Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:40, доклад
Объект исследования – жанр реквиема в творчестве английских композиторов XX века.
Предмет исследования – специфика воплощения композиторского стиля Дж. Раттера в жанре реквиема.
Цель исследования – рассмотреть жанр реквиема в творчестве английских композиторов XX века и раскрыть его особенности композиторской интерпритации в произведении Дж. Раттера «Реквием».
Реализацией отмеченной цели должны способствовать следующие задачи:
– рассмотреть развитие жанра реквиема в творчестве английских композиторов XX
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ЖАНР РЕКВИЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ АНГЛИЙСКИХ…...5
КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА.
1.1 «ВОЕННЫЙ РЕКВИЕМ» Б. БРИТТЕНА……………………..7
1.2 «РЕКВИЕМ» Э. УЭББЕРА………………………………………9
РАЗДЕЛ 2. "РЕКВИЕМ" АНГЛИЙСКОГО КОМПОЗИТОРА Дж. РАТТЕРА…………………………………………………………………...11
2.1 ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА Дж. РАТТЕРА……………………......11
2.2 АНАЛИЗ "РЕКВИЕМА"………………………………………...13
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………......29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…….....32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ЖАНР РЕКВИЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ АНГЛИЙСКИХ…...5
КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА.
1.1 «ВОЕННЫЙ РЕКВИЕМ» Б. БРИТТЕНА……………………..7
1.2 «РЕКВИЕМ» Э. УЭББЕРА………………………………………9
РАЗДЕЛ 2. "РЕКВИЕМ" АНГЛИЙСКОГО КОМПОЗИТОРА Дж. РАТТЕРА…………………………………………………
2.1 ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА Дж. РАТТЕРА……………………......11
2.2 АНАЛИЗ "РЕКВИЕМА"………………………………………...13
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…….....32
НОТНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
Английская хоровая музыка составляет важную и неотъемлемую часть мирового музыкального наследия. На протяжении столетий от эпохи Возрождения до настоящего времени английские композиторы создавали уникальную школу, в основе которой лежал богатейший пласт музыкального фольклора. В силу исторических и культурных закономерностей так сложилось, что Англия с развитой хоровой культурой была родиной ораториального жанра, в то время как жанр реквиема был не характерен для этой протестантской страны.
Знакомство с отдельными частями реквиема Дж. Раттера вызвало стремление более детально ознакомиться с наследием этого мало известного английского композитора, что послужило актуальности данной темы.
Объект исследования – жанр реквиема в творчестве английских композиторов XX века.
Предмет исследования – специфика воплощения композиторского стиля Дж. Раттера в жанре реквиема.
Цель исследования – рассмотреть жанр реквиема в творчестве английских композиторов XX века и раскрыть его особенности композиторской интерпритации в произведении Дж. Раттера «Реквием».
Реализацией отмеченной цели должны способствовать следующие задачи:
– рассмотреть развитие жанра реквиема в творчестве английских композиторов XX века, на примере «Немецкого реквиема» Б. Бриттена и «Реквиема» Э. Уэббера;
– выявить композиторские черты стиля Дж. Раттера и специфику их воплощения в жанре реквиема;
– проанализировать композиционные и музыкальные особенности в «Реквиеме» Дж. Раттера.
Методы исследования – методы жанрово-стилевого и структурно-функционального анализа.
Научная новизна – заключается в изучении «Реквиема» Дж. Раттера в
историко-теоретических аспектах, а также стилевые особенности композитора в жанре реквиема.
Практическая ценность полученных результатов. Результаты поученные в следствии проведения исследования, могут быть использованы в учебных курсах Зарубежная хоровая литература и Современная хоровая литература, а также подготовке к исполнению «Реквиема» Дж. Раттера.
Структура работы. Данная работа, общим объёмом 33 страницы, состоит из Введения, Двух разделов, Выводов, Списка использованной литературы, включающего 20 наименований, и Нотного дополнения.
Раздел 1
Жанр реквиема в творчестве английских композиторов XX века.
Среди большого разнообразия в области духовной хоровой музыки издавна жанр реквиема наиболее глобально воплощал идею жизни и смерти, смысла существования.
В результате влияния исторических, эстетических и стилевых особенностей различных эпох этот жанр претерпевал различные изменения в своем развитии. Возникнув в средневековье как разновидность католической заупокойной мессы (Missa pro defunctis), уже в XVII столетии в жанре реквиема намечался процесс выхода за пределы культового стиля. Это проявлялось во взаимодействии жанра со светской инструментальной и оперной музыкой. Подобные образцы можно найти в произведениях таких композиторов как Д. Питони, Д. Габриэли, А. Лотти, Ф. Дуранте. В XVII в. реквием приобретает черты концертного жанра в творчестве В. Моцарта и Йомелли (расширяется образное содержание), а в XIX в. - становится крупным концертным вокально-инструментальным произведением драматического характера. Так, в творчестве таких композиторов как Д. Россини, Керубини, Берлиоза и Верди, Брамса происходит тесная связь реквиема с оперой и симфонией. Своеобразную трактовку жанра можно найти у Д. Пуччини и Г. Форе: идея вечного покоя воплощается без скорби расставания с жизнью, без драматизма Страшного суда, лиризм становится основной образной сферой реквиема. Также интересны примеры жанра в творчестве Шумана и Брамса, которые впервые применяют "вольный" текст на немецком языке.
В XX веке в связи с глобальными историческими событиями жанр реквиема находится в центре внимания современного искусства.
Начинается широкое применение жанра: политический или антивоенный мемориал, музыка для траурных церемоний. Реквием повлиял на современное прочтение жанровой разновидности - музыки in memoriam (А. Шнитке in memoriam).
В первой четверти XX в. поиски композиторов в жанре реквиема не дали значительных результатов. Примеры жанра имеют больше историческое, нежели художественное значение. Можно назвать "Реквием" Ф. Делиуса (1916 г.) и "Берлинский реквием" К. Вайля (20-е годы). В тридцатые годы появляется ряд произведений этого жанра: "Симфония-реквием памяти В .И. Ленина" Д. Кабалевского (1933г.), "Реквием памяти С. М. Кирова" М. Юдина (1935г.), "Реквием памяти Ленина" Л. Хаджи-Эйматова (1934 г.) и Г. Эйслера (1937 г.).
После драматических событий второй мировой войны наступает новый этап дальнейшего развития жанра реквиема. Наблюдается его взаимовлияние с другими крупными вокально-симфоническими жанрами: ораторией и кантатой. Среди наиболее значительных произведений, в которых композиторы обращаются к традиционному латинскому тексту, реквиемы И. Стравинского, Д. Лигети, А. Шнитке, Р. Мачевского, З. Рудзинского, В. Артемова. Многие произведения написаны на "вольный" поэтический текст: кантата - реквием Д. Мийо "Огненный замок", оратория - реквием М. Сидельникова "Смерть поэта" (1976 г.), "Реквием тому, кого мы любим" Г. Хинденита. В ряде произведений соединяется канонический текст с современной поэзией. Среди таких можно выделить написанные в 60-е годы "Dies irae" К. Пендерецкого, в 80-е - "Солнце и камень" Л. Пригожина и "Реквием" Е. Денисова.
В творчестве английских композиторов жанр реквиема занимает видное место. Во второй половине XX в. лучшие образцы этого жанра мы находим в творчестве Б. Бриттена, Э. Уэббера и Дж. Раттера.
1.1 "Военный реквием" Б. Бриттена.
Особый интерес вызывает "Военный реквием" Б. Бриттена (1963 г.), который вобрал в себя наиболее типичные стороны творческого почерка композитора. В этом произведении с особой остротой выражена антивоенная тема бриттеновского творчества.
Текстовую основу "Военного реквиема" составляют католическая заупокойная месса и стихотворения поэта первой мировой войны Уилфреда Оуэна, погибшего за неделю до окончания войны. Поэт обращается к людям из самого центра военных событий - потому так ощутима достоверность и реальность его стихов. Сила воздействия поэзии Оуэна не только в хроникальном описании страшных событий войны, а и в осознании войны как бесчеловечной несправедливости.
Гуманистический пафос реквиема, посвященного памяти четырех погибших друзей композитора, - в обращении ко всему Человечеству. Такой грандиозный замысел вызвал к жизни огромный исполнительский состав. Композитор выделяет три драматургических пласта: первый - большой симфонический оркестр, смешанный хор и сопрано соло олицетворяют литургическую сферу, исполняя заупокойную мессу; второй - камерный оркестр и два солиста (тенор и баритон) передают военную направленность реквиема; третий - звуки органа и детских голосов - дискантов, доносящихся будто из иного мира, как символ ангельской чистоты. Бриттен располагает исполнительские группы, заботясь об акустическом эффекте. На переднем плане располагается "военный" пласт, за ним - силы мессы, наверху - детский хор. Отмеченная в партитуре, как обязательная, такая расстановка напоминает пространственную полифонию итальянских мастеров XVI в.
Своеобразие музыкальной образности "Военного реквиема", его драматургическая полифония образуется из сложного соотношения этих трех пластов. От того, что латинский текст обобщает извечную скорбь всех поколений, английский - обращается к ныне живущим, а оркестровые партии оказывают воздействие на слушателей - создается такое впечатление, что музыка Бриттена обращена не к Богу, а к Человечеству. Это произведение представляет собой синтез традиционного и новаторского: с одной стороны, Бриттен продолжает традицию заупокойной мессы и восстанавливает канонический латинский текст, содержание и порядок частей, освобождает музыку от романтизированной эмоциональности, а, с другой стороны, его взгляд направлен вперед, так как никому из композиторов прошлого и нового времени не приходила идея соединить старинную форму заупокойной мессы со стихами современного поэта. Поэтому "Военный реквием" Бриттена - произведение не только итоговое для самого композитора, но и, вообще, является узловым на перекрещивающихся путях развития музыкального искусства XX столетия.
1.2 Реквием Э. Уэббера.
Во второй половине XX в. обращает на себя внимание реквием Э. Уэббера. Нельзя точно утверждать, что Э. Уэббер наследовал традиции Бриттена, но безусловно можно найти общие черты. Стимулом для написания реквиема стали два события: война в Камбодже, которая поразила западную общественность, и смерть отца в 1982 г., памяти которого посвящено произведение.
В реквиеме Э. Уэббер обращается к старинной традиции - он полностью сохраняет латинский текст и номерную структуру:
1 - Requiem -Kyrie, 2 - Dies irae, 3 - Rex tremendae, 4 - Recordare,
5 - Inqemisco - Lacrimosa, 6 - Offertorium, 7 - Hosanna, 8 - Pie Jesu,
9 - Lux aeterna, 10 - Libera me.
Однако, композитор смещает акценты в построении и чередовании частей. Например, Confutatis появляется в середине Lacrimosa, Dies irae повторяется в конце № 7 - Hosanna, текст Sanctus - в конце № 6 - Offertoriuma, а заключительный раздел - Hosanna - выделяет в отдельную часть № 7. Такая структура частей определяется не границами текста, а свободным развитием композиторского мышления. Тенденция к сквозному развитию придает "Реквиему" черты музыкальной драмы.
Как отмечается в статье О. Летичевской "Від рок опери до реквієму", Э. Уэббер широко использует принцип полистилистики, который стал главной стилевой особенностью "Реквиема". Так, одним из источников "Реквиема" является современная симфоническая музыка. В произведении можно найти множество элементов симфонизма С. Прокофьева (расширение тональных рамок, свободные переходы от виртуозного нагнетания до плавной кантилены № 6), влияние средств выразительности К. Пендерецкого (ритмическая декламация), Г. Малера (острота контрастов, принцип стилизации классики), Д. Шостаковича (размах трагических конфликтов, экспрессия мелоса, значение ритма как фактора драматургии). Одними из выразительных стилистических источников реквиема являются протестанский хорал и негритянский спиричуэлс[1].
Таким образом, "Реквием" Э. Уэббера объединил в себе лучшие достижения в рамках жанра, продолжил традиции композиторов прошлого и возвел жанр реквиема на качественно новый уровень развития в современном музыкальном искусстве.
Раздел 2
"Реквием" английского композитора Дж. Раттера
2.1 Обзор творчества Дж. Раттера.
Наряду с общепризнанными яркими дарованиями в английской музыке XX в. Б. Бриттеном и Э. Уэббером, необходимо отметить значительный вклад в музыкальное искусство композитора Джона Раттера, чье творчество практически неизвестно отечественному хоровому миру, но, безусловно, заслуживает внимания.
В нашей работе мы обзорно рассмотрим творчество Дж. Раттера, попытаемся отметить стилевые черты, присущие композитору, путем всестороннего анализа реквиема и практической работы над исполнением произведения со студенческим хором института искусств.
Остановимся на основных этапах творчества композитора.
Джон Раттер родился в 1945 г. в Лондоне. Первое музыкальное образование он получил в средней школе и в Clare колледже, где обнаружились его ранние музыкальные способности и, уже будучи студентом, опубликовал свои первые сочинения.
С 1975 .г по 1979 г. композитор занимал пост директора музыки в Clare колледже и руководил хором.
В 80-е годы Дж. Раттер ведет активную дирижерскую деятельность и много времени уделяет композиции. Как гастролирующий дирижер, он выступает в многочисленных университетах, концертных залах, церквях, участвует в музыкальных фестивалях и конференциях в Европе, Скандинавии, Северной Америке. Занимаясь активной музыкально - пропагандистской деятельностью, Раттер сочетает работу дирижера и лектора.
Джон Раттер становится почетным членом Вестминстерского хорового колледжа в Принстоне (1980 г.), а в 1981 г. создает профессиональный камерный хор Cambridge Singers, с которым записывает много различных сочинений.
Композиторское наследие в хоровой музыке достаточно широко представлено как произведениями крупной формы, так и миниатюрами. Среди наиболее масштабных духовных произведений можно отметить Gloria (1976 г.), Requiem (1985 г.), Magnificat (1990 г.), Psalfest (1993 г.) и одно из последних произведений, написанных композитором, Feel the Spirit (после 1996 г.) Хоровые миниатюры включают рождественские мотеты, народные песни для двойного хора и четыре сборника из серии "Рождественские песни для хора" в соавторстве с Давидом Вилкоксом - руководителем хора Королевского колледжа в Кембридже, профессором кафедры музыки в Кембриджском университете. Следует отметить, что в 1988 г. Дж. Раттер становится Почетным членом Союза музыкантов духовной музыки, а в 1996 г. за значительный вклад в развитие духовной музыки Архиепископом Кентерберийским ему была присвоена степень Доктора музыки.