Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 20:17, курсовая работа
Описание работы
Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п.
Содержание работы
Введение • 1 Музыкальная составляющая • 2 Первые шаги рок-музыки o 2.1 Рок-н-ролл в конце 50-х( трек1) o 2.2 Рокабилли o 2.3 Рок-н-ролл в Англии • 3 Рок-музыка 60-х годов o 3.1 На границе десятилетий: сёрф (трек2) o 3.2 Первая половина 1960-х 3.2.1 Британское вторжение(трек3) 3.2.1.1 Биг-бит и мерсибит 3.2.1.2 Ритм-энд-блюз и блюз-рок 3.2.1.3 Появление жёсткой музыки(трек4) 3.2.2 Рождение фолк-рока 3.2.2.1 Американский поп-рок o 3.3 Гаражный рок 3.3.1 Истоки гаражного рока 3.3.2 Расцвет гаражного рока 3.3.3 Фрикбит o 3.4 Середина 60-х: начало инноваций в рок-музыке 3.4.1 Появление психоделического рока (трек5) 3.4.2 Другие инновации o 3.5 Вторая половина 1960-х. Расцвет классического рока 3.5.1 Расцвет психоделического рока(трек6) 3.5.1.1 Общие черты 3.5.1.2 Американский психоделический рок 3.5.1.3 Британский психоделический рок(трек7) 3.5.2 Андерграундная музыкальная культура(трек8) 3.5.3 Конец десятилетия • 4 Рок-музыка 70-х годов o 4.1 Новые жанры рок-мейнстрима 4.1.1 Возникновение и развитие хард-рока 4.1.1.1 Формирование жанра 4.1.1.2 Развитие жанра(трек9) 4.1.2 Прогрессивный рок 4.1.2.1 Истоки жанра 4.1.2.2 Расцвет прогрессивного рока 4.1.2.3 Региональные сцены 4.1.2.4 Краут-рок 4.1.3 Джаз-рок 4.1.4 Глэм-рок 4.1.4.1 Рок-н-ролльный глэм(трек10) 4.1.4.2 Интеллектуальный глэм 4.1.4.3 Тяжёлый (металлический) глэм 4.1.5 Поп-рок и софт-рок 4.1.6 «Стадионный рок» o 4.2 Зарождение альтернативной музыкальной культуры 4.2.1 Развитие прото-панка 4.2.2 Появление новой волны 4.2.3 Появление панк-рока(трек11) o 4.3 Конец десятилетия. Развитие панк-рока и альтернативы 4.3.1 Панк-рок 4.3.2 Новая волна(трек12) 4.3.3 Появление пост-панка(трек13) 4.3.4 Зарождение индастриала • 5 Рок-музыка 80-х годов o 5.1 Рок-мейнстрим и метал 5.1.1 Поп-рок 1980-х 5.1.2 Развитие хеви-метала 5.1.2.1 NWOBHM и её влияние(трек14) 5.1.2.2 Глэм-метал и хэир-метал 5.1.2.3 Трэш-метал и брутальный метал o 5.2 Панк-рок в 80-х годах 5.2.1 Традиционный панк 5.2.2 Экстремальный панк: хардкор (трек15) 5.2.3 Возрождение рокабилли. Сайкобилли 5.2.4 Возрождение ска. Ска-панк o 5.3 Развитие пост-панка и новой волны 5.3.1 Новая волна 80-х 5.3.2 Эволюция пост-панка 5.3.2.1 Готик-рок 5.3.3 No Wave o 5.4 Расцвет альтернативного рока 5.4.1 Начало развития жанра 5.4.2 Нойз-рок 5.4.2.1 Нойз-поп и шугейзинг 5.4.3 Альтернативный рок конца 80-х 5.4.4 Британская сцена o 5.5 Музыкальный авангард • 6 Рок-музыка 90-х годов o 6.1 Альтернатива как часть мейнстрима 6.1.1 Гранж 6.1.1.1 Расцвет гранжа 6.1.1.2 Пост-гранж 6.1.2 Брит-поп 6.1.3 Инди-рок 6.1.3.1 Электронный рок 6.1.4 Альтернативный поп 6.1.5 Поп-панк o 6.2 Метал в 1990-х 6.2.1 Альтернативный и авангардный метал 6.2.2 Стоунер-рок 6.2.3 Ню-метал 6.2.4 Симфоник-метал 6.2.5 Развитие традиционных жанров o 6.3 Авангардная рок-культура • 7 Рок-музыка 2000-х годов o 7.1 Возрождение инди-стилей o 7.2 Нео-Прогрессив o 7.3 Развитие альтернативного попа Литература
К началу 90-х как традиционный
панк, так и хардкор, и oi! начали изживать
себя. Одной из последних влиятельных
групп традиционного панк-рока стали NOFX,
в чьей музыке, помимо хардкора, присутствовали
и своеобразный мелодизм, и элементы ска.
Однако в 1994 г произошло неожиданное событие —
два альбома групп Green Day и Offspring добились
крупного коммерческого успеха. Так началась
волна вливания панк-рока в мейнстрим.
Облегчённый и мелодичный панк-рок такого
рода получил название поп-панк; подобный
термин появился ещё в 70-е для обозначения
Ramones и Buzzcocks, и действительно, музыкально
поп-панк Green Day и Offspring был близким явлением —
хотя не без влияния мелодичного хардкора
вроде Descendents.
На волне популярности первых поп-панк
групп стали возникать новые (Blink 182, Sum
41, New Found Glory, в России Враги мух, НАИВ, Тараканы!).
Относительный успех имели также группы
юмористического панка — это как продолжавшие
карьеру The Toy Dolls, так и новые (The Presidents of
the United States of America, The Me First And The Gimme Gimmes, российские
Приключения Электроников). Важнейшие
поп-панк группы продолжают выпускать
интересные работы вплоть до настоящего
времени. 6.2. Метал в 1990-х
К началу 1990-х годов период расцвета многих
жанров метала уже закончился. В большинстве[источник не указан 585 дней] метал-жанров
в 90-е годы не появлялось новых пластинок,
способных сравниться с классикой 80-х.
Поэтому, за редкими исключениями, метал
стал развиваться в более авангардных
или основанных на смешении с какими-то
другими стилями направлениях. 6.2.1. Альтернативный
и авангардный метал
Альтернативный метал — разнородный и
эклектичный жанр метала, в котором присутствовали
элементы многих других жанров (от инди-рока
и гранжа до хип-хопа и фанка), стал популярным
и распространённым вскоре после завоевания
популярности гранжем. Однако уже в 80-е
появилась значительная часть важных
для жанра групп: например, Nine Inch Nails и Ministry,
комбинировавшие метал с индастриалом.
Одной из наиболее повлиявших на развитие
альт-метала 1990-х групп является Faith No More,
чья экспериментальная тяжёлая музыка
совмещала метал, фанк, рэп, а также элементы
прога и джаза. Фанковая гитарная основа,
элементы хип-хопа — все эти идеи, впервые
использованные Faith No More, стали органичной
частью метала 1990-х. На волне успеха альт-метала
появилось множество самых разноплановых
групп: Rage Against The Machine совмещали метал с
рэпом (т. н. рэпкор), Incubus — с фанком, Tool —
с арт-роком. Ещё более экспериментальным
саундом, усложнёнными структурами, экспериментами
с элементами самых разных жанров (от арта
до фолка) песен отличался авангардный
метал — примерами такого рода музыки
являются Arcturus, Diablo Swing Orchestra, Ulver. 6.2.2. Стоунер-рок
В начале 90-х стал развиваться
ещё один поджанр метала — Стоунер рок
(стоунер-метал), который обращался к идеям
психоделического рока и раннего метала
(Джимми Хендрикс, Black Sabbath), пытаясь передать
музыкальными средствами метала ощущения
от LSD-трипа или курения марихуаны. Жанру
положил начало релиз 1992 года группы Kyuss,
добившийся немалого успеха и у критики,
и у публики. Вслед за ним стали появляться
другие видные представители жанра — Fu
Manchu, Nebula, Queens Of The Stone Age (созданная бывшими
участниками группы Kyuss).
Korn
6.2.3. Ню-метал В середине 1990-х годов под влиянием
альтернативного метала, грув-метала,
трэш-метала, гранжа и рэпа появляется
поджанр ню-метал. Основателем этого стиля
принято считать группу Korn. Немалое влияние
на жанр оказали элементы фанка, введёные
в альтернативный рок Faith No More и Red Hot Chili
Peppers. Вместе с Korn появляются и другие группы
«первой волны» ню-метала, которые играли
разные стилевые варианты жанра и нередко
добивались успеха: Deftones и SlipKnot использовали
сочетание брутального саунда и фанка,
System Of A Down представила самое необычное
сочетание различных музыкальных направлений —
хэви-метала, ню-метала, металкора, панк-рока
и даже армянской народной музыки. Disturbed
и Deftones — элементы хэви- и трэш-метала,
Coal Chamber и Evanescence — готик-рока, Manhole — хардкора.
Therion
6.2.4. Симфоник-метал В европейском метале конца
90-х большое распространение получило
использование элементов классической
музыки — таких, как живые оркестры (или
замена их аналогичными синтезаторными
эффектами) и богатый, почти оперный женский
вокал. На основе пауэр-метала, готик-метала
и блэк-метала сформировался особый поджанр
симфоник-метал. Его появление обычно
связывают с экспериментами группы Therion
в середине 90-х. Наибольшей известности
добились группы Nightwish, Within Temptation, Kamelot,
Rhapsody of Fire, Lacrimosa, Apocalyptica, каждая из которых
смогла создать свой узнаваемый и запоминающийся
стиль.
6.2.5. Развитие традиционных жанров
Несмотря на общий упадок хэви-метала,
трэш-метала и других традиционных поджанров,
отдельные крупные фигуры традиционного
метала появлялись и в 90-х. Прежде всего
это Pantera, которые оказали решающее воздействие
на формирование пост-трэш-жанра грув-метал.
Также следует отметить, что в 90-х прошла
очередная волна блэк-метала — более мелодичного
и с влиянием готик-метала и симфоник-метала.
Группы этой волны (Dimmu Borgir, Cradle of Filth) добились
наибольшего коммерческого успеха за
всю историю блэка.
6.3. Авангардная рок-культура
Помимо продолжавшего творческую деятельность
Джона Зорна, ряд других коллективов также
играли рок-авангард или просто оригинальную,
не вписывающуюся в жанровые рамки музыку.
Лидером авангардного рока конца 1990-х-2000-х
вполне можно назвать Майка Паттона —
вокалиста Faith No More. На стыке электронной
музыки и хардкора создавали жёсткие нойзовые
записи одни из наиболее бескопромиссных
панк-музыкантов 90-х — Atari Teenage Riot. Начинавший
сольную карьеру ещё в 60-х певец Скотт
Уокер в 90-х и 2000-х записал крайне своеобразные
работы, в которых сочетаются поп-музыка,
нойз, классическая музыка, электроника.
Jon Spencer Blues Explosion отличались оригинальным
стилем, вобравшим в себя инди-рок, нойз-рок
и блюз; их можно назвать одними из первых
артистов, возрождавших гаражную эстетику.
Пост-индустриальное поколение музыкантов
создало своеобразные стили неофолк и
дарк-фолк (известнейшая группа — Current
93). К середине 90-х, наконец, стабилизировав
состав, группа The Legendary Pink Dots окончательно
сформировала свой оригинальный стиль,
смешав классическую психоделию в духе
ранних Pink Floyd, краут-рок, Нью-вэйв, индастриал,
дарк-фолк, нойз и дарк-эмбиент. Из групп
индустриальной сцены, отказавшись от
агрессивности звучания в пользу большей
мелодичности, на первый план выступили
Einstürzende Neubauten .
Развитие авангардной сцены 90-х стало
показателем успешного продолжения музыкального
поиска, экспериментов в музыкальном мире. 7. Рок-музыка 2000-х
годов
7.1. Возрождение инди-стилей
Фактически, с 2000 по 2009 годы в рок-музыке
не появилось ни одного крупного жанра.
Этот кризис в какой-то степени был компенсирован
возрождением и последующим развитием
ряда поджанров альтернативного рока —
в первую очередь гаражного рока, пост-панка
и брит-попа. Возрождение эстетики гаражного
рока началось ещё в 90-е годы — этому способствовали
и движение лоу-фай, и переосмысленный
блюз-рок Jon Spencer Blues Explosion. Одной из первых
групп, которые возродили гаражный рок,
стали The White Stripes — дуэт, музыка которых
основана на риффах метала 70-х, панк-рок-энергетике,
гаражной подаче материала и использовании
элементов фолка, кантри и особенно блюз-рока.
Помимо The White Stripes, базовыми группами возрождения
гаражного рока стали The Strokes, The Vines и The
Hives. Вслед за ними поднялась детройтская
рок-сцена (из которой вышли The White Stripes),
представленная Von Bondies, The Dirtbombs, The Detroit
Cobras, The Go. Близка к стилю также группа Yeah
Yeah Yeahs, исполняющая инди-рок с влиянием
арт-панка и женским вокалом.Другой линией
возрождения гитарной ретро-музыки стало
нарастание популярности гитарного пост-панка
и брит-попа. Эти стили объединены у наиболее
популярных вплоть до настоящего момента
британских рок-групп — Kasabian, Franz Ferdinand
и Arctic Monkeys, чей мелодичный брит-поп с элементами
электронного бита был подхвачен другими
группами Hot Hot Heat, The Libertines, The Killers, The Bravery.
Однако часть групп опираются и на чистый
пост-панк, с влиянием прежде всего Joy Division —
это в первую очередь Interpol и Editors. Электронный
пост-панк представляют LCD Soundsystem, She Wants
Revenge. 7.2. Нео-Прогрессив
Возрождение прогрессив-рока началось
ещё в 90-е годы, но именно в начале 21-го
века уровень популярности прогрессива
практически достиг уровня середины 70-х
годов, когда этот поджанр рок-музыки достиг
пика как в творческом, так и в коммерческом
планеВ первую очередь это связано с тем,
что The Mars Volta являются наиболее успешными
в коммерческом плане представителями
нео-прогрессива, возглавив чарты многих
стран мира и продав около 10 миллионов
альбомов. Развитие нео-прогрессива
идет сразу в нескольких направлениях:
Во первых, это молодые группы, участники
которой ранее играли в более примитивных
рок-группах (пример The Mars Volta, появившихся
на месте распавшихся At the Drive-In считается
хрестоматийным). Во вторых это группы,
которые, в связи с творческими поисками
и растущим уровнем игры музыкантов, постепенно
усложняющие свой саунд — тут в качестве
примера можно привести Muse, фактически
променявших альтернативный рок на нео-прогрессив.
Таже можно привести в пример группы, некогда
игравшие экстремальные направления металла,
но, с недавних пор, начавшие развивать
свой стиль (тут характерен пример группы
Opeth, некогда игравших дэт-метал, а ныне
считающихся локомотивами скандинавского
прогрессив-рока), а также группы альтернативного
рока и даже ню-метал, чей стиль развился
настолько, что его можно назвать прогрессивом
(например Coheed and Cambria) В третьих, это группы,
изначально играющие эту музыку с начала
90-х и даже конца 80-х годов, но получившие
всемирную известность уже в наше время —
характерен пример Porcupine Tree и, в какой то
степени, Dream Theater.
Омар Родригез-Лопез.
The Mars Volta сильно отличаются
от остальных групп этой сцены
широчайшим охватом исполняемых
жанров и стилей: фактически они
затронули все стили рок-музыки,
от джаз-фьюжн и пост-рока до альтернативного
металла и несколько смягчённого пост-хардкора,
а также вышли за пределы рока, экспериментируя
с сальсой, дабом, электроникой, эмбиентом
и даже трип-хопом. Они также предпочитают
несколько дестанцироваться от других
групп прогрессивного рока, отказываясь
с ними гастролировать и принимать участие
в их записях. В интервью гитарист и лидер
группы Омар Родригез-Лопез неоднократно
отвергал принадлежность группы к этому
жанру, при этом признавая безусловное
влияние Роберта Фриппа на свой стиль
игры. При разнообразии охватываемых стилей,
группа по-прежнему опирается на классический
прогрессив 70-х, в первую очередь Pink Floyd
и Genesis. Остальные группы нео-прогрессива
значительно уступают этим двум группам
как в коммерческом плане, так и в плане
влияния на другие рок-группы. 7.3. Развитие альтернативного
попа
Целый ряд направлений, близких к инди-року
и инди-попу, в 2000-х гг. достигают определённой
популярности. Прежде всего, это ряд артистов
на стыке инди-рока и фолка, иногда близких
к неофолку — Суфьян Стивенс, 16 Horsepower, Iron
& Wine, Devendra Banhart.
Другим направлением, получившим развитие,
стал инди-поп-рок с элементами кабаре
и, обычно, определённым влиянием панк-рока
или возникшего на основе панка направления
антифолк. Это театрализированная панк-кабаре
группа The Dresden Dolls, певицы Casey Dienel, Регина
Спектор; реже появляются группы этого
жанра с мужским вокалом (Man Man).
Литература
Эволюция зарубежной рок музыки
в XX—XXI веках / Автор П. А. Баимов — Красноярск,КГПУ, 2010. ISBN 7-97823-905-6
Музыка наших дней / Вед. ред. Д. М. Володихин —2002. ISBN 5-94623-025-5
Кнабе Г. С. Рок-музыка и рок-среда как формы
контркультуры // Кнабе Г. С. Избранные труды. Теория и история культуры. — М.-СПб., 2006.
Популярная музыка за рубежом.
1928—1997 гг.: Иллюстрир. биобиблиогр.
справочник / Сост. А. А. Герасимов, Ю. Ю. Герасимова, Н. В. Миронова, В. В. Ястребов: под общ. ред. В. В. Ястребова.
Ястребов В. В. Женщины в зарубежной популярной
музыке: Энциклопедический справочник
/ В. В. Ястребов. — М.: Изд-во НОТА-Р, 2004. — 912 с. (1824 стб): ил. — ISBN 5-98581-004-6.