Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 20:17, курсовая работа
Описание работы
Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п.
Содержание работы
Введение • 1 Музыкальная составляющая • 2 Первые шаги рок-музыки o 2.1 Рок-н-ролл в конце 50-х( трек1) o 2.2 Рокабилли o 2.3 Рок-н-ролл в Англии • 3 Рок-музыка 60-х годов o 3.1 На границе десятилетий: сёрф (трек2) o 3.2 Первая половина 1960-х 3.2.1 Британское вторжение(трек3) 3.2.1.1 Биг-бит и мерсибит 3.2.1.2 Ритм-энд-блюз и блюз-рок 3.2.1.3 Появление жёсткой музыки(трек4) 3.2.2 Рождение фолк-рока 3.2.2.1 Американский поп-рок o 3.3 Гаражный рок 3.3.1 Истоки гаражного рока 3.3.2 Расцвет гаражного рока 3.3.3 Фрикбит o 3.4 Середина 60-х: начало инноваций в рок-музыке 3.4.1 Появление психоделического рока (трек5) 3.4.2 Другие инновации o 3.5 Вторая половина 1960-х. Расцвет классического рока 3.5.1 Расцвет психоделического рока(трек6) 3.5.1.1 Общие черты 3.5.1.2 Американский психоделический рок 3.5.1.3 Британский психоделический рок(трек7) 3.5.2 Андерграундная музыкальная культура(трек8) 3.5.3 Конец десятилетия • 4 Рок-музыка 70-х годов o 4.1 Новые жанры рок-мейнстрима 4.1.1 Возникновение и развитие хард-рока 4.1.1.1 Формирование жанра 4.1.1.2 Развитие жанра(трек9) 4.1.2 Прогрессивный рок 4.1.2.1 Истоки жанра 4.1.2.2 Расцвет прогрессивного рока 4.1.2.3 Региональные сцены 4.1.2.4 Краут-рок 4.1.3 Джаз-рок 4.1.4 Глэм-рок 4.1.4.1 Рок-н-ролльный глэм(трек10) 4.1.4.2 Интеллектуальный глэм 4.1.4.3 Тяжёлый (металлический) глэм 4.1.5 Поп-рок и софт-рок 4.1.6 «Стадионный рок» o 4.2 Зарождение альтернативной музыкальной культуры 4.2.1 Развитие прото-панка 4.2.2 Появление новой волны 4.2.3 Появление панк-рока(трек11) o 4.3 Конец десятилетия. Развитие панк-рока и альтернативы 4.3.1 Панк-рок 4.3.2 Новая волна(трек12) 4.3.3 Появление пост-панка(трек13) 4.3.4 Зарождение индастриала • 5 Рок-музыка 80-х годов o 5.1 Рок-мейнстрим и метал 5.1.1 Поп-рок 1980-х 5.1.2 Развитие хеви-метала 5.1.2.1 NWOBHM и её влияние(трек14) 5.1.2.2 Глэм-метал и хэир-метал 5.1.2.3 Трэш-метал и брутальный метал o 5.2 Панк-рок в 80-х годах 5.2.1 Традиционный панк 5.2.2 Экстремальный панк: хардкор (трек15) 5.2.3 Возрождение рокабилли. Сайкобилли 5.2.4 Возрождение ска. Ска-панк o 5.3 Развитие пост-панка и новой волны 5.3.1 Новая волна 80-х 5.3.2 Эволюция пост-панка 5.3.2.1 Готик-рок 5.3.3 No Wave o 5.4 Расцвет альтернативного рока 5.4.1 Начало развития жанра 5.4.2 Нойз-рок 5.4.2.1 Нойз-поп и шугейзинг 5.4.3 Альтернативный рок конца 80-х 5.4.4 Британская сцена o 5.5 Музыкальный авангард • 6 Рок-музыка 90-х годов o 6.1 Альтернатива как часть мейнстрима 6.1.1 Гранж 6.1.1.1 Расцвет гранжа 6.1.1.2 Пост-гранж 6.1.2 Брит-поп 6.1.3 Инди-рок 6.1.3.1 Электронный рок 6.1.4 Альтернативный поп 6.1.5 Поп-панк o 6.2 Метал в 1990-х 6.2.1 Альтернативный и авангардный метал 6.2.2 Стоунер-рок 6.2.3 Ню-метал 6.2.4 Симфоник-метал 6.2.5 Развитие традиционных жанров o 6.3 Авангардная рок-культура • 7 Рок-музыка 2000-х годов o 7.1 Возрождение инди-стилей o 7.2 Нео-Прогрессив o 7.3 Развитие альтернативного попа Литература
Чак Берри
Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла
как полноценного жанра, важнейшими исполнителями
являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак
Берри. Чак Берри начал всерьёз заниматься
музыкой в 1953 году, а в 1955 уже записал первый
сингл. Чак Берри положил начало рок-стилю
в текстах песен, имидже, игре на гитаре.Среди
других влиятельных афроамериканских
музыкантов в жанре рок-н-ролла следует
выделить Литтл Ричарда, который повлиял
на последующее формирование гаражного
рока и протопанка, поскольку его манера
пения и игры на пианино была значительно
более агрессивной и напористой, чем у
конкурентов.
Поначалу рок-н-ролл считался специфической
музыкой, характерной только для афроамериканской
аудитории. Однако уже появлялись первые
белые артисты, исполнявшие рок-н-роллы.
Прорывом рок-н-ролла в мейнстрим стала
песня Билла Хейли «Rock Around The Clock». Однако
титул «короля рок-н-ролла» завоевал другой
белый артист — Элвис Пресли. Несмотря
на то, что его популярность и культовый
статус во многом превышали реальное качество
его работ по сравнению с пластинками
чёрных коллег, Элвис Пресли стал первым,
кто записал рок-н-ролл на одном с ними
уровне (когда диджеи ставили его первые
записи в эфир, они специально предупреждали,
что это поёт белый артист).
Другим знаменитым белым исполнителем
рок-н-ролла стал Джерри Ли Льюис, получивший
прозвище «Killer» за неистовую манеру исполнения
и игры на пианино. Чуть позже стала появляться
более мягкая форма «белого» рок-н-ролла,
связанная прежде всего с именами Бадди
Холли и Everly Brothers. 2.2. Рокабилли
На основе синтеза рок-н-ролла и кантри
(особенно его южного поджанра — хиллбилли)
появился особый поджанр рок-музыки —
рокабилли. Наиболее известные его представители
в 50-х — Эдди Кокрэн, Джин Винсент и Карл
Перкинс. Среди первых образцов рокабилли
выделяются некоторые ранние записи знаменитого
кантри-певца Джонни Кэша. Немалое влияние
на жанр оказали первые синглы Чака Берри
(«Maybellene») и Элвиса Пресли («That's All Right (Mama)»).
Музыка рокабилли вновь стала популярной
в 80-х годах. Среди представителей нео-рокабилли —
Stray Cats, The Cramps, Heavy Trash. 2.3. Рок-н-ролл в Англии
Хотя вплоть до появления бит-музыки Англия
в области рок-музыки не могла составить
Америке никакой конкуренции, первые рок-записи
стали появляться здесь уже в 50-х годах.
Если в Америке рок-н-ролл развивался в
тесном соприкосновении с корневыми жанрами
блюза и кантри, то на английский рок-н-ролл
оказал наибольшее влияние скиффл, в частности,
один из известнейших исполнителей скиффла
Лонни Донеган.
Первыми исполнителями рок-н-ролла, которые
смогли соперничать в английских чартах
с американскими исполнителями, стали
Клифф Ричард и The Shadows. Первый английский
рок-н-ролльный хит — «Move It» Клиффа Ричарда.
Среди появившихся в то время скиффл-групп
была и первая группа одного из основателей
The Beatles Джона Леннона The Quarrymen. 3. Рок-музыка 60-х годов
3.1. На границе десятилетий: сёрф
The Chantays
В 1957-м году была записана композиция
«Rumble» гитариста Линка Рея, в которой впервые
был использован эффект фузза (англ. fuzz) на гитаре;
таким образом, от этой песни в какой-то
мере происходят все «тяжёлые» жанры рок-музыки,
в частности, хэви-метал и панк-рок. Линк
Рей вместе с Диком Дейлом и The Surfaris положил
начало новому жанру инструментального
танцевального рок-н-ролла — сёрфу, основанному
на гавайском звучании гитары, обычно
с эффектом вибрато (англ. vibrato). Первой
сёрф-записью считается «Bulldog» The Fireballs,
а ключевыми представителями — The Ventures,
The Chantays, в Англии — The Shadows. Чуть позже инструментальный
сёрф уступил место вокальному сёрф-попу,
известнейшие представители которого —
Jan and Dean и The Beach Boys. Влияние звука сёрф породило
сёрф-рок, совмещавший традиционную рок-музыку
и сёрф-звучание; сёрф-рок песни встречаются
у множества исполнителей. 3.2. Первая половина
1960-х
На основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и
соула не без влияния народной британской
музыки в Англии стали появляться группы,
игравшие новую форму танцевальной музыки —
бит-музыку. Среди поджанров бита выделялся
мерсибит, типичными примерами которого
являются записи Gerry & The Pacemakers, The Searchers,
Rory Storm and the Hurricanes и ранние записи The Beatles.
Именно The Beatles со своим синглом «I Want To
Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в американских
чартах американских же исполнителей,
положив начало так называемому «британскому
вторжению» (англ. British Invasion). Параллельно
с этой формой музыки в Америке развивались
местные стили на основе фолка и кантри —
важнейшим из них стал фолк-рок. 3.2.1. Британское вторжение
The Beatles в 1964 г.
Термином «британское вторжение» принято
называть проникновение популярной британской
музыкальной культуры на территорию США.
The Beatles, с успеха синглов которых и начался
новый этап рок-истории, закрепили успех
«высадкой» на американский берег в феврале
1964 года. The Beatles уже в ранние годы представляли
собой принципиально новое явление в мировой
музыке, и в рок-музыке в частности — в
них соединялись необычайная музыкальная
плодотворность и принципиально новый
имидж (не просто автор-исполнитель с группой,
а четверо ярких личностей, группа, где
каждый поёт и каждый способен сочинить
хит). Охватившая практически весь мир
популярность The Beatles (её началом можно
примерно считать выступление на шоу Эда
Салливана в 1964 году) положила начало небывалому
для того времени явлению — «битломании».
Вслед за The Beatles обрел популярность и ряд
других британских групп. Музыкальная
жизнь Британии стала развиваться, открывались
новые музыкальные клубы, а бит-музыка
становилась всё более разнообразной. 3.2.1.1. Биг-бит и мерсибит
Ряд представителей «британского вторжения»
продолжали играть музыку в духе самых
ранних работ The Beatles — лёгкий, мягкий, мелодичный
бит. Наиболее успешными в данном направлении
оказались The Searchers (считавшиеся второй
по значимости мерсибит-группой), Herman's
Hermits, Manfred Mann, The Hollies. Также значительна
игравшая мелодичный бит с элементами
фолка группа The Zombies (их самый известный
хит — «She’s Not There»). 3.2.1.2. Ритм-энд-блюз
и блюз-рок
Ряд групп «британского вторжения» в большей
степени, чем остальные, подверглись влиянию
ритм-энд-блюза. В частности, с исполнения
ритм-энд-блюза начинали The Yardbirds. В начале
существования группы в её составе был
гитарист Эрик Клэптон, который быстро
покинул группу; на смену ему пришёл Джефф
Бек, которого в свою очередь сменил Джимми
Пейдж. Всё трое лид-гитаристов, прошедших
через Yardbirds, стали первым поколением «гитарных
героев» — вышедших на передний план гитаристов,
которые привлекали всё большее внимание
и имели собственных поклонников. Сильное
влияние ритм-энд-блюза испытали также
The Animals, которые использовали в качестве
лидирующего инструмента орган. Они записали
ставшую «канонической» кавер-версию
народной песни «House Of The Rising Sun», ставшей
одной из самых часто исполняемых песен
в рок-музыке. Однако самой влиятельной
группой, возникшей на основе ритм-энд-блюза
и на протяжении всей своей карьеры возвращавшейся
к блюзовым корнями, стали The Rolling Stones. Их
имидж был значительно более агрессивным,
«грязным», чем у The Beatles и мерсибит-групп;
звучание и проблемы, поднимаемые в песнях,
также демонстрировали новый подход к
музыке. 3.2.1.3. Появление жёсткой
музыки
The Who в 1975 году. «Тяжёлая» музыка
традиционно берёт начало с сингла группы
The Kinks «You Really Got Me» 1964 года. Здесь впервые
в рок-музыке были использованы «тяжёлые»
гитарный рифф и соло прифуззованной гитары.
Первые альбомы The Kinks отличались, наряду
с утяжелённым бит-саундом, также остросоциальными
текстами. Идеологически они стали одними
из основателей субкультуры модов (наиболее
популярна она была в середине 1960-х, придя
на смену тедди-боям).
Главными идеологами движения модов стала
группа The Who. Первые их два альбома являются
одними из самых жёстких записей своего
времени, а на сцене они отличались бешеной
энергетикой и тем, что впервые стали крушить
на сцене гитары. Также The Who считаются
одними из первопроходцев использования
нойза и фидбэка в роке, а некоторые их
тексты были довольно вольными для своего
времени. К музыке The Who впервые был применён
термин пауэр-поп.
Среди идеологов мод-движения стоит также
упомянуть The Pretty Things и The Small Faces. Эти группы
играли жёсткий вариант ритм-энд-блюза,
нередко с остросоциальными текстами.
Наконец, особняком среди британских первопроходцев
жёсткой музыки стоят The Troggs — среди всех
групп британского вторжения она была
наиболее близка к гаражному року.
3.2.2. Рождение фолк-рока
Хотя во времена пика «британского
вторжения» местная музыка в Америке была
вытеснена из хит-парадов, здесь продолжала
развиваться собственная рок-сцена. На
основе саунда вокальных фолк-групп и
фолк-исполнителей 30-50-х годов (не без влияния
блюза) создавали свою музыку фолк-исполнители
начала 60-х, влиятельнейшим из которых
являлся Боб Дилан. Он наглядно продемонстрировал
своему поколению, что в популярной музыке
можно говорить не только о любви мужчины
и женщины, но затронуть и множество других
тем, в том числе философских и социальных.
В 1965 году The Byrds положили начало
собственно фолк-року — с вокальными гармониями
на основе идей фолковых вокальных групп
и уплотнённым по сравнению с акустическими
фолк-исполнителями гитарным саундом.
Характерным для фолк-рока был также социальный
подтекст песен. В 1964 году Боб Дилан также
перешёл от акустического к фолк-роковому
звучанию, став знаковой фигурой рок-музыки
и записав одну из знаменитейших рок-песен
«Like A Rolling Stone». Buffalo Springfield стали второй
по значимости фолк-рок-группой Америки,
положив начало кантри-року. Немалый вклад
в развитие жанра внесли Нил Янг, Simon &
Garfunkel, Джони Митчелл. В Британии появилась
также своя фолк-рок-сцена, представителями
которой являются Fairport Convention, Steeleye Span,
Lindisfarne, Pentangle. Их стиль также принято называть
электрик-фолк; мотивы британской фольклорной
музыки здесь постепенно стали преобладать
над американскими корнями. Одна из ветвей
развития электрик-фолка, основателем
которой является Алан Стивелл, положила
начало кельтскому фолку. 3.2.2.1. Американский
поп-рок
На основе фолк-рокового саунда
в Америке 1965—1966 гг. стал формироваться
ранний поп-рок, важнейшими представителями
которого стали The Lovin' Spoonful, The Turtles, The Grass
Roots, The Mamas And The Papas (последние считаются
одной из влиятельнейших вокальных поп-групп
60-х). Поп-рок был гармонически и музыкально
ориентирован на фолк-рок, но не без влияния
сёрф-попа (в основном The Beach Boys). 3.3. Гаражный рок
Помимо той музыки, которая попадала в
чарты и на телевидение, в начале-середине
шестидесятых начал развиваться и своеобразный
андерграунд: группы, репетировавшие чаще
всего в гаражах и записывавшие грязные
и шумные пластинки. Не все представители
гаражного рока ориентировались на жёсткую
музыку, однако наиболее бескомпромиссные
из них считаются первыми прото-панк-музыкантами.
Многие из представителей гаражного рока
не выпустили даже одного полноценного
альбома, поэтому вышли и продолжают выходить
серии сборников, посвящённые гаражу и
включающие синглы, живые записи и другие
раритеты; самые известные из них — Nuggets,
Cover. 3.3.1. Истоки гаражного
рока
Мнения по поводу того, что считать первой
песней в жанре гаражного рока, расходятся.
Среди вариантов — «Rumble» Линка Рея, «Jenny
Lee» Jan and Dean, «Dirty Robber» The Wailers. Среди предшественников
прото-панка следует назвать и Литтл Ричарда,
и Джерри Ли Льюиса. В 1962 году записывается
главный гаражный стандарт — «Louie Louie»
The Kingsmen (кавер-версия забытого рок-н-ролла
1956 года, чуть ранее популяризированного
в узких кругах The Wailers), ставший одной из
самых перепеваемых песен в рок-музыке
и особенно в альтернативном роке. 3.3.2. Расцвет гаражного
рока
С началом британского вторжения гаражные
рокеры Америки получили образец для подражания —
британские группы. Расцвет гаражного
рока приходится на середину десятилетия.
Среди ключевых групп направления — The
Sonics, записывавшие безумные рок-н-роллы
с предельно утяжелённой гитарой и саксофоном,
The Seeds, игравшие более мягкую музыку с
использованием органа, а также The Standells,
Kenny and the Kasuals, The Music Machine, The Knickerbockers. Изредка
отдельные песни гаражных групп становились
хитами: так случилось с «Psychotic Reaction» Count
Five, «96 Tears» Question Mark & the Mysterians, «Dirty Water»
The Standells. Особняком среди гаражного рока
находятся Monks — группа, чьё оригинальное
звучание (хаотическая гитара, фидбэк,
безумные тексты, странные аранжировки)
не имеет близких аналогов среди рока
60-х. В целом имидж и музыка значительной
части гаражных команд оказали сильное
влияние на последующее развитие прото-панка
и панк-рока. 3.3.3. Фрикбит
Родственным по отношению к гаражному
року было и английское направление фрикбит,
представленное группами The Primitives, The Faires,
The Misunderstood. Оно стало своего рода андерграундной
реакцией на битломанию и британское вторжение,
а звучание фрикбита было близким к гаражному
року, но с большим влиянием бита и мод-культуры.
Среди других региональных гаражных сцен
примечательной была японская, получившая
название «group sounds». 3.4. Середина 60-х: начало
инноваций в рок-музыке 3.4.1. Появление психоделического
рока
The Byrds. Крайний справа — Роджер МакГуинн
В конце 1965—1966 годах в Америке
стал формироваться новый музыкальный
жанр — психоделический рок. Основой для
него стали, с одной стороны, музыкальные
поиски гаражных групп, с другой стороны —
развитие фолк-рока. Термин впервые был
применён по отношению к фолковой группе
Holy Modal Rounders; одной из первых гаражных психоделических
групп (и первой, использовавшей слово
«psychodelic» в названии альбома) стали The 13th
Floor Elevators. Основами роста психоделической
культуры стали развитие субкультуры
хиппи и наркотики (прежде всего галлюциногены) —
в частности, ЛСД, мескалин и даже марихуана.
Характерными для жанра стали «мистические»
саунд и тексты песен и, нередко, философия
хиппи (в частности идеалы любви и пацифизм).
Одной из предпосылок формирования психоделической
культуры Британии стало распространение
элементов индийской (рага) и другой этнической
музыки у групп британского вторжения.
Впервые индийские мотивы были использованы
Yardbirds и чуть позже развиты The Kinks. Впервые
использовали индийский инструмент ситар
в записи The Beatles, песни которых и стали
самым известным случаем использования
индийских мотивов в психоделическом
роке. 3.4.2. Другие инновации
Отталкиваясь от музыкальных идей психоделического
рока, Фрэнк Заппа в 1966 году заложил своим
дебютным альбомом основы рок-авангарда —
экспериментальной музыки, нередко с сатирическим
или даже антисоциальным подтекстом.
Для британской музыки того же времени
были характерны инновации в области поп-рока.
The Kinks, уйдя от жёсткого гитарного звучания,
пришли к поп-рок-музыке с сильным влиянием
мюзик-холла и без элементов психоделии,
которая получила название брит-поп и
возродилась в 1990-х годах. Элементы идей
The Kinks использовали многие группы британского
вторжения. В 1965 году The Beatles также пошли
по пути совершенствования своего раннего
звучания. Их работы 1965—1966-х годов сочетали
элементы ранней психоделии, брит-попа
и бита; 3.5. Вторая половина
1960-х. Расцвет классического рока
Хотя чёткого разделения музыки 1960-х годов
на несколько пластов не существует, именно
период с 1966 по 1969 годы принято считать
временем наибольшего расцвета так называемого
«классического рока» — этот условный
термин включает в себя все основные направления
музыки 60-х, начиная с «британского вторжения»
(в широком смысле он включает в себя также
хэви-метал и арт-рок 70-х). 1967 год традиционно
считается лучшим годом в истории рок-музыки —
годом, когда появлялись величайшие произведения
в жанре поп-рока, психоделического рока,
блюз-рока, и одновременно уже развивался
произошедший от гаражного и психоделического
рока ранний музыкальный андерграунд.
В развитии музыки конца 1960-х особенно
ярко проявились характерные для 1960-х
годов тенденции к увеличению её роли
в обществе: из ещё одного средства развлечения
рок-музыка стала феноменом контркультуры.
С рок-музыкой связаны движение хиппи
в Америке, Молодёжная революция в Европе
. 3.5.1. Расцвет психоделического
рока 3.5.1.1. Общие черты