Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 06:47, дипломная работа
Целью нашей работы стало изучение теории резонансного пения В.П. Морозова и апробирование теоретических положений этой теории на практике.
Задачи:
Рассмотреть различные подходы к воспитанию детского голоса;
Проанализировать историю возникновения резонансной теории;
Обосновать востребованность применения резонансной теории в детском хоровом пении.
Диагностировать вокальную оснащенность детей.
Апробировать теоретические положения на практике.
Введение……………..……………………………………………………...3
Теоретическая часть
Традиционные подходы к воспитанию детского голоса ……………………………………………………………………………………...7
История возникновения резонансной теории……………........…..8
Голосовой аппарат: резонаторы, их функции……….........…..…11
Применение резонансной теории в детском пении……….....….22
Особенности вокальной и вокально-хоровой педагогики…...…27
Практическая часть
Описание методических приемов развития резонансных ощущений и методов диагностики вокальной оснащенности………………..34
Анализ полученных результатов входящей диагностики………………………………………………..…………………......36
Описание поэтапного хода исследования развития резонаторных ощущений………………………………………………………………………...39
Результаты проведения исследования, выводы ………...………41
Заключение…………………………………….………………………….43
Список используемой литературы…………………………………….....42
Министерство образования и науки Красноярского края
КГБОУСПО «Красноярский педагогический колледж № 1
им. М.Горького»
по методике музыкального образования
Теория резонансного пения как основа формирования в детском хоре высокой певческой позиции
Выполнил: Кармадонова Анна Эдуардовна
студентка 41 гр. отделения
«Музыкальное образование»
Руководитель: Козырева Галина Григорьевна
ВКР допущена к защите: ___________
Оценка ГАК: ______________________
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………..………………………………………
Заключение…………………………………….……………
Список
используемой литературы…………………………………….....
Приложения…………………………….……………………
ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы «Теория резонансного пения В.П. Морозова как основа формирования в детском хоре высокой певческой позиции» не случаен. Наблюдая уроки пения и музыки в школе, имея собственный опыт работы с детьми, мы встречаемся с определенным явлением: большинство детей, приходящих на музыкальные занятия начинают петь голосом, мало отличающимся от разговорного. Набирая совершенно необученных детей в хор, первое, с чем мы сталкиваемся - это проблема дисмелодизма. «Гудеть» и петь «невпопад» будет вся или почти вся аудитория.
Причины этой ситуации очевидны. К сожалению, это повседневная реальность нашего бытия. То, что было естественно раньше - пение мамами колыбельных ушло в прошлое и практически не встречается в практике воспитания детей. Как говорил Ян Амос Коменский: «Что впервые будет внушено детям, будет ли это добро или зло, крепко внедрится в них, и последующие впечатления нелегко могут изгладить прежние, уже вкоренившиеся» (13, с. 195)
Одно
из основных положений детской педагогики,
эмпирически подмеченное и
Детский
певческий голос воспитывается
не только в классе вокального педагога;
на его формирование оказывает сильное
воздействие та звуковая среда, в
которой ребенок живет и
Поющие семьи в наше время - большая редкость. Совместное музицирование, хотя бы элементарное, из семей ушло совсем, ему на смену пришло радио и телевидение, которое не может нас порадовать качеством вокала певцов, исполнителей так называемой «попсы».
Прикладная функция музыки (пение во время труда) выражается не в собственном пении, а в неком звуковом фоне, которым служит стиль диско и уже упомянутой «попсы». Дети, слушая такое пение, чаще всего, в силу подражательной способности, искажают свой голос: искусственно «горлят», гнусавят, сгущают звук, «садят» его на грудь, копируют эстрадную манеру пения. Такая манера ведет к изнашиванию, обеднению тембра детского голоса, а зачастую и к потере голоса. Появляется необходимость обращаться к фониатору и фонопеду. Но чаще всего вообще не имеют певческого опыта, а если поют, то в разговорной зоне.
Данные
исследования вокально-эстетических предпочтений
школьников свидетельствуют, прежде всего,
о том, что ученики
В результате, прослеживается такая печальная тенденция, что русский народ, исконно считавшийся поющим, становится народом «говорящим».
Наблюдая
за проведением музыкальных
Актуальной нам эта проблема представляется еще и по той причине, что не всегда дети любят петь, особенно заметно это в подростковом возрасте. Да и как можно любить то, что у тебя не получается, от чего ты не получаешь эстетического удовольствия и удовлетворения.
Вполне понятно, что основная задача школьного эстетического воспитания состоит в приобщении детей к прекрасному миру музыки, пробуждении интереса к музыкальному творчеству, формировании у детей элементарных основ музыкальной грамотности (нотной грамоты, ладового чувства и др.), и пение хорошо служит этим целям как наиболее доступный вид музыкального творчества.
Одним из эффективных путей решения проблемы всеобщего музыкального образования является активная организация внеурочной деятельности. В Федеральном Государственном стандарте начального образования в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время на внеурочную деятельность (1).
Проблема. Перед учителями музыки и музыкальными руководителями общеобразовательных учреждений встает вопрос о том, как используя столь ограниченное время и имея перед собой столь пеструю аудиторию с разными музыкальными способностями, создать благоприятную почву для развития красоты, звонкости, полетности детского голоса, как сохранить здоровье голосов детей, как привить любовь к музыке и пению. Вышеперечисленные характеристики детского голоса возможны только при сформированности высокой певческой форманты, головного резонирования и хорошей опоры дыхания, что и является темой нашей работы.
Гипотеза: Резонансные принципы формирования звука, резонансные эмоционально-образные представления - эффективный путь воспитания певческой техники в детском школьном хоре.
Объектом нашего исследования является формирование резонаторных ощущений при пении.
Предмет - Теория резонансного пения В.П. Морозова.
Целью нашей работы стало изучение теории резонансного пения В.П. Морозова и апробирование теоретических положений этой теории на практике.
Задачи:
Методы педагогического исследования:
Теоретические методы педагогического исследования:
Эмпирические методы педагогического исследования:
1.1 Традиционные подходы к воспитанию детского голоса
Воспитание малолетних певцов в истории хорового пения имеет многовековые традиции, Известным является факт, что Иван Грозный в середине 16 века издал специальный указ о воспитании и обучении детей для пения в церкви. Дошедшие до нас сведения об обучении весьма скудны, но, начиная с 18 века, в этой области наметился прогресс. Это и зарубежные методики (Манфредини), и отечественные работы, наиболее из известных можно отметить работы М. Глинки и других авторов (19 в.). В нашей работе мы обращаемся к литературе 20 века - к литературе известной, популярной, ставшей «путеводителем» для руководителей детских хоров.
Говоря о звукообразовании в книге «Школьный хор», Г. Струве безапелляционно говорит, что в младшем хоре (7-10 лет) преобладает верхний резонатор, т. е. звукообразование осуществляется по фальцетному принципу (28, с. 153). Автор работы «Методика обучения сольному пению» А. Менабени пишет: «Детские голоса имеют высокое головное звучание», определяя зону примарного звучания детей 10-11 лет от f до h первой октавы (15, с. 47, с. 55).
Надо
отметить, что вышеприведенные авторы
трудились в период советского времени,
когда музыкально-
Самодеятельность и любительский хор – большая редкость, если же они и есть, то, скорее всего эти коллективы не «горят», а тлеют на углях инициативы одного человека. Большинство не только детей, но и взрослых людей если и начинают петь, то в той зоне, в которой привыкли говорить. Венгрус А.А. в своей статье «Музыкально-певческие возможности детей 3-18 лет» называет такой голос «непевческим» или «бытовым» (6, с. 162). Дети с такими голосами и составляют ту группу певцов, которую мы называем «гудошниками». «Таким образом, - говорит Венгрус, - в формате музыкального всеобуча исходной точкой траектории обучения должен стать процесс постановки голоса в технике резонансного пения, позволяющий из «непевческого» («бытового») голоса создать голос певческий (диапазон, сила, тембр, вибрато, неутомляемость, в эволюции голосок-голос-голосище» (6, с. 162).
Проведенные нами наблюдения в ОУ №70 подтверждают наши предположения о вокальных предпочтениях детей. В слуховом опыте у детей отсутствуют образцы настоящего вокального искусства. Их заменяют исполнители рэпа, рока, эстрады. Домашнее музицирование в большинстве семей отсутствует вовсе. Последствие этих реалий на лицо: детей начинают петь в той же манере, в какой привыкли говорить. В пении преобладает грудное резонирование. В исполнении песен многих ребят не прослушивалось даже намека на интонирование. Отсутствие постоянного вокального опыта сказывается в совершенной неспособности точно воспроизвести мелодию.
1.2. История
возникновения резонансной