Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:20, курсовая работа
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чувствительным к красоте в искусстве и жизни.
В школьных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
История хорового пения
Хоровое пение как вид музыкальной деятельности
1.3 Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки)
1.4 Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитии вокальных навыков
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Планирование и организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки
2.2 Анализ результатов педагогического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Певческие навыки образуются гораздо быстрее тогда, когда обучающийся стремится к пониманию действия, осознает свои ошибки и отличает хороший результат от плохого.
Сталкиваясь
с трудностями при выполнении
певческого задания, ученик под руководством
педагога начинает все больше и больше
обращать внимание на причины неудач,
находить способы для преодоления
технических трудностей, связывать
эти способы с хорошим
Сознательное отношение к выполнению определенной вокально-технической задачи немыслимо без мобилизации памяти и внимания.
Физиологической основой памяти является рефлекторная деятельность, проявляющаяся в том, что любой внешний раздражитель оставляет в коре головного мозга как бы «след». Это дает возможность повторного воспроизведения в те моменты, когда раздражитель отсутствует.
Различные виды памяти (механическая, логическая, эмоциональная, двигательная, слуховая) имеют большое значение в развитии вокально-технических навыков. Особую роль играет слуховая и двигательная память. Осознанное запоминание мышечных ощущений в процессе совершенствования голосового навыка составляет существенную сторону обучения пению.
Двигательная память особенно развивается на технических упражнениях. Однако специфика такого материала, лишенного словесно-смыслового значения и технические задачи способствуют выработке механической памяти. Вот почему, при переходе к художественным произведениям нужна кропотливая работа по дополнению памяти механической памятью смысловой [26, c.175].
Лучший
способ развития памяти во всех ее видах
— запоминание небольших
В деле воспитания памяти мощным фактором является внимание и сосредоточенность. Для того чтобы показ и объяснение фиксировались памятью, необходимо сосредоточенное внимание.
Процесс приобретения певческих навыков — это трудовой процесс.
Устойчивость внимания есть его существенное качество, и поддерживает в первую очередь ее интерес к объекту. Поэтому крайне важно отбирать для работы над развитием певческих навыков такие вокальные произведения, которые представляют для учащихся несомненный интерес. Постепенное углубление в материал, стремление к выявлению в нем все новых и новых сторон развивает сосредоточенность внимания. Задача педагога и заключается в умении акцентировать внимание ученика в каждый данный этап обучения на особенностях произведения.
В начале работы над произведением учитель сосредоточивает внимание ученика на содержании произведения. Дальше внимание переносится на его стилевые особенности. Затем педагог обращает внимание на вокально-технические приемы, при помощи которых можно раскрыть замысел композитора. В результате такого постепенного проникновения в произведение, путем сосредоточения внимания на его различных сторонах, вырабатывается способность концентрации внимания при исполнении произведения в целом.
Педагог должен направлять внимание ученика, выражающееся в готовности к действию в соответствии с указаниями или показом. При работе над развитием вокально-технических навыков распевание упражнений с концентрацией внимания могут принести больше пользы, чем время невнимательно выполняемых упражнений. По мере упражнений, способность к сосредоточенному вниманию - совершенствуется и закрепляется. Развитие внимания неразрывно связано с волей.
Одна из важных задач педагога заключается в развитии у ученика работоспособности, настойчивости в работе, дисциплинированности, внимания. Легкие задания мало пригодны для воспитания воли. Не следует забывать, что учебный материал должен представлять известную трудность и что только преодоление ее имеет значение в воспитании воли.
Существует мнение, что направление звука в то или иное место верхних резонаторных полостей достигается волевыми усилиями. Волевой импульс в данном случае считается решающим фактором, однако, никто еще не указывал на орган, который направлял бы звук в нужное место [29, c.143].
Если рассматривать целесообразность использования волевых усилий у обучающихся пению, то в вопросах «дыхания», «направления» звука, волевые усилия могут привести к целому ряду недочетов. Подтянутая гортань, сжимание мышц глотки, поверхностное дыхание, носовой призвук, неправильное положение гортани обычно характеризует пение тех учащихся, которые «направляют звук» и ищут «высокую» позицию. Перегрузка дыхания, «запирание» дыхания свойственно учащимся, сосредоточивающим свою волю и внимание только на дыхательном процессе.
Все психические способности певца (познавательные, чувственные и волевые) находятся во взаимосвязи, обусловливают друг друга и играют чрезвычайно важную роль как в воспитании и обучении пению в целом, так и в формировании его голосовой техники. Все обучение пению связано с совершенствованием ряда психических процессов: воли, внимания, памяти и другие.
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Планирование и организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки
В ходе данного исследования базой практики выступило Муниципальное Образовательное Учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа», исследование проводилось в третьем классе на уроках музыки.
В связи с темой квалификационной работы пред нами стоит задача – на практике проверить выдвинутую нами гипотезу. Мы полагаем, что процесс развития вокально-хоровых навыков будет эффективным, если:
- учитывать
психолого-педагогические
- использовать
специальные вокально-хоровые
Для того чтобы проследить формирование певческих навыков у школьников, необходим опыт работы. В своих исследованиях я опиралась на практический опыт педагогов-музыкантов и опыт работы учителя музыки в данной школе.
На первом этапе исследования было осуществлено знакомство с детьми данного класса, изучены их способности и увлечения, программа обучения. Для этого нами был проведен тест-опросник Владимира Петровича Анисимова на выявление когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций детей (Приложение 1). Данная работа проводилась в начале учебного года. По словам учителя музыки, не все учащиеся умеют правильно реализовать певческие навыки, следовательно, не имея успех в певческой деятельности, теряют интерес к пению.
Отсутствие у детей навыков грамотно, выразительно и эмоционально петь побудили провести методическую работу по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки, применить упражнения на занятиях. Эта работа проводилась на втором этапе исследования.
На третьем этапе подведены результаты педагогического эксперимента.
Значительное место в системе хорового обучения школьников занимают вокально-хоровые упражнения. Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности, достижению высокого уровня художественного исполнения.
Упражнения второй категории направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Эти упражнения служат более узким задачам [8, с.109].
Для развития каждого из средств вокально-хоровой выразительности: дыхания, артикуляции, звукообразования и других, необходим комплекс упражнений. В своем исследовании я опиралась на работы новосибирского ученого В.В. Емельянова, педагогов-музыкантов Г.А. Струве, Ю.Б. Алиева, П.Г. Чеснокова, К.И. Плужникова, А.Н. Стрельниковой.
Одна
из задач, стоящая перед школьными
занятиями музыкой – научить
каждого ученика владеть
Цель вокальных упражнений - вырабатывание певческих навыков, которые помогают ученику передать художественный образ песни, содержания хорового произведения. Участие в пении является одним из ведущих средств слухового и вокального воспитания. Выразительность, осмысленность во время пения растет с повышением индивидуальной музыкально-хоровой культуры.
Эти задачи мы пытались реализовать на занятиях музыки в процессе педагогической практики.
2.2 Анализ результатов педагогического исследования
Целью практической части нашего исследования явилось развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста. Мы предполагаем, что если правильно подобрать методические упражнения и выработать системный подход к их применению, то качество развития навыков будет лучше. Каждый в отдельности навык можно развить и добиться при этом хороших результатов.
На данном этапе мы учитывали особенности программы обучения данного класса, интересы детей в данном классе, способности класса и каждого ребенка в отдельности.
Были проведены следующие беседы:
Из беседы с классным руководителем, мы узнали, что дети в данном классе по темпераменту сильно отличаются, их увлечения различные. В целом класс дружный, но случаются конфликты. Классный руководитель считает, что это может быть связанно с различием интересов и темперамента.
Преобладающей оценкой в учебе у большинства членов группы является хорошо.
Как считает классный руководитель, ребята способные, но, иногда ленятся, что приводит к непониманию учебного материала или отставанию у отдельных личностей. В музыкальной школе занимается три человека, из них один мальчик.
Из беседы с учителем музыки и преподавателями сольфеджио, музыкальной литературы и хора мы узнали, что в школе достаточно детей, которые с удовольствием занимаются в музыкальной школе - это положительный момент. И, по их мнению, дети способные, и если у них есть желание заниматься музыкой, из способности развиваются очень хорошо. Дети в 3 классе занимаются по классу фортепиано и домры уже второй год и активно участвуют в делах школы. На их взгляд, работа с детьми проводится глубокая и основательная. Дети занимаются с интересом.
Определив психологический климат в классе, отношение детей к предмету, передо мной стояла важная задача включения в работу урока, в частности, использования упражнений и приемов развития певческих навыков на уроках музыки.
В начале работы с детьми я познакомила их с вокально-певческой установкой, объяснив, что если человек хорошо сидит, он хорошо себя чувствует, следовательно, и хорошо поет. Для этого приводились следующие слова: «Сидит дед – ему сто лет, нам меньше – мы сидим вот так». На первые слова необходимо сгорбиться, плечи наклонить вперед, когда произносится вторая фраза, плечи разводим и сидим прямо.
Как было сказано ранее, упражнения делятся на две категории. Поэтому перед разучиванием произведения я настраивала голосовой аппарат учащихся на работу. Для этого в увлекательной форме проводила дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой (Приложение 2).
Среди практических
упражнений с детьми по выработке
правильного совместного
Проводилась работа по распеванию на гласные, согласные буквы алфавита: гаммообразная попевка, пение интервалов, гармонических последовательностей с названием слогов «за», «да», «ма», «мо», «ра», «ру», «лё», «лю».
Применялись упражнения на формирование чистого высотного звука, расширение диапазона. Например, пение высоких нот, наклоняясь вперед, похлопывая ладонями по животу. Здесь использовалась методика распевания новосибирского ученого В.В. Емельянова (Приложение 3).
Изображение
огромного животного снизу
Особенность состоит в том, что я особенно уделяла внимание игровой форме в выполнении данных упражнений, что более активно позволло вовлечь учащихся в работу на формирование тех или других вокальных навыков.
При разучивании песни выполняются упражнения, соответствующие характеру данного произведения. На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. У детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания использовала попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Для четкого проговаривания текста применялись скороговорки: «На дворе трава, на траве дрова», «Пошла Поля полоть петрушку в поле», «Вело- мото- кино- фото- теле- радио- сипед», а также артикуляционная гимнастика (Приложение 4).