Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 06:47, дипломная работа
Целью нашей работы стало изучение теории резонансного пения В.П. Морозова и апробирование теоретических положений этой теории на практике.
Задачи:
Рассмотреть различные подходы к воспитанию детского голоса;
Проанализировать историю возникновения резонансной теории;
Обосновать востребованность применения резонансной теории в детском хоровом пении.
Диагностировать вокальную оснащенность детей.
Апробировать теоретические положения на практике.
Введение……………..……………………………………………………...3
Теоретическая часть
Традиционные подходы к воспитанию детского голоса ……………………………………………………………………………………...7
История возникновения резонансной теории……………........…..8
Голосовой аппарат: резонаторы, их функции……….........…..…11
Применение резонансной теории в детском пении……….....….22
Особенности вокальной и вокально-хоровой педагогики…...…27
Практическая часть
Описание методических приемов развития резонансных ощущений и методов диагностики вокальной оснащенности………………..34
Анализ полученных результатов входящей диагностики………………………………………………..…………………......36
Описание поэтапного хода исследования развития резонаторных ощущений………………………………………………………………………...39
Результаты проведения исследования, выводы ………...………41
Заключение…………………………………….………………………….43
Список используемой литературы…………………………………….....42
По сравнению с голосом взрослого певца детский голос обладает меньшей силой, более узким динамическим и звуковысотным диапазоном, несколько сниженной дикцией, в спектре детского голоса значительно слабее выражена высокая певческая форманта и занимает более высокочастотное положение. В свете РТИП слабую выраженность ВПФ в детском голосе можно объяснить еще недостаточной сформированностью у них надгортанного резонатора, усиливающего ВПФ, а более высокочастотное расположение ВПФ в детском голосе - малыми размерами этого резонатора в соответствии с размерами гортани и всего голосового тракта в целом.
Опыт исследования акустических способностей детского голоса и психофизиологических особенностей детского организма и восприятия мира звуков, в том числе музыкальных и вокальных, позволяет определить критерии предрасположенности ребенка к вокальному искусству. Диагностика вокальной одаренности детей в рамках всеобщего школьного и дошкольного обучения весьма важна. Такие приемы как формирование групп с разным уровнем развития, создание ансамблей, кружков поможет выявить и поддержать детские таланты, развить их как творческих личностей, дать возможность почувствовать свое «я», а может и определиться с выбором жизненного пути.
Теория резонансного пения, рожденная многолетним творческим трудом профессора В.П. Морозова, несет в себе очень важную природосообразную идею, заложенную в главном принципе теории - принципе максимальной активизации резонаторной системы голосового аппарата для достижения максимального акустического эффекта голоса при минимальных физических затратах поющего. Резонансная техника пения хористов обеспечивает значительно более высокие эстетические качества хорового звучания. «Теория резонансного пения открывает новые горизонты для вокальной педагогики, как в сольном, так и в хоровом пении» - говорит в своей статье «Резонансное пение как основа вокальной организации в учебном хоре» Т.И. Позднякова (25, с. 251). В этой статье она поднимает проблему детских и молодежных хоров, выражающуюся в культивировании «инструментального» пения, искусственной нивелировке тембров голосов, отсутствии вибрато, ограниченности динамики. Хормейстер решая свои исполнительские задачи без вокального фундамента в хоре, будет только эксплуатировать свой живой инструмент, насаждая манеру «напевания», результатом которого чаще всего является горловое пение или пение на «связках». В противопоставление такому пению автором предлагается следовать Резонансной теории пения, которая является эффективным путем воспитания хоровой техники пения.
Восприняв резонансное пение как истинно правильное направление в вокальной педагогике, мы хотим определить некоторые пути развития резонансных ощущений у детей.
Учитывая выше изложенную проблему детского «гудизма» и «дисмелодизма», путь развития резонансных ощущений удлиняется. На первых порах у детей с грудным типом голосообразования необходимо сформировать, используя ряд приемов, головной тип резонирования. Рекомендуется найти высокие звуки, используя игру, сравнение. Дети очень хорошо отзываются на игру, с удовольствием входят в образ. Писк, чтение стихотворения в разных регистрах, взлетающий и падающий самолет и др. - и головное звучание, такое естественное для детей, хормейстеру обеспечено. Эти упражнения рекомендованы методикой развития детского голоса В. Емельянова.
Далее для достижения точности интонирования необходимо направлять слух и внимание ребенка на точное воспроизведение мелодии. Необходимо активизировать его слух, приучать к анализу и саморефлексии.
Как уже говорилось ранее, необходимо приучать слух детей к высоким образцам вокального искусства. Именно так возможно сформировать хороший вкус, создать в сознании эталон звучания человеческого голоса, привить любовь к истинному вокальному искусству.
Для проявления резонаторных и вибрационных ощущений в голове необходимо сочетание «певческого зевка» или «купола», обеспечивающего положение неба и глубокую дыхательную основу с близкой вокальной позицией и формирование согласных на кончике языка и губ. Эмоциональный настрой на состояние легкого удивления, радостного изумления, восхищения и т.д. Вышеперечисленные рекомендации даны Поздняковой Т.И. Рекомендуемая ею система вокальной работы в хоре составлена на основе Резонансной теории В.П. Морозова.
Сафонова В.И. рекомендует на первом этапе работы с хором пробудить ощущение головного резонирования, поскольку ребята недавно пришедшие в хор «тянут» разговорную манеру звукообразования в несвойственную ей высокую тесситуру. Ею же даны рекомендации по использованию вспомогательного тактильного приема для активизации резонаторных ощущений: прикоснуться рукой к резонаторам и петь так, чтобы ощущать их вибрацию.
Давидова Н.Х. рекомендует настраивая певцов на головное резонирование, предлагать им образ «пустой головы», то есть, если говорить методически правильно, - поднять мягкое небо. Для детской аудитории это могут быть образы купола или двигающегося парашюта.
В.
Емельяновым разработан ряд
Упражнения, способствующие формированию и усилению резонаторных ощущений в области головы:
Все эти упражнения необходимо исполнять радостно, весело, легко, используя чередование штрихов legato и staccato. Небходимо сохранять найденные вибрационные ощущения в области маски на протяжении всего распевания и дальнейшего пения.
Следует обратить внимание, что диагностические таблицы в адаптированном виде составлены на основе исследований Л. А. Венгруса (6 , с. 165-174). Считаем нужным описать основные моменты его работы. Цели исследования были следующие: во-первых, изучить реальные музыкально-певческие возможности детей, во-вторых, привлечь внимание музыкально-педагогической общественности к настоящему положению дел в сфере всеобщего музыкального образования (не специального), и, наконец, фактически доказать специалистам в данной сфере, что такие проблемы как отсутствие певческого голоса, отсутствие музыкального слуха, отсутствие многоголосия можно ликвидировать, «если обучение строить на основе реальных музыкально-певческих возможностей».
Детьми выполнялись следующие задания: речевое задание (произносили свое имя – примарный речевой диапазон), певческие задания (пели песню – первые два звука определяют примарный певческий диапазон, допевали песню до конца – по крайним звукам определяется общий диапазон, пели попевку вверх и вниз по полутонам – полный диапазон), интервью и анкетирование.
Исследование
теоретического материала выявило
«магистральные» направления
Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется в рамках группы продленного дня, где и проводятся хоровые репетиции. Хормейстером является Лидия Владимировна Друзенко — учитель музыки начальных классов. Одной из целевых установок создания хорового коллектива является концертная деятельность: участие в школьных концертах и различных мероприятиях. Не менее значимыми целями является привитие хоровой культуры, вокальных навыков, общеэстетического и духовного развития. Хор состоит из обучающихся 3-4 классов, существует с 1 сентября, режим работы – 1 час в неделю.
Направление вокально-хоровой работы, предложенное для этого коллектива было новым. До этого хор ответственно готовился к школьным мероприятиям, выступал на концертах, но тщательной вокальной подготовки хористов не проводилось. Хормейстер работала над чистотой интонирования, а такие важные моменты как опора дыхания, резонаторные ощущения при пении из внимания выпускались.
В первую неделю мы провели анализ вокальных данных хористов, включающий:
В ходе наблюдения выявилось следующее:
Девочки обладают достаточно широким диапазоном, есть верхний регистр, но говорить о владении головным резонатором в должной мере не приходится. Нет ощущения сфокусированности, приближенности, выведенности звука к резонаторам. Как видим, наличие верхнего регистра в диапазоне голоса не является залогом головного резонирования.
В процессе репетиции наблюдаемого хора отсутствовал такой важный этап как распевание, что, по сути, противоречит правильному голосовому режиму голоса. В процессе распевания происходит «разогрев» голоса, настраивание мышц голосового аппарата на правильные ощущения и, что очень важно, воспитание слухового и мышечного контроля своего голоса.
Для звучания хора характерна тембральная легкость, что присуще голосам детей 9 – 11 лет. При этом наблюдается сиплость голосов, связанная с недостаточной опорой дыхания и озвучивании голоса в резонаторах, тембральная и интонационная «грязь». Нет блеска и полетности хоровой звучности.
2. Следующий этап наблюдения заключался в индивидуальном прослушивании хористов и анализе полученных результатов, на основе которых была спланирована работа и подобраны соответствующие методы вокального воспитания. По прослушивании была составлена таблица, в которой были отражены вокальные данные каждого хориста. В диагностике участвовало 15 человек.
Поскольку целью нашей диагностики является определение уровня сформированности высокой певческой форманты, мы решили проверить взаимосвязь уровня развития высокой певческой форманты и полного певческого диапазона. В диагностику вошли следующие задания: дети произносили свое имя - определение примарной речевой зоны, начинали петь песню – определение примарных певческих тонов, исполняли упражнение вверх и вниз по полутонам – определение полного певческого диапазона и уровня сформированности высокой певческой форманты.
Критерии уровня владения головным резонатором (составлены на основе Резонансной теории пения В.П. Морозова):
Высокий уровень - голос имеет яркий, полетный характер; наличие опоры дыхания; сила голоса.
Средний – для голоса характерно наличие какой-то из характеристик, допустим, силы голоса, но отсутствие полетности, звонкости.
Низкий - голос звучит тускло, бледно, без «опоры» дыхания.
Полученные результаты по выявлению сформированности головного резонирования приведены в приложении (прил. 1 и 2).
Данные исследования показали, что из 15 детей низкий уровень имеют 9 детей, средний уровень развития ВПФ - 4, высокий - 2.
1 неделя: