Теория резонансного пения как основа формирования в детском хоре высокой певческой позиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 06:47, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы стало изучение теории резонансного пения В.П. Морозова и апробирование теоретических положений этой теории на практике.
Задачи:
Рассмотреть различные подходы к воспитанию детского голоса;
Проанализировать историю возникновения резонансной теории;
Обосновать востребованность применения резонансной теории в детском хоровом пении.
Диагностировать вокальную оснащенность детей.
Апробировать теоретические положения на практике.

Содержание работы

Введение……………..……………………………………………………...3
Теоретическая часть
Традиционные подходы к воспитанию детского голоса ……………………………………………………………………………………...7
История возникновения резонансной теории……………........…..8
Голосовой аппарат: резонаторы, их функции……….........…..…11
Применение резонансной теории в детском пении……….....….22
Особенности вокальной и вокально-хоровой педагогики…...…27
Практическая часть
Описание методических приемов развития резонансных ощущений и методов диагностики вокальной оснащенности………………..34
Анализ полученных результатов входящей диагностики………………………………………………..…………………......36
Описание поэтапного хода исследования развития резонаторных ощущений………………………………………………………………………...39
Результаты проведения исследования, выводы ………...………41
Заключение…………………………………….………………………….43
Список используемой литературы…………………………………….....42

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 89.80 Кб (Скачать файл)

Подобная распевка проводилась на каждой репетиции.

  1. Для пения была выбрана песня «Ой, как было у царя, у Гороха» Наш выбор остановился на этой песне в силу ее достаточно высокой тесситуры, что и способствует поставленной нами задаче фомирования головного резонирования. Интересной нам эта песня показалась и своей ритмической остротой и оригинальной мелодикой. Исполняться песня должна легким non legato, способствующим формированию легкого, головного звучания.

Ознакомление и последующая  работа над разучиванием песни «Ой, как было у царя, у Гороха» (текст Суслова В., музыка Дубравина Я), подобранной с условиями использования головного резонирования (соответственные тесситурные условия) проводилась следующим образом:

  1. выразительное исполнение песни хормейстером;
  2. эмоциональный отклик детей на прослушанную песню (обсуждение в форме беседы: Понравилась ли песня? Трудна ли она для исполнения? Какие слова показались непонятными? Какие места показались особо трудными для исполнения? Знаете ли вы сказку о Царевне Несмеянне? С каким характером и настроением нужно исполнять эту песню?);
  3. разучивание песни игровым приемом «Эхо» (Построчное разучивание: хормейстер исполняет фразу – хор вторит словно эхо. Необходимо сразу обращать внимание хора на чистоту интонации, точность ритмического воспроизведения);
  4. закрепление  выученного материала (пение первого куплета со словами).

На каждом этапе разучивания акцентировать  внимание хористов на резонаторные ощущения.

 

2 неделя.

I - формирование ощущения головного резонирования: распевание (10-15 минут); упражнения с небольшими изменениями.

II- исполнение мелодии песни на закрытый рот, на звук «р» для нахождения головного резонирования, на слог «то» для активизации слухового внимания, облегчения звучания. Активная артикуляция детей в беззвучном режиме при исполнении хормейстером песни (эффект беззвучно играющего магнитофона).

 

3 неделя.

- закрепление и развитие  головного резонирования на распевочных упражнениях; усложнение упражнений.

- работа над разучиванием  песни «Ой, как было у царя, у Гороха». Пропевание песни на слоги: «зи», «ква», «ри», «ли», способствующих формированию резонаторных ощущений в головном резонаторе. Использование игрового приема «Эстафета» для прослушивания каждого хориста и индивидуальной работы с ним (поочередное пропевание каждым исполнителем по одной строчке, от одного к другому, как будто передают эстафетную палочку).

 

    1. Результаты проведения исследования, выводы

4 неделя  - Итоговый контроль:

  • Распевание;
  • Концертное исполнение разученной песни;
  • Индивидуальное прослушивание хористов;
  • Анализ полученных результатов, сравнение с первоначальными данными (прил. 4, 5, 6).

Нужно отметить, что работа для детей проходила увлекательно и интересно, поскольку предлагаемые задания содержали игровой момент, яркий образ или шутку.

 

К четвертой неделе занятий  у хористов появился яркий, приближенный звук. Уменьшилась сипота голосов, и благодаря опоре дыхания голоса стали звучать более уверенно, собранно, звучно. Тщательная работа над слуховым вниманием и интонированием привела к успешному исполнению унисона во многих местах музыкального текста.

Из 15 детей 7 имеют низкий уровень развития высокой певческой  форманты, 4 средний уровень развития ВПФ, 4 высокий уровень развития ВПФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резонансные принципы формирования звука, резонансные  эмоционально-образные представления - эффективный путь воспитания оптимальной  певческой техники в детском  хоре и на уроках пения в школе. Резонансная техника является высочайшим певческим искусством, средством  художественной выразительности, важнейшим  средством профилактики и лечения  профессиональных заболеваний голосового аппарата.

Теория  резонансного пения несет в себе важную природосообразную идею, заложенную в главном принципе теории - принцип максимальной активизации резонаторной системы голосового аппарата для достижения максимального акустического эффекта голоса при минимальных физических затратах поющего. Настройка голосов на резонансное пение обеспечит звучанию детского хора высокую позицию, полетный, несущийся в зал звук, способный «пробить» даже плотное звучание оркестра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г.№1241) http://standart.edu.ru/Board.aspx?Tmpl=Thread&BoardId=572&ThreadId=66/html
  2. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. - Вып.12.–М., 1977. – 304 с.
  3. Брандель С. Дифференцированное обучение пению в 1-м классе общеобразовательной школы. //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 6. – М., 1970.
  4. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. С-П.: Музыка, 2000. - 378 с.
  5. Венгрус Л.А.Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород,2000. - 245 с.
  6. Венгрус, Л.А. Музыкально-певческие возможности детей 3-18 лет//Вокальное и речевое образование. - М., 2010. — 368 с.
  7. Громова, М.Б. Проблемы вокального образования у детей// Вокальное и речевое образование. - М., 2010. - 368 с.
  8. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск14.- М., 1989. – 187 с.
  9. Давидова, Н.Х. Индивидуальный подход при формировании вокальных навыков// Вокальное и речевое образование.- М., 2010. - 368 с.
  10. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования:Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск:Наука. Сиб.отделение,1991. –165 с.
  11. Жданова Т. А.Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре/ Т. А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка,1978. - Вып. 13. - 267 с.
  12. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. - М., 1985. – 403 с.
  13. Коменский Ян Амос. Великая дидактика/Коменский Я.А. -
  14. Малинина, Е. М. Вокальное воспитание детей/Е.М. Малинина, - М., 316с.
  15. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению/ А.Г. Менабени. - М., 1987. - 287 с.
  16. Менабени, А.Г. Методы вокальной работы в школе//Музыкальное воспитание в школе. - М., 1976. - 309 с.
  17. Морозов В. Вокальный слух и голос. – М., 1965.
  18. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения/В.П.Морозов. - М., 2002. – 513 с.
  19. Морозов В.П., Кузнецов Ю.М., Сафонова В.И. Эмоциональный слух и музыкально-эстетические характеристики хорового пения//Художественный тип человека. Комплексные исследования.- М., 1994. – 165 с.
  20. Назаренко, И.К. Искусство пения/И.К. Назаренко. - М., 1969. - 206 с.
  21. Никольская-Береговская К. Начальный этап вокально-хоровой работы с детьми. 2-ое изд. – М., 1968. – 214 с.
  22. Овчинникова Т. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором. //Музыкальное воспитание в школе: Вып. 10. - М., 1975.
  23. Огороднов Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. – Л., 1972. – 196 с.
  24. Орлова Н., Добровольская Н. Что надо знать учителю о детском голосе. – М., 1972. – 243 с.
  25. Позднякова, Т.И. Резонансное пение как основа вокальной организации в учебном хоре// Вокальное и речевое образование. - М., 2010. - 368 с.
  26. Работа с детским хором: Сборник статей/Под ред. В. Соколова. - М., 1981.
  27. Сафонова, В.И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса//Работа с детским хором. — М., 1992. - 284 с.
  28. Струве, Г. Школьный хор/Г.Струве. - М., 1983. - 256 с.
  29. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению/Г.П.Стулова. - М., 1992. - 362 с.
  30. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002. – 312 с.
  31. Стулова, Г.П. Хоровой класс / Г.П.Стулова. - М., 1988. - 376 с.
  32. Шацкая В. Детский голос: Экспериментальные исследования. – М., 1970. – 289 с.

Информация о работе Теория резонансного пения как основа формирования в детском хоре высокой певческой позиции