденцию становиться прекрасной.
Хотя в игре существует элемент неопределенности,
противоречия в игре стремятся к разрешению.
Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды.
Она интенсивно вовлекает всего человека,
активизирует его способности.
Игра дает возможность
создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь
велика и игровой контакт людей друг с
другом столь полон и глубок, что игровые
содружества обнаруживают способность
сохраняться и после окончания игры, вне
ее рамок.
Игра дает элемент
неопределенности, который возбуждает, активизирует
ум, настраивает на поиск оптимальных
решений.
Игра дает понятие
о чести. Она противостоит корыстным
и узко групповым интересам. Для нее не
существенно, кто именно победит, но важно,
чтобы победа была одержана по всем правилам,
и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной
полнотой мужество, ум, честность и благородство.
Игра дает понятие
о самоограничении и самопожертвовании
в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный"
коллектив добьется успеха и совершенства
в игре.
Игра дает компенсацию,
нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому
миру реальности иллюзорный гармоничный
мир - антипод.
Игра дает романтизм.
Игра дает физическое
совершенствование, поскольку в активных своих
формах она предполагает обучение и применение
в деле игрового фехтования, умения ориентироваться
и двигаться по пересеченной местности,
причем в доспехах и с игровым оружием.
Игра дает возможность проявить или совершенствовать
свои творческие навыки в создании необходимой
игровой атрибутики. Это оружие, доспехи,
одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
Игра дает развитие
воображения, поскольку оно необходимо
для создания новых миров, мифов, ситуаций,
правил игры.
Игра дает стойкий
интерес к хорошей литературе, поскольку
ролевая игра создается методом литературного
моделирования. Чтобы создать свой мир
нужно прочитать предварительно о других.
Игра дает возможность развить
свой ум, поскольку необходимо выстроить
интригу и реализовать ее.
Игра дает развитие остроумия,
поскольку процесс и пространство игры
обязательно предполагают возникновение
комичных ситуаций, хохм и анекдотов.