Вокально-хоровые навыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чувствительным к красоте в искусстве и жизни.
В школьных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
История хорового пения
Хоровое пение как вид музыкальной деятельности
1.3 Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки)
1.4 Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитии вокальных навыков
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Планирование и организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки
2.2 Анализ результатов педагогического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

236453.docx

— 99.36 Кб (Скачать файл)

Немаловажное  значение в произношении гласных  имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и  легко. Прежде всего, прививала умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные произносили утрированно, в первую очередь согласную «р». Обращала внимание детей на то, как следует переносить согласную к следующему слогу или слову, например: «опу-шка», а не «опуш-ка».

Большие трудности возникли в работе над  ансамблем. Для ритмического ансамбля использовались детские музыкальный инструменты: ребята прохлопывали заданный ритмический рисунок, а так же небольшие попевки. Темой четверти в 3 классе является «Развитие музыки». С понятием и видами музыкального развития мы знакомились на примере песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Разучиваемая детьми песня являлась хорошим примером динамического развития. Для этого мы с ребятами говорили о содержании произведения, главных смысловых моментах, и стремились передать свое отношение в исполнении.

Проводимая  работа осуществлялась с соблюдением  требований по охране детского голоса: класс проветривался, соблюдался режим работы и отдыха.

Ниже  в таблице приведены упражнения по распеванию, развитию навыков коллективного пения в классе.

 

№ занятия

Применяемые упражнения

1

Применяемые упражнения при распевании:

  • «Лошадки» Дети дышат громко, чтобы было слышно. 10 раз.
  • «Кошечки» Приседания с поворотами влево и вправо под музыку и без нее. 8 раз.
  • Распевание на гласные. По знаку руки - вдох носом, на выдохе пение звука до конца (а, о, у, и).
  • Распевание на слоги под аккомпанемент (ле-ми-ле, ма-мэ-ми-мо-му, ми (ма) -хи-хи-хи-хи )
  • Распевание на согласную. Три раза повторить отрывисто и на четвертый раз – протяжно (ж, м, з).

2

  • «Ладошки» Дети сжимают и разжимают ладошки под музыку. 6 раз.
  • «Ладошки» + «Кошечки». Под музыку и без нее. По 6 раз.
  • «Ладошки» + «Лошадки» и при этом приседание под музыку.8раз.
  • Распевание на согласные звуки (з, ж, н, м, б).
  • Рисование голосом динозаврика (он так же нарисован на доске, чтобы дети представили движение звука наглядно). Голова динозаврика – звук высокий, постепенно спускаемся к ногам – звук снижается до хрипения. Движение сверху - вниз.
  • Покричать 2 раза спокойно, на 3 – громче, на 4-5 – очень громко. На гласную «а»
  • Распевание на слог «юзия» на возвышение.
  • Распевание на гласные. Звук тянется, пока звучит нота. Сначала девочки, потом мальчики.
  • Распевание на слоги (ми-хи-хи-хи-хи, ма, мо)
  • Распевание скороговоркой (да-де-ди-до-да-де-ди-до (3 раза)-ду). Обратить внимание на дикцию.

3

  • Распевание на мелодию симфонии №40 В. А. Моцарта (на слог «ля», «лё», «ли»).
  • Распевание на слоги с открытым и закрытым ртом, очень тихо, просто тихо, громко и очень громко (лё-ли-лё-ли-лё).
  • Пропеть фразу «Светит солнышко к нам в окошечко» тихо, ласково, как марш.
  • Распевание по нотам (соль-ми-до, соль-ми-соль-ми). 8 раз.
  • Распевание по нотам (си-соль-ми).4раза.
  • Пение песни, выученной как домашнее задание «Большой хоровод». Сдают по одному на оценку.
  • Распевание скороговоркой (да-де-ди-до-да-де-ди-до (3 раза)-ду).

4

  • «Лошадки»
  • «Кошечки» + «Ладошки» под музыку и без нее.
  • Распевание на гласные. По знаку руки – вдох носом, на выдохе – пение звука до конца.
  • Распевание на слоги под аккомпанемент.
  • Распевание на согласные. 3 раза повторить отрывисто и на 4 раз протяжно (ж, м, з).
  • Рисование динозаврика голосом.
  • Прокричать 2 раза спокойно, на 3 – громче, на 4 – очень громко.

 

Используя упражнения разного характера, более  активно задействуются различные  области голосового аппарата: носовая  полость, рот, зубы, язык, голосовые связки, дыхание. Систематические занятия вокально-хоровыми упражнениями способствуют укреплению и развитию детского голосового аппарата, который необходим для успешного развития певческих способностей учащихся.

Об эффективности  использования данной системы вокально-хоровых  упражнений можно судить по результатам  диагностики. Входная диагностика  на уроках музыки показала, что учащиеся в самом начале обучения певческим  навыкам не достаточно проявляли  интерес к пению и развитию певческих способностей: не могли сосредоточиться на исполнении отдельных элементов мелодии, ритма, дыхательных упражнений.

Проведя практический эксперимент, мы видим, что учащиеся, которые выполняли цикл упражнений на развитие певческих способностей не только активно и с интересом продолжают работать на уроке, но и участвуют в дополнительных творческих мероприятиях школы. Они научились правильно использовать свои певческие способности, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность (Приложение 5).

По результатам  теста-опросника:

  • Низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, слабовыраженный интерес к музыке у Коли К., Никиты. П.
  • Средний уровень, наличие интереса к музыке, но с ярким предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки у Данила К, Кристины К., Наташи А.
  • Высокий уровень. Ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальной деятельности и разножанровой направленности – как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров у Наташи Ш.

Большинство учащихся стали быстро ориентироваться  в трудных проблемных ситуациях  и искать возможные решения в  исправлении певческих ошибок, используя  вокально-хоровые упражнения для  развития певческих способностей.

В результате обработки полученных данных, выяснилось, что цикл вокально-хоровых упражнений оказывает значительное влияние на формирование и развитие певческих способностей (Приложение 6).

Таким образом, учащиеся с высоким уровнем развития певческих способностей обладают творческим потенциалом, отличаются развитым чувством исполнительского мастерства, уверенностью в себе. Это помогает им принимать участие в музыкальной жизни школы, района, области и участвовать в конкурсах районных, областных и способствует в дальнейшем связать свою жизнь с песенным творчеством.

Методический  материал, примененный для проведения педагогического исследования, может  быть полезен в работе педагогам, студентам, преподавателям музыки.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Певческий голос сравнивают с музыкальным  инструментом, которым ребёнок может  пользоваться с малых лет. В пении  успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная  отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство  ритма. Кроме того, дети получают различные  сведения о музыке, приобретают умения и навыки.

В работе было рассмотрено существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России, значение хорового пения, раскрыли средства вокально-хоровой выразительности в пении. Изучили и проанализировать значение индивидуально-психологических различий в вокальной педагогике.

Выявили и проверили результативность использования комплекса педагогических условий, способствующих развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки.

В практической части исследования мы выявили музыкальные интересы учеников данного класса. На протяжении месяца в течение четырех занятий мы использовали упражнения на развитие певческих навыков. Наблюдения и беседы показали, что не все учащиеся умеют правильно реализовать певческие способности, следовательно, не имея успеха в певческой деятельности, теряют интерес к пению.

Дети  при исполнении вокального произведения допускали серьезные ошибки, а  именно, не могли правильно интонировать мелодию, передать ритмический рисунок  произведения, эмоционально окрасить его, вникая в текст. В подтверждение данной проблемы проводилась диагностика, результаты которой показали, что многие учащиеся не умеют правильно владеть техникой дыхания во время пения, многие не имеют представления о звуковысотном соотношении, интонировании и используют возможности голоса при пении не в полном объеме, а на бытовом уровне.

На диагностических  беседах выяснилось, так же, нравится ли ученикам на уроке музыки петь хором, сольно. Выявленные музыкальные интересы и пристрастия учеников помогли  наметить перспективы дальнейшей деятельности.

В результате поведения эксперимента, выяснилось, что цикл вокально-хоровых упражнений оказывает значительное влияние  на формирование и развитие певческих  способностей.

Учащиеся  научились правильно использовать свои певческие способности, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность. Большинство учащихся стали быстро ориентироваться в трудных проблемных ситуациях и искать возможные решения в исправлении певческих ошибок, используя вокально-хоровые упражнения для развития певческих способностей.

И отсюда мы можем говорить о подтверждении поставленной нами гипотезы.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
  2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
  3. Вербов А.М. Техника постановки голоса. Госуд. муз. изд-во. Москва, 1961.- 28с.
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968. – 123 с.
  5. Герцман Е. Гимн у истоков нового завета. Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. – М., 1996. – 247 с.
  6. Детский голос. Экспериментальные исследования. Под ред. В.Н. Шацкой. М.: «Педагогика», 1970.- 246 с.
  7. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1998. – 69 с.
  8. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.
  9. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – 2-е изд. – М.: Музыка,1996. – 368 с., нот, ил.
  10. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М., 1951. – 99 с.
  11. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж./Оформление обложки А. Лурье – СПб.: Лань. – 192 с.
  12. Зарин Д. И. Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом, год 1-й. – М.,1907.
  13. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М., «Музыка», 1965.- 28с.
  14. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
  15. Зинченко В.П. Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В.П., М.: Педагогика-пресс, 1999.- 440 с.
  16. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. – М., 1964. – т.2. – 245 с.
  17. Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. М., АПН, 1952. – 167 с.
  18. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – Ленинград: Изд-во «Музыка», 1967. – 67 с.
  19. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.: ил.
  20. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М., 1985. – 78 с.
  21. Немов Р. С. Общая психология. – М., Просвещение, 1970. - с.176.
  22. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Л.И. Скворцова. - М.: Издательский центр ОНИКС. Мир и Образование, 2005. – 1200 с.
  23. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
  24. Основы вокальной методики. Методич. рекоменд. по вокалу. Вологда, «Русь», 2003.- 36 с.
  25. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т.3, кн. 2-я. – 250 с.
  26. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
  27. Плужников К.И. Механика пения. – СПб: «Композитор. Санкт-Петербург», 2004.
  28. Прянишников И.П. Советы обучающихся пению. Госуд. муз. изд-во, М., 1958.- 52 с.
  29. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнатская, Н.И. Кнященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 232 с.
  30. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240 с.
  31. Рудик А. П. Психология. – М.: Учпедгиз, 1955. – 167 с.
  32. Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие для студ. муз. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 с.
  33. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Издательство «Прометей», 1992. – 270 с.
  34. Струве Г.А. Когда запоет школа? // Искусство в школе. - 1996. - № 1. - С.50
  35. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. - Т.8. – М.: АПН, 1950. – 283 с.
  36. Федонюк В.В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников», 2003. – 64 с., с ил.
  37. Чесноков П. Г. Хор и управление им. – М., 1961. – 52 с.
  38. Яранцева Я.Г. Воспитание вокалиста. Учебно-методич. пособие. Вологда, 2006. - 49 с.

 

 

Приложение 1

 

Тест-опросник выявления когнитивного компонента музыкально – эстетических ориентаций детей 6 – 8 лет.

 

 

  1. Ты любишь музыку?
  2. Нравится ли тебе петь? Если да, то, что именно, какие песни?
  3. Где тебе нравится больше петь – в школе, студии или дома?
  4. Поют ли твои мама и папа дома или в гостях?
  5. Какие песни тебе нравится петь, а какие слушать?
  6. Где ты чаще слушаешь музыку – в концертном зале или дома по телевизору и радио?
  7. Что ты больше любишь – петь, рисовать или танцевать под музыку?
  8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо музыкальном инструменте? Каком?
  9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если да, то, какие?
  10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
  11. Какие исполнители, певцы тебе больше нравятся?

 

 

Приложение 2

 

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

 

Стрельникова  Александра Николаевна – педагог-вокалист создала свою систему в 30-е годы.

 

1-е упражнение «Ладошки»

Исходное  положение: встаньте прямо, согните  руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю – поза экстрасенса.

Делать  шумные, короткие, ритмичные вдохи  носом и одновременно сжимать  ладошки в кулачки (делать хватательные движения).

Подряд  сделать 4 резких, ритмичных вдоха  носом (то есть «шмыгнуть» 4 раза). Затем  руки опустить и отряхнуть, 3-4 секунды  пауза. Ещё сделать 4 коротких и шумных вдоха, и снова пауза.

Помните: активный вдох носом, пассивный выдох  ртом.

Нормы: прошмыгайте  носом 24 раза по 4.

В начале урока возможно лёгкое головокружение. Не пугайтесь, оно пройдёт к концу  урока. Если головокружение сильное, то сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы, после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10).

 

2-е упражнение «Погончики»

Исходное  положение: встаньте прямо. Кисти рук  сжаты в кулачки и прижаты  к поясу. В момент вдоха резкотолкаем кулачками к полу, как бы отжимаясь  от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти  рук возвращаются в исходное положение  на уровень пояса, плечи расслаблены.

Выше  пояса кисти рук не поднимать, сделать подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений.

Информация о работе Вокально-хоровые навыки