Теория резонансного пения как основа формирования в детском хоре высокой певческой позиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 06:47, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы стало изучение теории резонансного пения В.П. Морозова и апробирование теоретических положений этой теории на практике.
Задачи:
Рассмотреть различные подходы к воспитанию детского голоса;
Проанализировать историю возникновения резонансной теории;
Обосновать востребованность применения резонансной теории в детском хоровом пении.
Диагностировать вокальную оснащенность детей.
Апробировать теоретические положения на практике.

Содержание работы

Введение……………..……………………………………………………...3
Теоретическая часть
Традиционные подходы к воспитанию детского голоса ……………………………………………………………………………………...7
История возникновения резонансной теории……………........…..8
Голосовой аппарат: резонаторы, их функции……….........…..…11
Применение резонансной теории в детском пении……….....….22
Особенности вокальной и вокально-хоровой педагогики…...…27
Практическая часть
Описание методических приемов развития резонансных ощущений и методов диагностики вокальной оснащенности………………..34
Анализ полученных результатов входящей диагностики………………………………………………..…………………......36
Описание поэтапного хода исследования развития резонаторных ощущений………………………………………………………………………...39
Результаты проведения исследования, выводы ………...………41
Заключение…………………………………….………………………….43
Список используемой литературы…………………………………….....42

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 89.80 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки  Красноярского  края

КГБОУСПО  «Красноярский педагогический колледж  № 1

им. М.Горького»

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

по методике музыкального образования

 

Теория резонансного пения как  основа формирования в детском хоре высокой певческой позиции

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

 

 

 

Выполнил: Кармадонова Анна Эдуардовна                                              

                    студентка 41 гр. отделения

                    «Музыкальное  образование»

Руководитель: Козырева Галина Григорьевна

 

     ВКР допущена к защите: ___________             

 

Оценка  ГАК: ______________________  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………..……………………………………………………...3

  1. Теоретическая часть
    1. Традиционные подходы к воспитанию детского голоса  ……………………………………………………………………………………...7
    2. История возникновения резонансной теории……………........…..8
    3. Голосовой аппарат: резонаторы, их функции……….........…..…11
    4. Применение резонансной теории в детском пении……….....….22
    5. Особенности вокальной и вокально-хоровой педагогики…...…27
  2. Практическая часть
    1. Описание методических приемов развития резонансных ощущений и методов диагностики вокальной оснащенности………………..34
    2. Анализ полученных результатов входящей диагностики………………………………………………..…………………......36
    3. Описание поэтапного хода исследования развития резонаторных ощущений………………………………………………………………………...39
    4. Результаты проведения исследования, выводы ………...………41

Заключение…………………………………….………………………….43

Список  используемой литературы…………………………………….....42

Приложения…………………………….………………………….……...45

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  

 

 

  

 

Выбор темы «Теория резонансного пения В.П. Морозова как основа формирования в  детском хоре высокой певческой  позиции» не случаен. Наблюдая уроки  пения и музыки в школе, имея собственный  опыт работы с детьми, мы встречаемся  с определенным явлением: большинство  детей, приходящих на музыкальные занятия  начинают петь голосом, мало отличающимся от разговорного. Набирая совершенно необученных детей в хор, первое, с чем мы сталкиваемся - это проблема дисмелодизма. «Гудеть» и петь «невпопад» будет вся или почти вся аудитория.

Причины этой ситуации очевидны. К сожалению, это повседневная реальность нашего бытия. То, что было естественно раньше - пение мамами колыбельных ушло в прошлое и практически не встречается в практике воспитания детей. Как говорил Ян Амос Коменский: «Что впервые будет внушено детям, будет ли это добро или зло, крепко внедрится в них, и последующие впечатления нелегко могут изгладить прежние, уже вкоренившиеся» (13, с. 195)

Одно  из основных положений детской педагогики, эмпирически подмеченное и сформулированное Я.А.Коменским в его «Великой дидактике» гласит, что в уменьях ребенка  не может быть ничего иного, чего ранее  не было в его чувствах и ощущениях.

Детский певческий голос воспитывается  не только в классе вокального педагога; на его формирование оказывает сильное  воздействие та звуковая среда, в  которой ребенок живет и развивается. Это пение, которое дети слышат, прежде всего, по радио, ТВ, в кино, в театрах, на улице, у друзей на вечеринках, на школьных дискотеках и т.д.

Поющие  семьи в наше время - большая редкость. Совместное музицирование, хотя бы элементарное, из семей ушло совсем, ему на смену пришло радио и телевидение, которое не может нас порадовать качеством вокала певцов, исполнителей так называемой «попсы».

Прикладная  функция музыки (пение во время  труда) выражается не в собственном  пении, а в неком звуковом фоне, которым служит стиль диско и  уже упомянутой «попсы». Дети, слушая такое пение, чаще всего, в силу подражательной способности, искажают свой голос: искусственно «горлят», гнусавят, сгущают звук, «садят» его на грудь, копируют эстрадную манеру пения. Такая манера ведет к изнашиванию, обеднению тембра детского голоса, а зачастую и к потере голоса. Появляется необходимость обращаться к фониатору и фонопеду. Но чаще всего вообще не имеют певческого опыта, а если поют, то в разговорной зоне.

Данные  исследования вокально-эстетических предпочтений школьников свидетельствуют, прежде всего, о том, что ученики общеобразовательных  школ имеют превратное представление  об эстетически полноценном звучании певческого голоса, не владеют сколько-нибудь четкими критериями определения  качества певческих голосов, отдают предпочтение бытовой, «микрофонной»  манере пения перед классической вокальной школой, руководствуясь при  этом такой непостоянной, но могущественной оценочной категорией, как мода.

В результате, прослеживается такая печальная  тенденция, что русский народ, исконно  считавшийся поющим, становится народом  «говорящим».

Наблюдая  за проведением музыкальных занятий  в средней общеобразовательной  школе, мы заметили, что при разучивании  и исполнении песен, руководитель часто не обращает внимания детей на качество интонирования. Главное, чтобы вместе произносили слова, в лучшем случае хорошо открывали рот. У детей не формируется вокальных и слуховых навыков, не смотря на то, что отдельные замечания и использование некоторых приемов могли бы изменить ситуацию.

Актуальной  нам эта проблема представляется еще и по той причине, что не всегда дети любят петь, особенно заметно это в подростковом возрасте. Да и как можно любить то, что у тебя не получается, от чего ты не получаешь эстетического удовольствия и удовлетворения.

Вполне  понятно, что основная задача  школьного эстетического воспитания состоит в приобщении детей к прекрасному миру музыки, пробуждении интереса к музыкальному творчеству, формировании у детей элементарных основ музыкальной грамотности (нотной грамоты, ладового чувства и др.), и пение хорошо служит этим целям как наиболее доступный вид музыкального творчества.

Одним из эффективных путей решения проблемы всеобщего музыкального образования является активная организация внеурочной деятельности. В Федеральном Государственном стандарте начального образования в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время на внеурочную деятельность (1).

Проблема. Перед учителями музыки и музыкальными руководителями общеобразовательных учреждений встает вопрос о том, как используя столь ограниченное время и имея перед собой столь пеструю аудиторию с разными музыкальными способностями, создать благоприятную почву для развития красоты, звонкости, полетности детского голоса, как сохранить здоровье голосов детей, как привить любовь к музыке и пению. Вышеперечисленные характеристики детского голоса возможны только при сформированности высокой певческой форманты, головного резонирования и хорошей опоры дыхания, что и является темой нашей работы.

Гипотеза: Резонансные принципы формирования звука, резонансные эмоционально-образные представления - эффективный путь воспитания певческой техники в детском школьном хоре.

Объектом нашего исследования является формирование резонаторных ощущений при пении.

Предмет - Теория резонансного пения В.П. Морозова.  

 

Целью нашей работы стало изучение теории резонансного пения В.П. Морозова и апробирование теоретических положений этой теории на практике.

Задачи:

  1. Рассмотреть различные подходы к воспитанию детского голоса;
  2. Проанализировать историю возникновения резонансной теории;
  3. Обосновать востребованность применения резонансной теории в детском хоровом пении.
  4. Диагностировать вокальную оснащенность детей.
  5. Апробировать теоретические положения на практике.

Методы педагогического исследования:

Теоретические методы педагогического исследования:

  1. Анализ научной и методической литературы по вокальному воспитанию (Г.П. Стулова, Г. Струве, А.Г. Менабени, А.А. Венгрус, В.П. Морозов).
  2. Сравнительно-исторический анализ.

Эмпирические  методы педагогического исследования:

  1. Наблюдение репетиций хоров в школах.
  2. Наблюдение (краткосрочное и долговременное);
  3. Мониторинг деятельности хоровых коллективов;
  4. Беседа с руководителями коллективов;
  5. Особые методы музыкальной педагогики: проверка вокальных данных детей;
  6. Статистические методы: регистрация, шкалирование.

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

1.1 Традиционные  подходы к воспитанию детского  голоса

Воспитание  малолетних певцов в истории хорового пения имеет многовековые традиции, Известным является факт, что Иван Грозный в середине 16 века издал  специальный указ о воспитании и  обучении детей для пения в  церкви. Дошедшие до нас сведения об обучении весьма скудны, но, начиная  с 18 века, в этой области наметился  прогресс. Это и зарубежные методики (Манфредини), и отечественные работы, наиболее из известных можно отметить работы М. Глинки и других авторов (19 в.). В нашей работе мы обращаемся к литературе 20 века - к литературе известной, популярной, ставшей «путеводителем» для руководителей детских хоров.

Говоря  о звукообразовании в книге «Школьный  хор», Г. Струве безапелляционно говорит, что в младшем хоре (7-10 лет) преобладает  верхний резонатор, т. е. звукообразование осуществляется по фальцетному принципу (28, с. 153). Автор работы «Методика обучения сольному пению» А. Менабени пишет: «Детские голоса имеют высокое головное звучание», определяя зону примарного звучания детей 10-11 лет от f до h первой октавы (15, с. 47, с. 55).

Надо  отметить, что вышеприведенные авторы трудились в период советского времени, когда музыкально-просветительская деятельность имела широкий размах в нашей стране, почти в каждом доме творчества, учебных образовательных  учреждениях, фабриках, заводах были созданы любительские хоры, ведущие  активную концертную деятельность. Самодеятельность не была редкостью. Некоторые из таких  самодеятельных хоров впоследствии из любительских поднимались до уровня профессиональных хоров. Пели все от мала до велика. Таков был дух того времени. Неудивительно, что среди поющего народа вырастали поющие дети. В наше время ситуация изменилась кардинально.

Самодеятельность и любительский хор – большая редкость, если же они и есть, то, скорее всего эти коллективы не «горят», а тлеют на углях инициативы одного человека. Большинство не только детей, но и взрослых людей если и начинают петь, то в той зоне, в которой привыкли говорить. Венгрус А.А. в своей статье «Музыкально-певческие возможности детей 3-18 лет» называет такой голос «непевческим» или «бытовым» (6, с. 162). Дети с такими голосами и составляют ту группу певцов, которую мы называем «гудошниками». «Таким образом, - говорит Венгрус, - в формате музыкального всеобуча исходной точкой траектории обучения должен стать процесс постановки голоса в технике резонансного пения, позволяющий из «непевческого» («бытового») голоса создать голос певческий (диапазон, сила, тембр, вибрато, неутомляемость, в эволюции голосок-голос-голосище» (6, с. 162).

Проведенные нами наблюдения в ОУ №70 подтверждают наши предположения о вокальных предпочтениях детей. В слуховом опыте у детей отсутствуют образцы настоящего вокального искусства. Их заменяют исполнители рэпа, рока, эстрады. Домашнее музицирование в большинстве семей отсутствует вовсе. Последствие этих реалий на лицо: детей начинают петь в той же манере, в какой привыкли говорить. В пении преобладает грудное резонирование. В исполнении песен многих ребят не прослушивалось даже намека на интонирование. Отсутствие постоянного вокального опыта сказывается в совершенной неспособности точно воспроизвести мелодию.

 

1.2. История  возникновения резонансной теории

Информация о работе Теория резонансного пения как основа формирования в детском хоре высокой певческой позиции