Реквием Реттера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:40, доклад

Описание работы

Объект исследования – жанр реквиема в творчестве английских композиторов XX века.
Предмет исследования – специфика воплощения композиторского стиля Дж. Раттера в жанре реквиема.
Цель исследования – рассмотреть жанр реквиема в творчестве английских композиторов XX века и раскрыть его особенности композиторской интерпритации в произведении Дж. Раттера «Реквием».
Реализацией отмеченной цели должны способствовать следующие задачи:
– рассмотреть развитие жанра реквиема в творчестве английских композиторов XX

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

РАЗДЕЛ 1. ЖАНР РЕКВИЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ АНГЛИЙСКИХ…...5
КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА.
1.1 «ВОЕННЫЙ РЕКВИЕМ» Б. БРИТТЕНА……………………..7
1.2 «РЕКВИЕМ» Э. УЭББЕРА………………………………………9


РАЗДЕЛ 2. "РЕКВИЕМ" АНГЛИЙСКОГО КОМПОЗИТОРА Дж. РАТТЕРА…………………………………………………………………...11
2.1 ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА Дж. РАТТЕРА……………………......11
2.2 АНАЛИЗ "РЕКВИЕМА"………………………………………...13
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………......29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…….....32

Файлы: 1 файл

Бакалаврат.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

И в завершение VII ч. снова слышится лирическая тема ("Requiem aeternam") из I ч. в основной тональности (G-dur), образуя тематическую арку.

В вокально-хоровой работе одной из главных задач является достижение кантиленного звучания хоровых партий в исполнении тем широкого мелодического дыхания. В партии солистки имеются сложности в исполнении широкого мелодического движения, охватывающего разные регистры.

Дирижер должен обладать умением пользоваться тонкими нюансами от pp до mp, mf, что должно найти отражение в звучании хора и соло S и оркестрового сопровождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

На примере творчества наиболее ярких дарований Б. Бриттена и Э. Уэббера  прослежены особенности трактовки жанра реквиема английских композиторов в XX в. и на примере всестороннего анализа «Реквиема» Дж. Раттера сделана попытка определения основных стилевых черт композитора и особенностей его трактовки жанра реквиема. Они заключаются в следующем.

              1. "Реквием" Дж. Раттера является одним из образцов своеобразной трактовки жанра. В нем синтезируются различные стилевые традиции исполнения: линия, идущая от католического (Missa pro defunctis) и от протестантского богослужений (протестантские хоровые гимны, псалмы).

2. Продолжая традицию Б. Бриттена в использовании текстов, композитор соединяет традиционный латинский текст и английский текст псалмов Давида.

3. Реквием Раттера, подобно трактовке жанра в творчестве Г. Форе, написан в духе скорбной лирики, – лиризм является преобладающей образной сферой. Дж. Раттер опирается на национальный песенный жанр баллады и более поздний синтетический жанр спиричуэлс, (применение синкоп, триолей, полиритмических сочетаний (в V ч.), что является результатом соединения стилевых черт английской баллады, блюзов и спиричуэлса). Характерно преобладание медленных и умеренных темпов, что свидетельствует о влиянии стилистических черт жанров баллады и спиричуэлса.

4. Композитору свойственен особый мелодический дар, яркая выразительная мелодика составляет одну из главных особенностей хорового письма, заметное влияние на Дж. Раттера оказала музыка С.Рахманинова. использование подголосочности, фактуры, широкого мелодизма, опоры на диатонические лады.

5. Характерными чертами музыкального языка композитора является органичное сочетание диатоники и хроматики, гармонии и линеарности, применения ладов народной музыки: лидийского, миксолидийского, мажоро-минора. Интересно представлен гармонический язык композитора, сочетающий традиционные и современные приемы письма. Так, сложные гармонические сочетания (в I и V чч.): аккорды с расщепленными терциями, полиаккорды, а также вспомогательные и проходящие альтерированные созвучия где проявляеться результат взаимодействия и наложения линеарного развития голосов.

6. В трактовке форм частей цикла характерно сочетание песенных, строфических с чертами рондальности форм в I, II, III, IV, VI, VII чч., берущих начало от фольклорных традиций, а также сочетание старинной формы фуги и более поздней - сонатной в V ч.;

7. Характерна многогранность роли оркестра, в которой сочетается функция сопровождения хора, выразительных эпизодов оркестра и сольное включение отдельных инструментов (виолончель, гобой). Важное образное значение выполняет органный пункт. Как символ колокольного набата и роковой неизбежности, он появляется в I, V и VII чч.;

8. Свойственно преобладание полифонической фактуры изложения: простые и канонические имитации, стретные наложения полифонических тем (в V ч.). Это говорит о том, что Дж. Раттер в этом произведении является прежде всего композитором-полифонистом. Преобладают полифонические формы изложения музыкальной мысли;

Главной задачей дирижера во время концертного исполнения является передача образного настроя каждой части. При наличии небольших контрастов (медленных темпов, тонких динамических градаций, фактурных приемов) важно умение выявить наиболее яркие эпизоды в каждой части и в целом цикле, умение их сопоставить и выпукло донести до слушателя. При этом необходимо добиться точного дирижерского жеста в передаче средств выразительности.

На основе проведенного исследования можно сказать, что Дж. Раттер, во многом продолжая традиции своих предшественников в жанре реквиема, создал своеобразное яркое и неповторимое произведение этого жанра. Как пример лирической трактовки произведения, музыка "Реквиема" привлекает прежде всего широкой мелодичностью, свежестью и ясностью гармонического языка, оставляя ощущение светлой скорби.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.   Грубер Р. И. Всеобщая история музыки / Р. И. Грубер. – М. : Музыка, 1960. – C. 346-379.

2.   Гулеско І. І. Музично-художня типологія реквієму в європейському культурному контексті / І. І. Гулеско. – Харьков, 2002. – С. 4-8.

3.   Денисов Э. Додекафония и проблемы современной  композиторской техники / Э. Денисов // Музыка и современность. – Вып.6. – М., 1969. – C. 478-525.

4.   Дмитревская А. Анализ хоровых произведений / А. Дмитревская. – М. : Сов. Россия, 1965. – 172 с.

5.   Живов В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения. Методика работы с хором / В. Живов. – М. : Музыка, 1987. – 95 с.

6.      Иванов-Борецкий М. В. Очерк истории музики мессы / М. В. Иванов-Борецкий. – М. : Изд-во Моск. симф. капеллы, 1910. –  С. 23-26.

7.      Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века / Ц. Когоутек. –

М. : Музыка, 1976. – 584 с.

8. Ковнацкая Л. Английская музыка XX века. Истоки и етапы развития: Очерки / Л. Ковнацкая. – М. : "Советский композитор", 1986. – 216 c.

9. Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен / Л. Ковнацкая. – М. : "Советский композитор", 1974. – 392 с.

10. Ковнацкая Л. Из истории английской фольклористики / Л. Ковнацкая // Советская музыка. – М. : Музыка, 1971. – С. 137-140.

11. Конен В. Блюзы и XX век / В. Конен. – М. : Музыка, 1980. – 80 с.

12. Конен В. Значение внеевропейских культур для музыки XX века / В. Конен // Этюды о зарубежной музыке. – М. : Музыка, 1975. – С. 434-480.

13. Конен В. Перселл и английская музыка / В Конен // Этюды о зарубежной музыке. – М. : Музыка, 1975. – С. 80-88.

14. Летичевська О. В. Від рок-опери до "Ревієму" / О. В. Летичевська // Музика. № 6. –  К., 1995. – С. 6-7.

15. Мазель Л. Строение музыкальных произведений / Л. Мазель. – М., 1986. – Изд. 3-е. – 524 с.

16.Орлов Г. "Военный реквием" Бриттена / Г. Орлов // Вопросы теории и эстетики музыки. – Л. : Музыка, 1967. – Вып.5. – С. 65-99.

17.Пэрриш К., Оул Д. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. / К. Перриш., Д. Оул. – Л. : Музыка, 1975. – 177 c.

18. Рябец Н. В. Реквием Э. Л. Уэббера в контексте эволюции жанра. Дипломная работа - Харьков, 2000. – 52 с.

19. Уильямс Р. В. Становление музыки / Р. В. Уильямс. - М. : Гос. муз. из-во, 1961. – 89 с.

20. Холст И. Бенджамин Бриттен / И. Холст. - М. : Музыка, 1968. – 100 с.

3

 



[1] Спири́чуэлс, спиричуэл (англ. Spirituals, Spiritual music) — духовные песни афроамериканцев. Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX века в США в качестве модифицированных невольничих песен негров американского Юга (в те годы употреблялся термин «джубилиз»).Источником негритянских спиричуэлс являются духовные гимны, завезённые в Америку белыми переселенцами. Тематику спиричуэлс составляли библейские ветхозаветные сюжеты, которые приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта негров и подвергались фольклорной обработке. Они сочетают в себе характерные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика с ярко выраженной полиритмией (полиритмия), глиссандовые звучания, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами американских пуританских гимнов, возникших на англокельтской основе. Спиричуэлс имеют вопросо-ответную (респонсорную) структуру, выражающуюся в диалоге проповедника с прихожанами. Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза. Многие из них используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций.

 

[2] Блюз (англ. blues от blue devils) — жанр музыки, получивший широкое распространение в 20-х годах XX века. Является одним из достижений афроамериканской культуры. Сложился из таких этнических музыкальных направлений афроамериканского общества как «рабочая песня» (англ. work song), «спиричуэлс» и холер (англ. Holler). Во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как «поп», «джаз», «рок-н-ролл». Характерной особенностью блюза является использование блюзового лада, включающего в себя пониженные V и VII ступени (т.н. "блюзовые ноты"). Часто музыка строится по структуре «вопрос — ответ», выраженная как в лирическом наполнении композиции, так и в музыкальном, зачастую построенном на диалоге инструментов между собой. Блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный «каркас», который обыгрывают солирующие инструменты.


Информация о работе Реквием Реттера